Электронный портфель учителя информатики

Разделы: Общепедагогические технологии


Перед каждым учителем, который работает достаточно давно, однажды встает проблема оптимального доступа к материалам, используемым в работе. Я начинала решать эту проблему, выполняя итоговую работу по курсу баз данных, руководя детской научной работой “Методическая копилка учителя информатики”, работая над методическим портфолио для учителя иностранного языка. Результатом этих усилий и стала данная работа – “Электронный портфель учителя информатики”. Это – база данных, выполненная в среде MS ACCESS 2003. Для работы с нею нужны элементарные навыки работы с СУБД ACCESS. Как показывает мой опыт работы с учителем иностранного языка, приобрести их несложно, поэтому мой “портфель” можно использовать и другим предметникам.

Я реализовала следующую структуру:

  • информационный раздел;
  • информационно-аналитический раздел;
  • методический раздел;
  • учебно-методическая деятельность;
  • научно-методическая деятельность;
  • организационно-методическая деятельность;
  • экспертиза и диагностика.

В базе каждому разделу соответствует одноименная форма. Понадобилась и определенная структура папок на диске. Вот она:

 

Файл базы Приложение1.mdb. Он в папке BASE. Гиперссылки настроены на работу в текущей папке, там, где база Приложение1. На перечисленных выше формах есть кнопка выхода в папку (это гиперссылка, она может быть изменена в режиме конструктора). В папке МАТ( материалы) данные сохраняются в папках по теме материала, например: папка Графика, папка HTML, история ВТ, и т.д.

Перейдем к содержимому базы.

Что хранить в каждой, форме можно узнать, заглянув в базу. Это демоверсия, место на диске нужно экономить, поэтому адреса файлов (гиперссылки) есть далеко не везде. Но почти в каждой форме они есть. Можно посмотреть, как идет работа с конкретным документом

Данных в форме много, поэтому целесообразно использовать фильтры (чаще, фильтр по выделенному), а также кнопку поиска , (нужно установить курсор в поле, по которому пойдет поиск, затем нажать на кнопку).

Форма “Научно-методическая деятельность”

Здесь данные не только о работах и выступлениях детей, но и о работах и выступлениях учителя. “НМР” означает “научно-методическая разработка”. Информацию типа “1 МЕСТО”, “ШКАФ”, “ПАПКА ПО ТЕМЕ”, оформленную как гиперссылка, нужно воспринимать буквально.

При подготовке к уроку можно использовать краткое и полное портфолио.

Форма “Краткое портфолио”

Состоит из основной формы “Темы” и подчиненных форм “Уроки” и “Материалы к уроку”. В форму “Уроки” можно ввести/прочитать уроки по теме, указанной в форме “Темы”. Контроль за совпадением количества часов осуществляет пользователь. Адрес в поле Конспект_урока я вводила из ярлыка, скорректировав его так, чтобы данные использовались для текущей папки. Очень удобно, когда имена файлов-конспектов по одной теме отличаются только номером урока. Тогда вставляем одну и ту же ссылку для всех уроков, меняя лишь номер в контекстном меню.

В форму “Материалы” можно ввести данные о новых материалах, используя подстановки и привязать их к конкретному уроку, указав номер урока в соответствующем поле. При этом в выделенных полях появится информация из формы “Темы”. Не пытайтесь изменить информацию в выделенных цветом фона полях! Несколько сложнее привязать имеющийся материал к урокам этой темы, т.к. производится выборка материалов по указанной теме. Числами обозначен порядок действий.

Запрос по теме материала делается один раз на сеанс работы всей формы “Краткое портфолио”. Если требуется выбирать материал по другой теме, то форму нужно закрыть форму и открыть заново.

Для ввода и корректировки тем нужно нажать кнопку с надписью “все темы”.

Форма “Полное портфолио”

В столбце “Печать и просмотр данных” формируются документы для печати.

Для проверки рекомендуется ввести в диалоговые окна такие данные – столбец “Печать и просмотр данных”

Пункт 1 диалоговое окно 2 диалоговое окно 3 диалоговое окно Примечание
Темы по классу 7 - - ( или любой с 5 по 9 кл.)
Планирование 7 - -  
Уроки по теме Объекты и системы 7 -  
Материалы по теме ТР - - Текстовый редактор
Материалы к уроку Объекты и системы 7 4  

Чтобы не писать в диалоговом окне тему урока самому, щелкните по кнопке пункта “Темы уроков”, и поместите ее в буфер обмена (Ctrl+C).

Заключение

Данная работа, скорее интересный конструктор, идея, для воплощения собственных замыслов, чем что-то идеально законченное, т.к. портфолио у каждого будет очень индивидуальным.

С его помощью, например, подключив таблицу “Термины”, можно отследить термины, появляющиеся на уроках по классам, по темам. Можно задаться целью, и мы сможем узнать, какие навыки должен иметь ученик к конкретному уроку любой темы. И таких задумок много. Самое трудное при работе с базой – ее заполнить. Это кропотливая работа, приходится многое сканировать, искать в своих бумагах. Но результат того стоит. И последнее замечание. Учитель работает в школе и дома. Поэтому, создав базу, я поместила ее на D: и дома, и на работе. Небольшие изменения вношу с флэшки.