Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в последней четверти XX века к качественно новой образовательной ситуации.
Изменения, происходящие в экономической и политической жизни нашего общества, неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы.
В государственной программе развития воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме. [9,100; 10, 141]
Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его становления.
А.П. Леонтьев, P.C. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития личности с одной из важнейших потребностей человека – быть личностью. [3,51.]
Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса, как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы. [6, 134]
В определении понятия “личность” мы придерживаемся, точки зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность – эта система отношений к миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [15, 165; 14, 98]
Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений, способностей, потребностей младших школьников в деятельности.
Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности, ответственности, способности расширять свои знания, умения действовать по собственной инициативе. [1, 125.]
Возможным средством формирования субъектных свойств личности младшего школьника являются психолого-педагогические условия.
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях
Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который включает в себя: [2,78]
- Первое выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника)
- Второе и третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки)
Кроме того, первое педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику, второе и третье – внутренние условие, данные условия в реальном процессе тесно связаны между собой.
В результате проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектных свойств личности [5,116]
Таблица 1
Критерии и показатели сформированости субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника как результата
№ | Критерии | № | Показатели | |||
1 | Самостоятельно поставленная цель (проявление инициативности) |
1 | Знание понятия “цель” | |||
2 | Знание характеристик цели | |||||
3 | Знание основ целеполагания | |||||
4 | Умение поставить цель | |||||
5 | Наличие критериев достижения цели | |||||
2 | Планирование собственной деятельности по достижению поставленной цели |
1 | Понимание важности и необходимости плана собственной деятельности для достижения поставленной цели | |||
2 | Знания о том. что такое план собственной деятельности и как он составляется | |||||
3 | Умение планировать свою деятельность | |||||
4 | Наличие плана собственной деятельности для достижения поставленной цели | |||||
3 | Самостоятельная деятельность по достижению цели (проявление самостоятельности) | 1 | Выполнение деятельности по достижению поставленной цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с определенными задачами и составленным планом) | |||
2 | Осознанность деятельности | |||||
3 | Осуществление самоконтроля за деятельностью по достижению цели | |||||
4 | Принятие на себя ответственности за осуществляемую деятельность | |||||
4 | Самоанализ собственной деятельности по достижению цели (проявление ответственности) | 1 | Понимание важности и необходимости самоанализа собственной деятельности | |||
2 | Знание форм проведения самоанализа | |||||
3 | Определение продуктивности собственной деятельности8 по достижению цели | |||||
4 | Наличие выводов по усовершенствованию своей работы |
Предполагает соблюдение комплекса психолого-педагогических условий, включающих:
- образовательная система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности младшего школьника;
- конструирование педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе создастся активное межличностное общение;
- эффективно используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению школьников в различные виды деятельности;
- в школе реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих формированию субъектных свойств личности младшего школьника. [1, 46]
Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.
Список литературы:
- Айзман Р.И, Айзман Л.К, Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – Томск. Пеленг, 2004.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания // Психология личности. М.: 2000.
- Бабанский Ю.К. Об актуальных вопросах методологии и дидактики // Педагогика., – 2002. – №4. – с. 45–49
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников: Санкт-Петербург, 2005.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М. Педагогика, 1975. – 56с. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. ПЕДАГОГИКА.М.: 2000.
- Стратегия модернизация российского образования.
- Субетто А.И. Философия качества образования // Педагогика, – 2002 – №2. – с. 34–37.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2004.
- Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 2003.
- Шамова Т.И, Трерьяков П.И, Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002.
- Шиянов Е.Н, Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999.
- Шишлова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей. М.: Айрис-пресс, 2004
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.