Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности как условие обеспечения успешности личности

Разделы: Начальная школа


Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в последней четверти XX века к качественно новой образовательной ситуации.

Изменения, происходящие в экономической и политической жизни нашего общества, неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы.

В государственной программе развития воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме. [9,100; 10, 141]

Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его становления.

А.П. Леонтьев, P.C. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития личности с одной из важнейших потребностей человека – быть личностью. [3,51.]

Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса, как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы. [6, 134]

В определении понятия “личность” мы придерживаемся, точки зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность – эта система отношений к миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [15, 165; 14, 98]

Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений, способностей, потребностей младших школьников в деятельности.

Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности, ответственности, способности расширять свои знания, умения действовать по собственной инициативе. [1, 125.]

Возможным средством формирования субъектных свойств личности младшего школьника являются психолого-педагогические условия.

Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях

Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который включает в себя: [2,78]

  • Первое выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника)
  • Второе и третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки)

Кроме того, первое педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику, второе и третье – внутренние условие, данные условия в реальном процессе тесно связаны между собой.

В результате проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектных свойств личности [5,116]

Таблица 1

Критерии и показатели сформированости субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника как результата

Критерии Показатели
1

Самостоятельно поставленная цель (проявление инициативности)

1 Знание понятия “цель”
2 Знание характеристик цели
3 Знание основ целеполагания
4 Умение поставить цель
5 Наличие критериев достижения цели
2

Планирование собственной деятельности по достижению поставленной цели

1 Понимание важности и необходимости плана собственной деятельности для достижения поставленной цели
2 Знания о том. что такое план собственной деятельности и как он составляется
3 Умение планировать свою деятельность
4 Наличие плана собственной деятельности для достижения поставленной цели
3 Самостоятельная деятельность по достижению цели (проявление самостоятельности) 1 Выполнение деятельности по достижению поставленной цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с определенными задачами и составленным планом)
2 Осознанность деятельности
3 Осуществление самоконтроля за деятельностью по достижению цели
4 Принятие на себя ответственности за осуществляемую деятельность
4 Самоанализ собственной деятельности по достижению цели (проявление ответственности) 1 Понимание важности и необходимости самоанализа собственной деятельности
2 Знание форм проведения самоанализа
3 Определение продуктивности собственной деятельности8 по достижению цели
4 Наличие выводов по усовершенствованию своей работы

Предполагает соблюдение комплекса психолого-педагогических условий, включающих:

  • образовательная система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности младшего школьника;
  • конструирование педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе создастся активное межличностное общение;
  • эффективно используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению школьников в различные виды деятельности;
  • в школе реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих формированию субъектных свойств личности младшего школьника. [1, 46]

Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.

Список литературы:

  1. Айзман Р.И, Айзман Л.К, Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – Томск. Пеленг, 2004.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания // Психология личности. М.: 2000.
  3. Бабанский Ю.К. Об актуальных вопросах методологии и дидактики // Педагогика., – 2002. – №4. – с. 45–49
  4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников: Санкт-Петербург, 2005.
  5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М. Педагогика, 1975. – 56с. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. ПЕДАГОГИКА.М.: 2000.
  6. Стратегия модернизация российского образования.
  7. Субетто А.И. Философия качества образования // Педагогика, – 2002 – №2. – с. 34–37.
  8. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития
  9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2004.
  10. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 2003.
  11. Шамова Т.И, Трерьяков П.И, Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002.
  12. Шиянов Е.Н, Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999.
  13. Шишлова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей. М.: Айрис-пресс, 2004
  14. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.