Цель:
Актуализировать математические представления детей по теме “Числа 1 – 3”, тренировать мыслительные операции.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение дерева, геометрическое лото.
Раздаточный: карточки с числами от 1 до 3; листы бумаги с нарисованным деревом; геометрическое лото.
Ход занятия
Воспитатель вносит куклу и говорит от её лица о том, что в кукольном доме перепутались игрушки. Кукла хотела навести порядок и убрать все на место, но не знает, чего и сколько было. Она просит ребят помочь ей. Вы согласны? А как можно помочь кукле? (нужно посчитать и записать полученные числа с помощью цифр).
Воспитатель приглашает детей сесть за столы. На столах лежат карточки с игрушками в количестве от 1 до 3. Карточки у всех детей одинаковые. Дети пересчитывают предметы и кладут рядом нужную цифру.
После выполнения задания всеми детьми в – ль задает вопросы:
- Сколько мячиков (машин и т.д.)?
Вместе с воспитателем дети проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды. (Складываем все на подносики, отставляем в сторону).
Воспитатель приглашает детей на середину группы.
Молодцы, вы помогли кукле посчитать и правильно подобрать нужные цифры. Теперь она сможет прибрать свои игрушки в кукольном домике. Ребятки, а кто помнит, матрешки там были? А сколько их было? Правильно, их было три.
У меня тоже есть матрешки. (Матрешки заранее подготовлены на доске под листом бумаги, расположены не по высоте). Открываю матрешек. Они никак не могут встать по росту, все время спорят, какая из них выше. А вы как думаете, какая матрешка самая высокая?
А что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, какая матрешка выше? (версии детей). Воспитатель предлагает поставить матрешек на ровную поверхность. Все вместе проговариваем вывод: чтобы сравнить предметы по высоте, нужно поставить их на ровную поверхность.
А как нам узнать, кто из ребят у нас в группе выше, а кто ниже? Предлагаю помериться ростом двум – трем детям.
А теперь я предлагаю вам поиграть в художников. (Садятся на свои места). Но рисовать мы будем не красками и не карандашами, а геометрическими фигурами. Давайте вспомним, какие фигуры мы знаем. Я вам буду показывать, а вы постарайтесь правильно их назвать. (По одной показываю круг, квадрат, треугольник).
А теперь подвиньте к себе чистый листок бумаги, поднос с фигурами и начнем рисовать. Слушайте внимательно.
В середине листа у вас стоит дерево.
Нарисуйте над деревом солнце.
Справа от дерева посадите елочку (из двух зеленых треугольников).
Слева от дерева нарисуйте дом.
А внизу, под домиком – длинную дорожку.
А на дорожку поставьте колобка.
Вот какая получилась картина. Из какой она сказки? Я тоже нарисовала такую же картину. Посмотрите, у вас также получилось?
А какие фигуры мне понадобились, чтобы нарисовать домик? (квадрат, значит он квадратный, треугольник, значит крыша треугольная…)
Сколько на вашей картине квадратов, кругов? Покажите нужную цифру.
Каких фигур поровну?
А теперь сложите все на место и выходите в кружок.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей).
Помогали кукле считать игрушки, сравнивали по высоте матрешек, рисовали картину.
Вы все были молодцы, справились со всеми заданиями, потому что знаете цифры, умеете считать до трех, знаете геометрические фигуры. Мне было очень приятно (см. приложение).