От совершенствования техники чтения к творческому развивающему чтению — общению

Разделы: Начальная школа


На начальном этапе обучения чтению важно проводить чисто технические упражнения, нацеленные на обработку произносительной культуры: работа над дикцией и постановкой дыхания. Это звуковая разминка. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида: а) вдох носом, выдох через рот; б) вдох, задержка дыхания, выдох; в) вдох, выдох по порциям.

Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з.

Затем следуют скороговорки, чистоговорки.

Скороговорок дети знают очень много, находят в книгах, журналах, разучивают.

Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

МНДГМКТФТРМГНЖЗ.

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд, читает с гласным [a], второй - с [о], третий с [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одно из них: а о у ы и э.

Следующий вид работы - чтение по таблице-треугольнику. Учащиеся смотрят только на точку (или цифру) и читают все слоги:

Пользуюсь в работе также рекомендациями В.М. Зайцева из его брошюры "Резервы обучения чтению". Применяю на уроках "жужжащее чтение" - работают пчелки, трудятся, мед добывают. И совсем неважно на первых порах, что кто-то не уложился в отведенное время (ставлю песочные часы). Важно другое- пробудить желание читать со всеми в одном темпе.

Положительный эффект дают и ежеурочные пятиминутки чтения. Пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю, недельный тренаж 100-120 минут для каждого ученика.

Развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов способствует такой вид работы, как "чтение за диктором". Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения. Большую пользу приносит и хоровое чтение.

Способы механической наработки быстрого чтения применять надо осторожно в виде игры в скорочтение.

Игра "Кто быстрее".

Требования: читать слова только целиком с мелодично интонируемым ударением. Детям предлагается таблица слов:

Бант

Барабан

Кабина

Кабинет

Собака

Работа

Работа

Белка

Зебра

Барсук

Столб

  1. Кто быстрее прочтет второе слово в правом столбике сверху?
  2. Кто быстрее прочитает последнее слово в левом столбике?
  3. Кто быстрее прочитает слова с "б" в середине, вначале, в конце?
  4. Какие слова прячутся в словах собака, барсук?
  5. Кто быстрее прочитает слово, в котором гласные идут в следующем порядке: а-у, е-а, а-и-е?
  6. Кто быстрее прочитает слова в правом столбике снизу вверх и наоборот?
  7. Кто быстрее прочитает слова в два слога, три, один?

Игру можно проводить с небольшим текстом, с объемным текстом, со стихотворением.

"Игра в прятки": ведущий начинает читать рассказ не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

Такие виды работ развивают зрительное внимание, память, слуховое внимание.

Для развития оперативной памяти учащихся использую так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов, слов, предложений. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - "сфотографировать".

Задание "фотоглаз". Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Запомнить цепочку слов, по которым потом угадать произведение.

На карточке записано слово "кошка". Один ученик повторяет его. Затем добавляется слово "амбар". Второй ученик повторяет два слова. Добавляет слово "котята", третий ученик повторяет три слова и т.д.

Помогают развитию оперативной памяти зрительные диктанты профессора И.Т. Федоренко.

В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова "Тает снег" - 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. Наращивание длины предложение происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца.

На доске или на плакате шесть предложений одного из наборов, завешивают листом бумаги. После того, как одно из предложений открывается, ребята в течении определенного времени (колеблется в пределах от четырех до семи секунд) читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении этого времени учащиеся записывают его в тетради. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание остальных предложений. Если многие дети не запомнили в первый день, повторяется на следующий, а может быть, и четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успеют запомнить текст и запись его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Добиться результатов можно только в том случае, если писать зрительные диктанты ежедневно.

Пробую начинать писать диктанты на самых первых уроках букварного периода обучения грамоте, когда дети изучили 4-5 букв и выделяю орфограммы другим цветом, что помогает развитию орфографической зоркости.

Набор 3

Сон - сок

Сок - сук

Сук - лук

У осы усы.

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Применяю в работе и метод динамического чтения, чтение только глазами. Ученик читает не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; видит всю графическую информацию, читает текст в целом. С этой целью можно использовать "чтение-спринт", которое заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают глазами (про себя) незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформированные перед чтением вопросы к тексту.

"Чтение со счетом слов", когда учащиеся при чтении считают слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, назвать число слов и ответить на вопросы к тексту.

"Чтение - разведка" заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением. Это упражнение помогает преодолению такого фактора, мешающего быстрому чтению, как неумение найти главное в тексте.

Можно упражняться в чтении страницы текста, когда закрыто линейкой 5 букв слева, а потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и справа. Это упражнение помогает преодолению такого фактора, мешающего быстрому чтению, как неумение использовать явление антиципации (смысловой догадки).

Положительные результаты дают различного вида стимулирования в чтении. Самозамеры и взаимозамеры темпа чтения. В течение минуты (или 30 секунд) ребята читают текст, замечают, до какого слова дочитали, пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в дневнике. Такая работа проводится в парах. Дети любят выполнять график по скорости чтения под названием "Как я расту", в котором рисуют фигуру мальчика или девочки, рост которых зависит от количества прочитанных слов в минуту за определенный промежуток времени.

Способов механической наработки быстрого чтения много, однако, основная задача учителя - обучить ребенка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, качество переходило в количество.

Поэтому я считаю, что технические упражнения по формированию навыков чтения надо выносить на отдельный короткий этап урока и для этого подбирать или составлять тексты и другой речевой материал, не имеющий большой художественной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над художественными произведениями как над произведением искусства слова.

Я выбираю для художественного чтения любой момент на уроке и подвожу учащихся к нужному слову, предложению, прошу поделиться мыслями и чувствами. Обучая детей выразительному чтению подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голосу, паузы, эмоциональную окраску голоса, изменение темпа чтения, определяем "интонационный словарь" - определения для интонации голоса: спокойная, насмешливая, взволнованная, загадочная, радостная, восхищенная, испуганная, разочарованная, сказочная и т.д.

Любимый вид чтения у учащихся - чтение в "лицах", инсценирование текста или отрывка. К такому чтению дети готовятся заранее, изготавливают простые, но оригинальные для детей данного возраста костюмы.

На уроках чтения стараюсь учить детей не только читать, но и пересказывать прочитанное. Пытаюсь научить их анализировать произведение, уметь найти главную мысль, сделать свои выводы, дать характеристику герою, оценить поступки. В этом мне очень помогают "Памятки по чтению". Вот краткое содержание этих памяток: "Правила чтения и обращения с книгой", "Учись читать выразительно", "Памятка к работе над сказкой (басней, рассказом, стихотворением, статьей)", "Составление плана", "Как составить подробный и краткий пересказ".

Главной задачей обучения чтению считаю развитие интереса к детским книгам и стремления к самостоятельному чтению. Это очень сложная задача, и решить ее можно только при правильной организации обучения, настоящей плановой работой с детскими книгами.

Я стараюсь специально обучать чтению как серьезной самостоятельной беседе с книгой, видеть собеседника, представленного книгой, то есть веду работу по формированию у детей умения читать творчески, квалифицированно, то есть владеть чтением - общением. Работая с детской книгой на уроках, я стремлюсь приучить детей к соблюдению последовательности читательских действий: чтение любой книги предварялось коллективным рассматриванием 1-й и 4-й страницы ее обложки. Дети с моей помощью вчитывались в название книги (заглавие и фамилию автора), рассматривали иллюстрации, сопоставляя их с названием книги, чтобы дать предварительный прогноз о возможном ее содержании, то есть учились думать над книгой до чтения. Этот прогноз они учились уточнять, рассматривая книгу постранично. Затем они упражнялись в самостоятельном умении найти и выбрать в книге то произведение, которое каждому из них хотелось бы прочитать, и только после этого обучались вдумчивому прочтению понравившегося произведения с последующей проверкой правильности своих читательских ожиданий. Учились думать над книгой во время чтения и после чтения. Уголок чтения в классе дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами.

Но сначала надо научит детей рассматривать книги, причем они могут овладеть этим только под руководством учителя. Этим мы занимаемся не только на уроках внеклассного чтения, но и на всех уроках, где возникает необходимость или потребность обращения к незнакомой книге.

Положительную роль для формирования мотивации обращения к книгам играет поощрение ребенка за любой видимый успех, учет общих интересов детей при выборе книги для чтения - рассматривания, создание ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает доступные ему усилия.