Цель урока: воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной речи.
Урок проводится после изучения темы "Местоимение".
Ход урока
1) Вступительное слово учителя.
Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.
И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл. Затем учитель объявляет учащихся.
- Затем учитель объявляет учащимся, что в течении урока каждый из них будет выполнять обязанности корректора.
2) Задания.
Задание 1. Выпишите из загадки, записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.
На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть - не разберешь,
Не растение, а еж. (Кактус)
Задание 2. Перед вами стихотворение. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найти ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то не будет вместе ее ноги
В этой пративной школе.Мне вчера за диктант
Учитель поставил "два",
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Папраси его, дядя,исправить двойку
И поставить мне пять.
1. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
2. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
3. Найдите слова, которые проверяются с изменением формы слова.
Задание 3. Верным помощником является словарь. С помощью словаря проверьте следующих слов.
Ф:ст:валь, а:игнование, д:фицит, р:нтабельность, ко:ерческий, д:тектив, р:клама,о:озиция.
Задание 4. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
-Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим,- ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,- сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотное меню.
Можно пользоваться словарем.
- Бу:он, кури..ый, с фр:кадельками.
- Ра:ольник с к:лбасой.
- Котлеты сви:ые.
- П:льмени.
- Шампи:оны в яичн: масл:ом соусе.
- К:мпот груш:во алыч:вый.
- Кисель клюкве:ый.
- Коври:ка ржа..ая.
- П:рожное б:сквитное.
- Пиро..ки с печ:нкой.
Задание 5. Проведем орфографический дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой. (работа в парах)
Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем спрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, кому-то не по себе, несколько плодовоовощных баз, ни перед кем не пресмыкается, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.
Задание 6.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
"Вот если б получить мне пять".
- Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.
1. В слове дуб три звука: д,у,бэ.
2. (На) желтых (листьях) - прилагательное, начальная форма - желтый, относительное, употребляется в родительном падеже, множ. числа, муж. род.
3. Разряды местоимений.
Мне, себя, такой, нечто, некого, кто-то, твой.
- Заключительное слово учителя.