Цели урока:
- закреплять умение правильно писать слова с изучаемыми сочетаниями; восстанавливать деформированный текст; писать слова, вставляя пропущенные буквы; находить главные члены предложения; писать словарные слова;
- развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, обогащать и расширять словарный запас ученика; активизировать мыслительную деятельность учащихся путём применения ИКТ;
- воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал ( листки к уроку) для каждого учащегося, свеча, спички, письмо Мурзилки ( сочетания жи, ши,ча, ща, чу, щу написаны лимонным соком), «волшебная палочка», костюм чародея.
Ход урока
I. Организация начала урока. Цели урока.
Слайд №2
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем закреплять умения писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Эпиграф нашего урока
Слайд №3.
Одна голова хорошо, а две лучше. Как вы это понимаете?
Работать на уроке вы будете в парах, соблюдая правила.
- Каждый высказывает свое мнение.
- Каждый выслушивает мнение товарища.
- Каждый умеет защищать свой выбор.
- Придя к общему мнению, умейте его доказать.
- Умей не только слушать, но и слышать.
- Ребята, когда я сегодня пришла в школу, мне для вас передали письмо. В нем были листочки, на которых вы сегодня будете писать на уроке. ( Приложение1) Но нам еще надо узнать от кого оно. И нам помогут в этом словарные слова.
II. Закрепление раннее изученного.
1. Словарная работа. Кроссворд.
1. Невидимкой, осторожно 2. Пьет бензин, как молоко, 5. Я землю копала – |
3. Кафтан на мне зеленый, 4. Уродилась я на славу, 6. Два железных коня |
Составьте из букв название детского журнала.
МИРЗУЛАК - Мурзилка
Слайд №11,12,14
Письмо от Мурзилки. Чтение письма подготовленным учащимся.
Дорогие ребята! В нашей редакции случилась беда. Гласные Ы, Я и Ю поссорили между собой гласные И,А,У и согласные Ж,Ч,Щ,Ш. Теперь буквы не становятся рядом в слоги (слоги написанные лимонным соком). Мы не можем выпустить новый номер журнала «Мурзилка». Помогите нам, помирите буквы.
- Ребята, гласные Ы, Я, Ю так сильно поссорили буквы, что они даже в письме исчезли. Давайте их восстановим. А помогут нам…
2. Написание слов с сочетанием ча.
Слайд № 13
Найдите такой слог, чтобы при его подстановке получились слова.
- Какие еще вы знаете слова близкие по смыслу со словом чародей.
- Сегодня на уроке мы с вами будем чародеями. ( Учитель одевает костюм чародея, берет «волшебную палочку», зажигает свечу)
- Давайте все вместе произнесем заклинание.
Хором: Помоги ты нам свеча
Прочитать в письме слова
Экс, пэкс, крэкс, фэкс,
Появитесь – наконец.
( можно повторить) Учитель в это время водит письмо над свечой, появляются слоги. (ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ)
( Обязательно потренируйтесь перед уроком.)
- Ребята, да это же сочетания, с которыми мы с вами познакомились на уроках русского языка.
- Давайте помирим буквы. Расскажем про них правило.
3. Повторение правил про сочетания. Вставить пропущенные буквы.
Слайд № 15
____ и ____, ____ и _____
С буквой И всегда пи____.
_____ и ____ , ____ и ______
Пишем только с буквой А.
____ и ____ , ____ и ____
Пишем только с буквой У.
- Теперь мы с вами можем восстановить все буквы в журнале.
4. Упражнение в написании слов с сочетанием ща.
Слайд № 15
Где за лугом ро ____
Где кривая ель.
Заинькина тё _____
Соберет ___ вель
И зятька косого,
Чтоб не ото ____л
Супом ____велёвым
Станет уго_____ть.
5. Изменение слов по числам.
Слайд № 16
один | много |
ландыш | |
Наташа | |
Камыш | |
Миша | |
уж |
Физминутка (коррекция зрения)
Слайд № 17 «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru
Автор: Масько Любовь Георгиевна
6. Восстановление деформированного текста. Выделение главных членов предложения.
Слайд № 18-19
Дети работают в парах. Сначала списывают текст, вставляя пропущенные буквы и выделяя предложения, затем в это же тексте подчеркивают главные члены предложения.
Малыш . ходили к озеру у берега кач . лись камыш . на воде плавали красивые кувш . нки над водой летали ч . йки и стриж . рыбаки поймали щ . ку.
III. Домашнее задание.
Найти такой слог, при подстановке которого получатся слова. Эти слова записать в тетрадь.
Слайд № 20
Слайд № 21
Дорогие ребята! Спасибо вам за помощь. Для вас задание редакции. Напишите как можно больше слов с изученными сочетаниями (ча,ща,чу,щу,жи,ши). Кто лучше всех справиться с заданием, у кого будет больше слов, получит приз от Мурзилки.
IV. Итог.
Слайд № 22-23
Рефлексия.