Программное содержание:
- Познакомить детей с техникой рисования на ткани «батик». Учить создавать образ сказочного цветка, используя технику свободной росписи по ткани.
- Закреплять представления детей об эмоционально выразительных возможностях цветовой гаммы.
- Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, используя пространственные направления «вверх - вниз», «вправо влево». Продолжать развивать у детей зрительно - моторные координации. Отрабатывать умение создавать целостный образ, используя графическое средство выразительности линию. Закреплять навыки правильного владения предметами для письма и рисования (карандашом и кистью).
- Развивать у дошкольников самостоятельность и художественно – творческие способности в процессе изобразительной деятельности.
- Создать для детей ситуацию успеха, атмосферу радости и добра в ходе проблемно-игровой деятельности. Подвести детей к осознанному пониманию того, что, делая добро и принося радость окружающим, они сами становятся душевно богаче.
Материал: ноутбук; конверт-«письмо»; магнитная доска; пособие «План Оле-Лукойе» с фигуркой Оле-Лукойе на магните; «сказочный» зонт; объёмные цветные карандаши; предметы для пальчикового игротренинга (неотточенные карандаши, сосновые шишки, каштаны, деревянные катушки из под ниток, массажные мячики); простые отточенные карандаши на каждого ребенка; раздаточные листы к заданию «Освободим бабочек»; наглядная модель «Настроение и цвет»; белые силуэты сказочных цветов из ткани, натянутой на пяльца; гуашь; кисти. Материалы для волшебства Оле-Лукойе (бутафорская кадушка и разнообразные изобразительные материалы).
Ход занятия
Педагог (демонстрирует детям большой белый конверт):
«Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот, письмо, как мышку
На окошко заманил?»
- Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло нам это письмо? (открывает конверт).
А письмо-то пришло непростое, электронное. Мы его сейчас увидим на мониторе компьютера (включает ноутбук, и звучит обращение к детям Оле-Лукойе).
Оле-Лукойе:
«Друзья, я верю, вы меня узнали.
В любимых сказках вы меня встречали.
Спешу вам сообщить такую весть: в удивительной сказочной стране Добра и Красоты происходит что-то странное и необычное. Вчера над цветочной поляной, которая радовала всех своим разноцветием, прошел бесцветный дождь и смыл с цветов все краски. Теперь они стали грустными и блеклыми.
Всем, кто неравнодушен и захочет помочь вернуть цветам их яркие краски, я сообщаю, что попасть в эту сказочную страну можно с помощью моего волшебного зонтика, найти который вам поможет план».
Педагог: Ребята, а кто из вас хотел бы побывать в этой удивительной стране и вернуть цветам их яркие краски? А что нам поможет перенестись в эту страну? Необходимо найти волшебный зонт.
Вот и план, о котором говорил Оле-Лукойе. Сейчас мы будем передвигать фигурку Оле-Лукойе в заданных направлениях, и определим место, где находится зонт.
(Дети по очереди, согласно заданиям педагога, передвигают фигурку Оле-Лукойе по клеточкам. В итоге фигурка останавливается в клеточке с красным треугольником).
Педагог: Итак, фигурка попутешествовала и остановилась в клеточке с красным треугольником. Что же это значит? (выслушивает версии детей). Верно, ребята, зонт необходимо искать там, где есть такой же знак. Оглядитесь вокруг, нет ли его в этом помещении?
(Дети оглядываются, замечают знак на дверце шкафчика, подходят вместе с педагогом к обозначенному месту и находят там зонт).
Педагог: Зонт мы нашли, теперь можно переноситься в страну Добра и Красоты. (Раскрывает зонт, собирает под ним детей и произносит волшебные слова: «Зонтик ты скорей крути, чудеса ждут впереди!» Звучит таинственная музыка, и дети вместе с педагогом переходят в следующее помещение).
Педагог: Ребята, оглядитесь вокруг, здесь так необычно и интересно (обращает внимание детей на бутафорские карандаши, лежащие на полу). Как вы думаете, почему эти большие цветные карандаши лежат здесь на полу? (Дети высказывают свои предположения).
Оказывается, в стране Добра и Красоты эти цветные карандаши помогают путникам найти нужную дорогу. Мы тоже будем следовать их указаниям. Давайте пройдем туда, куда показывает желтый карандаш.
(Дети с педагогом подходят к столику, на котором представлен различный материал, используемый для пальчиковых игротренингов: неотточенные карандаши, сосновые шишки, каштаны, деревянные катушки из под ниток, массажные мячики и др.)
Педагог: Кто из вас, ребята, знает, что жители этой страны делают со всеми этими предметами? (Дети высказывают свои предположения)
А еще с этими предметами можно играть. Хотите попробовать?
(Дети рассаживаются на коврике. Педагог предлагает детям поиграть с неотточенными цветными карандашами)
Игра - упражнение 1
«Пошуршим карандашом»
Раскройте ладошку левой руки, положите на нее карандаш, сверху накройте ладошкой правой руки и покатайте. Послушайте, как он «шуршит». Разогреем ладошки. «Пошуршим» у правого уха, а теперь у левого. (Дозировка произвольная).
Игра - упражнение 2
«Часики»
Зажмите кончики карандаша указательными пальцами обеих рук. Теперь наклоняем карандаш вправо - влево, двигаться должны только пальчики, руки стоят на месте:
«Тик - так, тик - так,
Тик - так, тик - так,
Все часы идут вот так,
Смотри скорей, который час
Тик - так, тик - так
Тик - так, тик - так
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так!» (повторить 2 раза).
(После игры карандаши собираем в стаканчик)
Педагог: Друзья, играть интересно и здорово, но ведь нам надо продолжить свой путь, ведь вы помните, зачем мы сюда пришли? Давайте проследуем по указанию синего карандаша.
(Дети с педагогом проходят дальше и доходят до столов, на которых лежат раздаточные листы с задания. Педагог поднимает со стола один лист, показывает его детям.)
Педагог: «Я вижу, что и здесь прошел волшебный бесцветный дождь и оставил свои следы. Посмотрите, в каплях этого дождя бабочки запутались своими крылышками. Хотите помочь им выбраться на волю?»
(Дети рассаживаются за столы, педагог обращает внимание на их посадку, на умение правильно держать карандаш и объясняет, что нужно соединить точки так, чтобы на листе получилась бабочка).
После выполнения этого задания проводится динамическая пауза «Бабочка»
«Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
(Дети выполняют действия согласно тексту)
Педагог: Ребята, все бабочки любят порхать над яркими и красивыми цветами. А где же их цветочная поляна? Зеленый карандаш подсказывает нам, где ее нужно искать.
(Дети с педагогом подходят к «поляне», на которой лежат заготовки из ткани белого цвета).
Педагог: А вот и та самая поляна, о которой нам сообщил Оле - Лукойе. Действительно, все цветы на ней бесцветные, унылые. А как же им помочь? (дети высказывают свои предположения).
Педагог: Я согласна с вами, друзья! Можно подарить им радость с помощью ярких красок. Но все ли цвета красок могут подарить радость?
(Проводится работа с наглядной моделью «Настроение и цвет»).
Педагог: Друзья, а теперь нам предстоит нарисовать цветы на ткани. А вы знаете, как это делать? Рисовать на ткани можно так же, как и на бумаге. Техника рисования по ткани называется интересным словом «батик». Я покажу, как можно подарить радость цветку, используя эту технику. (Педагог демонстрирует технику наложения широких разноцветных мазков, а далее дети выбирают себе цветок, которому хотят подарить радость с помощью ярких красок).
Начинается практическая работа, которая проходит под музыкальное сопровождение. В ходе самостоятельного детского творчества педагог оказывает индивидуальную помощь детям по мере необходимости, беседует о чувствах, которые испытывают дети в процессе работы, уточняет название техники, в которой выполняется эта работа. По завершению работы, дети выкладывают цветы на «поляну»).
Педагог: Наши цветы получились очень яркими, разноцветными. Какие чувства они у вас вызывают? Действительно, когда смотришь на них - душа радуется.
А вот французский поэт Клод Жане однажды о цветах сказал так:
«Цветы, как люди,
На добро щедры.
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры».
(Дети делятся своими впечатлениями от выполненной творческой работы. В этот момент звучит светлая, радостная музыка, и к детям выходит ОлеЛукойе).
Оле-Лукойе:
«Как скучал без красок я,
Встрече с вами рад, друзья!
Солнце в небе засияло,
Все цветами заиграло!
Пусть вам дарят радость краски,
Пусть смеются ваши глазки!»
(Обращает внимание на цветочную полянку).
- Ребята, да вы просто волшебники. В ваших умелых руках цветы стали еще краше, чем были. Я хочу вас за это отблагодарить и показать свое мастерство доброе волшебство. Располагайтесь поудобнее и смотрите!
(Оле-Лукойе демонстрирует «волшебство », складывая в кадушку изобразительные материалы):
«Краски, ножницы, бумага,
тушь, гуашь, фломастер надо.
Кистью всё перемешаем
И награды получаем!»
Оле-Лукойе: Ребята, вы сегодня показали свои знания, умения, творчество и смекалку. Многим в нашей стране помогли. Вас смело можно называть «Юными художниками». И за это я щедро вас награжу. Примите эти волшебные палитры, они вам всегда будут напоминать о сегодняшнем путешествии.
(Педагог и дети благодарят Оле-Лукойе, возвращают ему зонт. Оле-Лукойе с помощью своего зонтика «переносит» ребят и педагога обратно в детский сад).