Урок-практикум в 6-м классе по теме "Золотое сечение"

Разделы: Математика


“Красота появляется, возрастает, изменяется, падает и исчезает вместе с отношениями”
Д.Дидро

Цели урока:

  • обобщение и систематизация основных понятий темы “Пропорции”; выполнение практических заданий по измерению длин; составление пропорции и отношений; проведение необходимых вычислений; умение анализировать полученные результаты и делать выводы.
  • воспитание чувства гордости за свою родину на лучших традициях культуры своего народа.
  • развитие духовного кругозора и творческого потенциала личности.

Оборудование урока: компьютер с проектором; карточки-задания для измерения и составления отношений с фотоизображениями архитектурных сооружений; измерительные инструменты; карточки с изображением пентаграммы.

Приложение 1

Ход урока

I. Устная работа

1. №942. Ноты отличаются по длительности их звучания. Проверьте равенство длительностей (1,2) и найдите не достающую ноту (3, 4).

2. №911

Кто родился раньше? Кто старше?

1) Аристотель (384-322)

2) Пифагор (570-500)

3) Плутарх (46-127)

3. №938

  • Книга “Начала”, Др. Греция, III век до н. э.
  • Теория чисел, Др. Греция, VI век до н. э.
  • Десятичные дроби, Китай, III век
  • Теория отношений и пропорций, Др. Греция, IV век до н. э.
  • Десятичная система счисления, страны Востока, IX век

Сколько веков назад произошли эти события? Сравните “линию времени” и координатную прямую.

II. Повторение теории.

  • Что такое координатная прямая?
  • Как могут располагаться координатные прямые?
  • Как можно разделить отрезок на две части? Сколько способов? (Выполняют деление отрезка на части в тетрадях)
  • Что такое пропорция?
  • Что такое “золотое сечение” или “божественная пропорция”?

Например, Незнайка принес полено, спил которого покрашен золотой краской, и утверждает, что это и есть золотое сечение.

А вы ребята тоже думаете, что это золотое сечение?

III. Усвоение новых знаний. Приложение 2

Знакомство с золотым сечением и его применением.

IV. Закрепление знаний.

Выполнение практической работы в парах.

Каждой паре выдаются фотографии архитектурных сооружений различных стран и эпох.

Ученики должны провести необходимые измерения, найти “золотое сечение” в элементах архитектурных сооружений, сделать выводы о том, как соблюдается “божественная пропорция” при сооружении различных построек. Приложение 3.

После завершения практической работы, подводится итог и делается вывод.

Вывод: В архитектурных сооружениях разных стан и различных столетий использовалось золотое сечение, так как форма золотого прямоугольника приятна глазу.

V. Применение знаний на практике.

Как вы думаете, ребята, использовалось ли золотое сечение при строительстве различных сооружений в нашей республике?

Проведем заочную экскурсию по достопримечательностям нашей столицы.

Презентация исследовательской работы ученицы Ясновской Натальи “Золотое сечение в архитектуре Республики Марий Эл”. Приложение 4

VI. Физкультминутка.

Глядя на воду (фото слайд) вспомнить что-то хорошее, закрыть глаза и медленно вращать голову.

VII. Домашнее задание.

Найти золотое сечение в пентаграмме.

Легенда о пентаграмме.

Пифагорейцы выбрали пятиконечную звезду в качестве талисмана, она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком. Бытует легенда о том, что один из пифагорейцев больным попал в дом к незнакомым людям. Они старались его выходить, но болезнь не отступала. Не имея средств заплатить за лечение и уход, больной перед смертью попросил хозяина дома нарисовать у входа пятиконечную звезду, объяснив, что по этому знаку найдутся люди, которые вознаградят его. И на самом деле, через некоторое время один из путешествующих пифагорейцев заметил звезду и стал расспрашивать хозяина дома о том, каким образом она появились у входа. После рассказа хозяина гость щедро вознаградил его.Пентаграмма была хорошо известна и в Древнем Египте. Но непосредственно как эмблема здоровья она была принята лишь в Древней Греции.В настоящее время существует гипотеза, что пентаграмма – первичное понятие, а “золотое сечение” вторично. Пентаграмму никто не изобретал, ее только скопировали с натуры. Вид пятиконечной звезды имеют пятилепестковые цветы плодовых деревьев и кустарников, морские звезды. Те и другие создания природы человек наблюдает уже тысячи лет. Поэтому естественно предположить, что геометрический образ этих объектов – пентаграмма – стала известна раньше, чем “золотая” пропорция.

Найти золотое сечение на предметах интерьера своей квартиры, на комнатных растениях и т. п. Сделать схематический рисунок, расчеты и красочно оформить в творческую тетрадь или дискету.

VIII. Рефлексия.

  • Что нового узнали?
  • Что больше заполнилось?
  • Понравился ли урок?

Ребята, сравните по вкусу мандарин и лимон. У кого настроение на этом уроке соответствует вкусу лимона? А вкусу мандарина?

  • Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.
  • Поднимите руку, кто достиг желаемого.
  • Поаплодируйте себе.

Оценки за урок.