Цели и задачи:
- Развитие воображения детей через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования - пальчиком.
- Обучение мастерству композиции.
- Развитие творчества и воображения.
- Воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения. 5. Воспитание эстетического вкуса.
Материалы:
- Салфетки для рук.
- Гуашь художественная или акварель.
- Палитра.
- Альбомные листы.
Ход урока
Учитель: Ребята, каждый из вас в своей жизни строил, украшал, изображал. Строил на берегу реки великолепные дворцы и замки из песка. Строил из снега, из кубиков. И всё вы это делаете при помощи своих рук. А какие прекрасные украшения могут делать ваши пальчики, например: плести венок из одуванчиков, колосков; нанизывать ягоды, бусинки на ниточку, делать гирлянды из листьев. Ваша изобретательность не знает границ. Чем только ваши пальчики не рисуют! Мелком на асфальте, угольком на стене, карандашом или фломастером по любимым маминым обоям, палочкой по песку.
Ученик:
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки...
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
( “Альбом для рисования” В.Берестов)
Учитель: Давайте возьмём в руки коробочку с красками. А знаете ли вы, что у вас в руках целое богатство? Стоит только пожелать - краски будут вашими лучшими друзьями и помощниками во всех затеях.
Их только надо беречь, как драгоценность, и относиться к ним с уважением, не бросать где попало, а хранить в специальной коробочке рядом с кистями и стопкой бумаги.
Красками рисовать легче и интереснее, чем карандашами или фломастерами. Рисунок получается ярче, да и рука не устаёт. Оказывается, красками можно не только рисовать, но и играть.
Располагайтесь так, чтобы ваша тень не падала на бумагу.
Аккуратно расставьте на столе принадлежности. И можно начинать работу!
Давайте все внимательно посмотрим на свои руки. Что же вы там видите? (ответы детей). А теперь сравните свои руки с руками своего соседа по парте. Похожи ли они?
Игра с пальчиками
(Нужно поочерёдно обращаться ко всем пальцам)
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке рисовать,
Песни петь, да и плясать,
Родных братьев забавлять.
А ещё пальчики умеют ходить на подушечках и на “цыпочках” (упражнение). А если вы оставите на бумаге отпечатки своих пальцев, то может получиться очень забавный сюжет. Тут уж придётся немного подумать, пофантазировать. Кстати, слово “фантазия” произошло от греческого слова “воображение”. Но не станем терять время на лишние разговоры, а перейдём прямо к делу.
Обмакните ваш пальчик в краску любого цвета. Поставьте отпечаток кончиком пальца, подушечкой. Молодцы!
А теперь, используя эти приёмы, нарисуйте следы какого- либо чудо-зверя (выполнение упражнения).
Так же можно использовать и другие приёмы:
- линии (от центра; к центру)
- точки;
- брызги (показ действий)
После выполнения работы нужно обязательно сполоснуть пальцы в воде и осушить их о салфетку.
А теперь давайте попробуем нарисовать собачку, бегущую по следам, которые мы с вами придумали. (выполнение упражнения)
Мы тоже последуем за нашей собачкой и посмотрим, куда она нас приведёт. Возьмите чистый лист бумаги, сейчас будем работать на нём.
Но прежде мы немного отдохнём.
Физкультминутка.
- Нарисовать глазами, а потом головой геометрические фигуры (окружность, овал, квадрат...).
- Упражнение для рук. По ходу проговаривания стихотворения, сгибать- разгибать пальцы.
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
Сейчас немного отдохнём,
Рисовать опять начнём.
Представьте себе, что ваша собачка нашла чудо-зверя, а этот зверь прилетел с другой планеты.
Сделайте эскиз. Подушечками пальцев свободно берите краску из баночки или палитры и наносите на свой рисунок.
Так же можно рисовать всей ладонью (показ действий).
Можно обмакивать палец каждый раз в новую краску, и... ваше животное-инопланетянин станет разноцветным.
Самостоятельная работа уч-ся.
Контроль:
- не перегружать изображения красочными слоями;
- индивидуальные пояснения;
- эмоциональная поддержка;
- показ способов выполнения;
- вопросы- уточнения.
Итог:
Предложить подписать работу (автограф, дату изготовления).
Отметить наиболее живописные работы.
Поставить “отметку” за урок цветными ладошками (красная - отлично, зелёная - хорошо, синяя - удовлетворительно).
Акцент на “заполненность” изображения эмоциями, чувствами.
Выставка рисунков в классе.