Цель кружка: обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда.
Задачи:
- совершенствовать речевую культуру через ознакомление с техникой бисероплетения;
- содействовать выработки гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма;
- способствовать формированию у воспитанников качеств успешной творческой личности через социализацию в делах ДОУ, микрорайона и города.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Готовность ребенка к обучению в школе складывается из многих составляющих, среди которых развитие речи.
Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Мы заметили, что детей привлекают изделия из бисера. У них вызывают восхищение яркие, контрастные по цвету брошки, браслеты, подвески. С большим желанием они их используют в играх как украшение для себя и кукол. Поэтому предложение самим научиться плести из бисера вызвало у детей восторг. Родители с воодушевлением поддержали педагогов и детей. Так был определен кружок по рукоделию “Бисеринка”, базирующийся на плетении из бисера.
Разрабатывая программу, мы попытались сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх как подарки, для оформления интерьера детских уголков. “Бисеринка” предоставляет детям возможность овладеть традиционной техникой бисероплетения. При планировании работы кружка мы учли план коллективно-творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что помогло поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Использование бисера положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № п/п | Тема | Количество часов |
Программное содержание, материал к занятию, практическое применение |
октябрь | 1 | Презентация кружка “Бисеринка” | 1 |
Развивать у детей положительную
мотивацию в деятельности кружка. Способствовать
формированию и удовлетворению познавательного
интереса к бисеру разных фактур. Способствовать
“погружению” детей в удивительное царство
бисера. Материал к занятию: разнообразные изделия из бисера. |
2 | Приглашение в мир бисера и красоты | 1 | Предоставить детям возможность увидеть
разнообразие бисера разных фактур, вызвать
желание поэкспериментировать с ним, выявляя
свойства и связи. Материал к занятию: разноцветный бисер отличный по форме и размеру. |
|
3 | “Поясок для куклы” | 2 | Способствовать развитию умения
нанизывать бисер на льняную нить, предварительно
сделав узелок на конце нити. Материал к занятию: бисер, льняная нить. Украсить платье куклы пояском. |
|
4 | “Листочек осени” | 1 | Формировать представление о том, что
веревочка пластична, может менять форму по
желанию детей. Вызвать желание
поэкспериментировать с веревочкой и сделать из
нее осенний листочек. Материал к занятию: бисер желтого и красного цвета, льняная нить. Участие в выставке ДОУ “Дары царицы Осени”. |
|
ноябрь | 5 | “Украшение для мамы (подвеска)” | 2 | Поощрять желание детей сделать своими
руками забавную поделку для мамы, порадовать мам.
Способствовать развитию умения нанизывать бисер
на нить, предавать нужную форму веревочке и
соединять концы деталей. Материал к занятию: льняная нить, бисер. Подарить украшение маме на празднике для мам “Мамочка, милая, любимая моя”. |
декабрь | 6 | “Снежинка на елочку” | 2 | Поощрять интерес детей к изготовлению
изящной поделки – снежинки, развивать умение
выполнять детали разные по размеру и соединять
их между собой. Способствовать воспитанию чувств
удовлетворения от выполненной работы. Материал к занятию: льняная нить, бисер. Участие в выставке ДОУ “Зимушка-зима”. |
7 | “Царство льда и холода” (коллективное панно) |
3 | Расширять и уточнять знания детей о
животных крайнего севера и Тундры и
приспособленности к среде обитания. Вызвать у
детей желание изготовить панно коллективно,
используя различные материалы (ткань, бисер,
нитки). Участие в выставке “Новогодняя мозаика”. |
|
январь | 8 | “Колечко на пальчик” | 2 | Насыщать детскую жизнь новыми
впечатлениями, стимулировать детское
творчество. Закреплять навык соединения концов
веревочки из бисера, образуя из нее колечко.
Поощрять дружеские взаимоотношения между
детьми, желание оказывать друг другу помощь. Материал к занятию: бисер, льняная нить. Использовать колечко как элемент костюма к досугу “Рождественские посиделки”. |
9 | Браслет в подарок для именинников | 2 | Вызвать у детей желание порадовать
своим подарком именинников. Поддерживать
дружеские взаимоотношения между детьми.
Закреплять навыки бисероплетения.
Способствовать развитию творческого отношения к
труду. Материал к занятию: леска, бисер. Досуг “Тайна пропавшего пирога”. |
|
февраль | 10 | Изготовление валентинок | 2 | Вызвать желание сделать своими руками
валентинки. Совершенствовать навыки плетения из
бисера. Развивать эстетический вкус. Материал к занятию: леска, бисер. Подарки для любимых. |
11 | Подарок для папы (кораблик) |
2 | Вызвать у детей желание порадовать своих пап, стимулировать познавательный интерес детей – нить из бисера может принимать любую форму благодаря своей пластичности. Побуждать детей составлять из 2-х частей кораблик, по желанию использовать бисер разного цвета и размера. Материал к занятию: льняная нить, бисер разных фактур. Подарок к 23 Февраля. | |
март | 12 | Изготовление подарков к 8 Марта – “Брошка для мамы” | 2 | Предоставить детям возможность
проявить свои творческие возможности для
изготовления подарка для мамы. Развивать ранее
полученные навыки бисероплетения. Пробуждать
эстетический вкус. Материал к занятию: леска, бисер. Подарить брошь маме на празднике “Мамин день приходит к нам с весною”. |
13 | Нарядный пояс для куклы Веснянки | 2 | Вызвать желание сделать своими руками
пояс для куклы Веснянки. Развивать умение
выполнять детали из бисера разной формы и цвета.
Способствовать воспитанию чувства
удовлетворения от выполненной работы. Материал к занятию: льняная нить, бисер. Использовать для оформления уголка природы. |
|
апрель | 14 | Панно “Весенние цветы” (коллективное). | 2 | Способствовать развитию умения
продумывать вместе с воспитателем содержание
своей работы, композиционное расположение.
Побуждать детей передавать яркий образ
цветущего луга. Закреплять навыки
бисероплетения. Воспитывать творческое
отношение к труду. Материал к занятию: льняная нить, бисер. Использовать для оформления уголка природы. |
15 | “Сказочные птицы” | 2 | Побуждать детей применять навыки
бисероплетения при изготовлении сказочной
птицы. Стимулировать развитие способности детей
передавать яркий образ птицы, отражая основные
части строения птицы и особенности формы тела. Материал к занятию: леска, бисер. Использовать для оформления уголка природы. |
|
май | 16 | “Салют Победы” (панно коллективное) | 2 | Побуждать детей всем вместе
продумывать содержание своей работы:
композиционное расположение, цвет,
последовательность. Предоставить возможность
выбора различных материалов для осуществления
своего замысла (бумага разной структуры, нитки,
бисер разновидный по цвету, размеру). Участие в городской выставке “Этот день Победы порохом пропах”. |
17 | По замыслу | 2 | Предоставить каждому ребенку
возможность проявить творчество, выдумку.
Обеспечить каждому ребенку успех при реализации
поставленной цели. Материал к занятию: бисер, льняная нить. Участие в городском конкурсе “День защиты детей”. |