Развитие мелкой моторики с использованием техники изонити

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш детский сад работает по программе «Детство». Программой рекомендовано, для занятий по ручному труду, использовать «Технику изонити» Н.Н.Гусаровой. Изучив эту методику, я попробовала ее систематизировать и включить в систему работы с дошкольниками, начиная со старшего возраста. Для этого мной был разработан перспективный план занятий по изонити в соответствии с лексическими темами и новые сюжеты картинок. Этот материал я хочу представить вашему вниманию.

Перспективный план занятий изонитью для детей старшей группы:

Тема занятий Срок проведения
  1. «Путешествие в сказку изонити».
  2. Уроки «Иголочки» и секреты «Умелых ручек».
  3. «Грибок».
  4. «Шапочка – колпак».
  5. «Домик».
  6. «Угощение для зайца – морковка».
  7. «Снежинка».
  8. «Ёлочка».
  9. «Кресло».
  10. «Метла».
  11. «Лодка с парусом».
  12. «Мяч».
  13. «Воздушный шар».
  14. «Последний снеговик».
  15. «Ласточка».
  16. «Медвежонок».
  17. «Бабочка».
  18. «Цветок».
 
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Апрель
Апрель
Май
Май

Перспективный план занятий изонитью для детей подготовительной группы:

Тема занятий Срок проведения
  1. «В гости к своим друзьям».
  2. «Фрукты. Овощи».
  3. «Зонт».
  4. «Кленовый лист».
  5. «Кот Васька».
  6. «Кот Васька».
  7. «Новогодняя ёлка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Зимний пейзаж».
  10. «Зимний пейзаж».
  11. «Моя игрушка».
  12. «Моя игрушка».
  13. «Плывут кораблики».
  14. «Плывут кораблики».
  15. «Ракета в космосе».
  16. «Ракета в космосе».
  17. «Весенние цветы».
  18. «Весенние цветы».
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Апрель
Апрель
Май
Май

На первых двух занятиях в старшей группе дети знакомятся с техникой вышивания изонитью, инструментарием, техникой безопасности. С 3 по 11 занятие осваивают и автоматизируют навык вышивания угла, с 12 по 14 занятие знакомятся с техникой вышивания окружности, на последующих занятиях продолжают закреплять навык выполнения окружности и сочетать в рисунке два элемента (окружность и угол). Рисунок всегда нанесен за картон, в середине учебного года дети начинают намечать отверстия, а затем прокалывать их. 
В подготовительной группе, первые 4 занятия -  повторение изученного раннее. Далее тема одного занятия повторяется дважды, работа строится по плану: на первом занятии дети выбирают сюжет рисунка по тематике, наносят его, делают проколы, т.е. делают заготовку для вышивания, а на втором занятии выполняют рисунок нитками.
Из практики моей работы с детьми, этот вариант работы, получился, наиболее приемлем для нас.

Занятие №17 по изонити в подготовительной группе.
Тема: «Весенние цветы».

Цель: Продолжать учить детей создавать рисунок, используя разные по величине окружности (в том числе и вытянутые – в виде овальной формы) и углы; умение анализировать образцы и определять размер трафаретов на глаз. Упражнять детей в прокалывания отверстий. Развивать связную речь, мелкую моторику, мышление.
Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • беседа о времени года – весна.
  • загадки о цветах.

2. Работа с образцами.

  • анализирование наглядности.
  • работа с образцами.
  • выбор изображения.

3. Физкультминутка.

В лесу, где березки столпились гурьбой, 
Подснежник раскрыл свой глазок голубой. 
Потом понемножку он выставил ножку

И, вставши на цыпочки, что было сил,
Наверх потянулся, и солнце спросил: 
«Я вижу: погода тепла и ясна. 
Скажите, пожалуйста, это весна?»

- присесть, изобразить
рассматривание цветка.
- ладони перед грудью, одну
ладонь поднять вверх.
- встать на цыпочки, потянуться,
руки и лицо поднять вверх.
- встать, руки в стороны.
- поворот кругом.

4. Минутка безопасности.

  • работа с опасными предметами.
  • хранение опасных предметов.

5. Нанесение рисунка.

  • расположение и обозначение рисунка.
  • разметка отверстий.

6. Пальчиковая гимнастика

«Обновки».

Танечка, бери иголку,

Сошьём рубашку и футболку, 
Брюки, кофточку и платье, 
И оденем куклу Катю.

- показывают указательный палец
 правой руки – иголку.
- вращают указательным пальцем
вокруг каждого пальца левой руки
(повторяют другой рукой).

7.   Прокалывание отверстий.
8.   Итог занятия.

Занятие №18 по изонити в подготовительной группе.
Тема: «Весенние цветы».
Цель: Упражнять в выполнении изонитью углов (острых и тупых) и окружностей (разных
           диаметров). Закреплять навык работы с иголкой и нитками. Развивать речь, мелкую
           моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • беседа о цветах.

2. Анализ выполнения работы.

  • последовательность выполнения элементов рисунка.
  • выбор нитей.

3. Физкультминутка.
 «Цветы»

Динь-дон, динь-дон,
Слышу тихий перезвон,
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик голубой.
Сяду рядышком, у пня,
Может, он позвал меня?

- стоя, руки вверх,
«звоним в колокольчики».
- наклон вперед, руки вытянуть,
изобразить движения колокольчика.
- присесть, руки под голову.

4. Минутка безопасности.

  • работа с иголкой и ножницами.
  • хранение опасных предметов.

5. Выполнение работы

  • последовательное выполнение рисунка в изонити.
  • соблюдение цветовой гаммы.

6. Пальчиковая гимнастика.

Снова в бутончик 
Собрал лепестки.
Солнце свои посылает лучи. 
Утром под солнцем бутон раскрывается. 
Солнышко село и сумрак сгустился, 
И до утра наш цветочек закрылся. 

- изобразить пальцами правой руки
бутон цветка.
- левая рука сверху «светит на бутон».
- раскрыть пальцы правой руки.
- опустить левую руку.
- сомкнуть пальцы правой руки.

7.    Выставка работ.

             Луг совсем как ситцевый
             Всех цветов платок –
             Не поймешь, где бабочка,
             Где живой цветок.

Работы, выполненные детьми.

Для родителей регулярно делаем выставки наших работ:

Хочется пожелать всем педагогам, не бойтесь вносить в свою работу новшества, которые будут интересны и полезны детям.

Фотографии по изонити