Цель: познакомить учащихся с методами обнаружения ионов металлов, изучить на практике качественное определение ионов железа.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о методах обнаружения ионов металлов;
- познакомить учащихся с аналитической химией как отдельной наукой;
- продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, использовать компьютер в работе);
- продолжить формирование умений учащихся составлять уравнения в молекулярном и ионном видах.
Развивающие:
- продолжить развитие умений применять знания на практике;
- продолжить развитие практических умений определять вещества по качественным реакциям.
Воспитывающие:
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Метод урока: лекция, лабораторная работа.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, карточки – инструкции, презентация (приложение 1).
Предварительная подготовка: установить на каждый компьютер программу (приложение 2).
Ход занятия
Организационный момент.
Формулировка цели и задач урока, запись в тетради даты и темы урока.
Изучение нового материала.
Учитель: При изучении роли металлов в живых организмах большое внимание уделяется исследованию функций ионов металлов, которое, в первую очередь, требует разработки точных методов, позволяющих обнаружить тот или иной металл и измерить его концентрацию в биологических материалах. Для решения этих задач существует такая наука, как аналитическая химия. Она устанавливает, какие элементы, в какой форме и в каком количестве содержатся в изучаемом объекте.
В аналитической химии выделяют два больших раздела: качественный и количественный анализ, каждый из которых выполняет определенные задачи.
Качественные испытания, как правило, предшествуют количественным измерениям. Качественный анализ проводят с помощью химических реакций, сопровождающихся заметными изменениями, выделение газа, изменение окраски, образованием или растворением осадка. Чаще всего пользуются реакциями образования окрашенных соединений.
Поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу по изучению качественных реакций на ионы железа (приложение 1).
Выполнение лабораторной работы.
Перед вами на столе инструкция по выполнению данной работы (приложение 3).
В рабочую тетрадь перенесите таблицу, которую вы будете заполнять по ходу выполнения работы. Внимательно прочитайте инструкцию выполнения и приступайте к работе. Итогом вашей работы является раскрашенный рисунок. После выполнения работы сравните ваш рисунок с результатом.
Итог занятия.
С помощью различных способов исследования, которые широко используются современной аналитической химией, можно быстро обнаружить искомый ион. Исследование свойств ионов металлов ведет к раскрытию широких перспектив в биологии, практической медицине, сельском хозяйстве и позволяет разработать методы сознательного управления тонкими процессами жизнедеятельности.
Домашнее задание.
В дополнительной литературе найти качественные реакции на ионы других металлов, составить уравнения в молекулярной и ионной формах.