Цели урока:
- рассмотреть положение элементов – галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева;
- рассмотреть строение их атомов;
- изучить возможные степени окисления;
- познакомиться с физическими свойствами;
- изучить химические свойства галогенов;
- изучить возможные способы получения галогенов.
Оборудование:
- таблица Менделеева,
- таблица “Физические свойства галогенов”,
- таблица “Электроотрицательность элементов”,
- мультимедийный комплект (проектор, компьютер),
- обучающий диск “Общая и неорганическая химия, 10-11 класс” (Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ),
- учебное электронное издание “Химия (8-11 класс).
- виртуальная лаборатория” (Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ);
- пробирки,
- штатив для пробирок
Реактивы:
- раствор серной кислоты,
- перекись водорода,
- раствор иодида калия,
- раствор йода (5%).
Урок сопровождается презентацией.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала.
Урок начинается со слов учителя, который называет девиз урока (слайд 1)
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь!
(Н, Заболоцкий)
Затем также через презентацию обучающиеся узнают тему урока, цели урока, проблему урока. (слайд 2, 3, 4),далее сообщает о том, что на данном уроке ребятам предстоит отправиться в путешествие в страну “Галогенов”, где они узнают много нового и интересного. Работать они будут в тетрадях, которые являются путевыми листами, а картой при движении послужит Таблица Менделеева. Затем знакомит обучающихся с путем следования (слайд 5).
Мы изучим непременно
Элементы-галогены,
А по-русски – солероды,
Все – от фтора и до йода.
Даже новенький астат
Быть в семействе этом рад!
Пункт № 1. Положение в Периодической системе и строение атомов элементов – галогенов.(слайд 6, 7).
На этом этапе ребята вместе с учителе рассматривают строение атомов элементов, сравнивают данные, выясняют характерные степени окисления, приходят к выводу, что все эти элементы относятся к р-элементам, объясняют отличительные свойства элемента фтора от всех остальных элементов данной подгруппы.
Пункт № 2. Физические свойства галогенов.(слайд 8).
Ребята самостоятельно знакомятся по учебнику и по таблице с физическими свойствами, выявляют закономерности в изменении этих свойств, объясняют механизм образования ковалентной неполярной связи в молекулах галогенов.
Пункт № 3. Получение и нахождение в природе. (слайд 9).
На данном этапе урока ребята получают информацию через проектор, показывающий фрагмент с обучающего диска “Общая и неорганическая химия, 10-11 класс” (Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ), где рассказывается о том, что галогены в природе встречаются только в виде соединений и называются эти соединения.. после этого ребятам сообщается об истории открытия элементов – галогенов. (слайды 10-14).
Учитель сообщает о том, что так, как галогены ядовиты, то нежелательно получать их в школьных условиях, многие ученые поплатились своим здоровьем при получении фтора, хлора (Шееле, Гельмонт), но возможно провести соответствующие опыты посредством виртуальной лаборатории, при помощи учебного электронного изданиея“Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория” (Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ) получают хлор (виртуально, один ученик работает с компьютером, а остальные наблюдают через проектор).
После обучающиеся записывают уравнения химических реакций, отражающих возможные способы получения галогенов. (слайд 15), самостоятельно и у доски расставляют коэффициенты в уравнениях, использую метод “электронного баланса”, проверяют результаты (слайд 16).
Затем учитель проводит демонстрационный эксперимент, получает йод:
2KI + H2SO4 + H2O2 I2 + K2SO4 + 2H2O
Ребята визуально сравнивают полученный йод с тем, что дома у каждого есть в аптечке.
После этого учитель проводит физминутку.
Пункт № 4. Химические свойства галогенов (слайд 17).
Обучающиеся рассматривают наиболее важные химические свойства галогенов:
1. Взаимодействие с металлами:
2Na + Cl2 2NaCl
Ca + Cl2 CaCl2
3Fe + Cl2 2FeCl3
2. Взаимодействие с растворами солей:
Cl2 + 2NaBr Br2 + 2NaCl
Br2 + 2KI I2 + 2KBr
3. Взаимодействие фтора с водой:
2F2 + 2H2O 4HF + O2
4. Взаимодействие галогенов с водородом:
Г2 + Н2 2НГ , где Г2 – галоген любой
На данном этапе обучающиеся самостоятельно записывают уравнения химических реакций, называют вещества, расставляют коэффициенты, используется взаимопроверка.
3. Подводится итог урока.
Ребята отвечают на проблемный вопрос, который прозвучал вначале урока. (слайд 18)
4. Домашнее задание.
Параграф 18, упр. 1 – 4.