Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание глагольных суффиксов"

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

2. Оформление тетрадей.

Число, классная работа.

3. Актуализация знаний.

- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.

  1. Зелень, зеленый, зеленеть.
  2. Веселый, веселит, веселье.
  3. Бег, бегун, бежит.
  4. Плыть, пловец, плаванье.
  5. Каток, катание, кататься.

4. Чистописание.

На доске написаны слова: строили, разрушали, сооружали.

-Прочитайте хором написанные на доске слова.

- Скажите, что есть общее в этих словах?

- Выделите из этой строки глаголы, близкие по смыслу (синонимы).

- А теперь к глаголам строить и сооружать подберите глагол, противоположный по смыслу (антоним).

- Буквы, с которыми мы будем работать, вы определите самостоятельно. Первая буква есть в глаголах, близких по значению. Она обозначает в них согласный, непарный, звонкий, твердый звук. Какая это буква? (Это буква р.)

- Вторая буква находится в приставке глагола противоположного по смыслу и отличается от первого звука всего по одному показателю. (Это буква з. Она находится в приставке глагола разрушать и отличается от звука [ р] тем, что[ з] парный.)

- Посмотрите на соединение букв и установите закономерность из записи: Рз Зр :

5. Работа со словарным словом.

На доске таблица. Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово.

Новое слово является глаголом.

в s J е
р N с Y
z V к Q
а W т ь

(Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением молнии, вывешивается карточка со словом сверкать)

 - Придумайте предложение по картинке с глаголом сверкать в форме прошедшего времени, единственного числа. (На темном небе сверкала молния.)

- Разберите его по членам предложения.

- Дайте характеристику глаголу (время, число, род)

6. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы будем тренироваться в умении правильно писать суффикс перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени.

7. Работа по теме урока.

Слуш..л - слушать

се..л - сеять

брос..л -бросить

-Глаголы какого времени? Докажите. (Отвечают на вопрос что делал?, обозначает действие, которое уже происходило, имеют суффикс -л.)

- Разберите по составу данные глаголы.

- Поставьте ударение в словах. В какой части слова находятся безударные гласные.

Вывешивается алгоритм.

  1. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.
  2. Какой суффикс стоит перед -ть?
  3. Пишем в глаголах прошедшего времени перед -л тот же суффикс.

Упражнение 500 письменно с доской по образцу. (Строить - строил, строили)

Выполнение упражнения 501 (работа в парах).

8. Орфографическая разминка.

- Сейчас мы с вами проведем игру "Футбол". На доске записаны словосочетания. Вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Выберем двух игроков. Остальные записывают и контролируют их действия.(Игроки получают "мячики" с буквами "о", "и", "е", "а".)

Пол..скал собаку Пол..скал рот
пос..дела от горя пос..дела на лавке
зап..вали песню зап..вали лекарство
отв..рила дверь отв..рила мясо

- Объясните значения этих слов и их написание.

- Как называются эти слова? Докажите, почему? (Слова совпадают по звучанию, но различаются по значению.)

- Прочитайте лишние словосочетания.(Запевали песню, запивали лекарство.)

9. Закрепление изученного. Работа в парах на карточках.

  В каких глаголах пишется суффикс-и- ? "+"
1 кле..л  
2 ла..л  
3 увид..л  
4 стро..л  
5 услыш..л  
6 примет..л  
7 встрет..л  
8 обид..л  

10. Итог урока.

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени?

- Какое словарное слово запомнили?

Рефлексия.

- На доске изображены три человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.

-Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите фишку веселому человечку.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку сомневающемуся человечку.

- Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справились, положите свою фишку грустному человечку.