1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2. Оформление тетрадей.
Число, классная работа.
3. Актуализация знаний.
- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.
- Зелень, зеленый, зеленеть.
- Веселый, веселит, веселье.
- Бег, бегун, бежит.
- Плыть, пловец, плаванье.
- Каток, катание, кататься.
4. Чистописание.
На доске написаны слова: строили, разрушали, сооружали.
-Прочитайте хором написанные на доске слова.
- Скажите, что есть общее в этих словах?
- Выделите из этой строки глаголы, близкие по смыслу (синонимы).
- А теперь к глаголам строить и сооружать подберите глагол, противоположный по смыслу (антоним).
- Буквы, с которыми мы будем работать, вы определите самостоятельно. Первая буква есть в глаголах, близких по значению. Она обозначает в них согласный, непарный, звонкий, твердый звук. Какая это буква? (Это буква р.)
- Вторая буква находится в приставке глагола противоположного по смыслу и отличается от первого звука всего по одному показателю. (Это буква з. Она находится в приставке глагола разрушать и отличается от звука [ р] тем, что[ з] парный.)
- Посмотрите на соединение букв и установите закономерность из записи: Рз Зр :
5. Работа со словарным словом.
На доске таблица. Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово.
Новое слово является глаголом.
в | s | J | е |
р | N | с | Y |
z | V | к | Q |
а | W | т | ь |
(Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением молнии, вывешивается карточка со словом сверкать)
- Придумайте предложение по картинке с глаголом сверкать в форме прошедшего времени, единственного числа. (На темном небе сверкала молния.)
- Разберите его по членам предложения.
- Дайте характеристику глаголу (время, число, род)
6. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы будем тренироваться в умении правильно писать суффикс перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени.
7. Работа по теме урока.
Слуш..л - слушать
се..л - сеять
брос..л -бросить
-Глаголы какого времени? Докажите. (Отвечают на вопрос что делал?, обозначает действие, которое уже происходило, имеют суффикс -л.)
- Разберите по составу данные глаголы.
- Поставьте ударение в словах. В какой части слова находятся безударные гласные.
Вывешивается алгоритм.
- Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.
- Какой суффикс стоит перед -ть?
- Пишем в глаголах прошедшего времени перед -л тот же суффикс.
Упражнение 500 письменно с доской по образцу. (Строить - строил, строили)
Выполнение упражнения 501 (работа в парах).
8. Орфографическая разминка.
- Сейчас мы с вами проведем игру "Футбол". На доске записаны словосочетания. Вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Выберем двух игроков. Остальные записывают и контролируют их действия.(Игроки получают "мячики" с буквами "о", "и", "е", "а".)
Пол..скал собаку | Пол..скал рот |
пос..дела от горя | пос..дела на лавке |
зап..вали песню | зап..вали лекарство |
отв..рила дверь | отв..рила мясо |
- Объясните значения этих слов и их написание.
- Как называются эти слова? Докажите, почему? (Слова совпадают по звучанию, но различаются по значению.)
- Прочитайте лишние словосочетания.(Запевали песню, запивали лекарство.)
9. Закрепление изученного. Работа в парах на карточках.
В каких глаголах пишется суффикс-и- ? | "+" | |
1 | кле..л | |
2 | ла..л | |
3 | увид..л | |
4 | стро..л | |
5 | услыш..л | |
6 | примет..л | |
7 | встрет..л | |
8 | обид..л |
10. Итог урока.
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени?
- Какое словарное слово запомнили?
Рефлексия.
- На доске изображены три человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.
-Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите фишку веселому человечку.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку сомневающемуся человечку.
- Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справились, положите свою фишку грустному человечку.