Использование регионального компонента на уроке технологии по теме "Уход за обувью. Декор валенок"

Разделы: Технология


Класс: 6

Тип урока: комбинированный, с элементами игры.

Время урока: 90 мин.

Цели:

  • систематизировать знания по самообслуживанию, познакомить учащихся с правильным уходом за обувью; научить выполнению декора;
  • воспитывать эстетический вкус, любовь к традициям своего народа; внимательность, аккуратность, бережливость, создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи;
  • развивать интерес к истории своего края, кругозор учащихся, их творческие способности, прививать навыки культуры труда; развивать логическое мышление.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблицы с символами, ярлыки, шаблоны в форме валенка, ручные иглы, ножницы, наперсток, нитки, цветные лоскутки, тесьма, пайетки, бусины, бисер, пуговицы, клей ПВА, кисточки.

Ход урока

I. Вводный инструктаж.

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и целей урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель:

Ребята, сегодня у нас в гостях герои полюбившегося всем нам мультфильма "Зима в Простоквашино".

Звучит мелодия из мультфильма. За дверью слышится возня и перебранка кота и собаки. Появляется почтальон Печкин и стучит в дверь, заглядывает в класс.

Печкин:

Здравствуйте, детишки! А я к вам с гостинцем. Принес посылку от дяди Федора. Только я ее вам не отдам.

Обращается к учителю: У Вас документ есть?

Обращается к детям: А вы вообще еще маленькие.

Учитель (пожимает плечами):

У меня вот есть классный журнал. Это тоже документ.

Печкин (теребя себя за ус):

Ну, это другое дело.

Вбегают Шарик и кот Матроскин. Кот в шапке вязаной и валенках. Шарик в кроссовках, на шее шарф. Изображают, что сильно замерзли.

Кот:

Вот глупый пёс. Я говорил тебе: "Покупай валенки!". А ты: Кроссовки, кроссовки: Дешевле, моднее!.. (ворчит). Вот мерзни теперь!

Шарик (оправдывается):

Да погоди ты ворчать, мы же в гости пришли.

Кот:

О! и Печкин здесь. А ты по какому поводу?

Печкин:

Да вот, посылку принес.

Учитель:

Так, может вскроем?

Вскрывают посылку. Печкин достает открытку, передает учителю.

Учитель (читает):

Девушка должна быть опрятна,
Одежда ее всегда аккуратна.
За одеждой своевременно нужно следить:
Заштопать, пуговицу пришить:
Ремонт и отделка швейных изделий
Требует овладения вами особых умений.
Будем учиться фурнитуру пришивать,
Правильно ремонт одежды выполнять.

Думаю нам надо повторить, что мы с вами изучали на прошлом уроке. Может в посылке шпаргалка есть?

Кот сует свой нос в посылку, достает открытку с вопросами и карточки с нарисованными символами (приложение 1).

2. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения:

  1. Почему нужно правильно ухаживать за одеждой?
  2. Какую информацию содержит ярлык, вшитый в одежду?
  3. Как сортируют одежду перед стиркой?
  4. Как обрабатывают изделия с вышивкой?
  5. Какие изделия нельзя кипятить?
  6. Какие изделия нельзя выкручивать при отжимании и почему?
  7. Какими средствами можно чистить шерстяные изделия в домашних условиях?
  8. Какие изделия можно и какие нельзя отбеливать?

Шарик:

О, какие вы умные! Молодцы! За это я вам дам пуговицы цветные. У нас на чердаке их целая коробка (Раздает пуговицы). Вы их сохраните. Они вам сегодня пригодятся.

Матроскин обращает внимание, что на плаще Печкина отсутствует пуговица.

Матроскин:

Мур-р-р, девчата, посмотрите. Почтальон пробирался по сугробам, где-то пуговицу потерял. Вы поможете ему?

Одна из учащихся пришивает Печкину пуговицу, а в это время другие ученицы отгадывают символы по карточкам (приложение 2). Печкин благодарит ученицу, хвалит за мастерство.

3. Изучение нового материала.

Шарик с Матроскиным опять между собой спорят. Учитель пытается их помирить.

Учитель:

Друзья, давайте лучше займемся полезным делом. Я буду задавать вопросы ребятам, они отвечать. А вы помогайте нам.

  • Какие виды обуви вы знаете? (Кот и пёс подсказывают, выставляя свою обувь).
  • Какие средства ухода вызнаете для каждого вида обуви? (кремы, щетки, салфетки, бархотки).

Кот ворчит:

Сапоги да туфли, босоножки, кроссовки, кожа, замша, резина: чепуха все это. В наших суровых сибирских условиях, да еще живя в своем деревянном доме, без валенок - никуда. А что вы, девчата, о них знаете? Поди их и не носили никогда.

Дети пытаются возразить. Кот их перебивает.

Кот:

Все равно ничего не знаете. Как их делают? Как их реставрируют? А как сохранить до следующей зимы? Сплошные вопросы, никаких ответов.

Обращается к Печкину, Шарику и учителю. Печкин с Шариком переглядываются.

Печкин:

Слыхал я про мастера Владимира Афанасьева из деревни Кузедеево, что в Кемеровской области.

Пес встревает в разговор:

А у меня в деревне Смычки мастер знакомый есть.

Печкин:

Он-то в валенках толк знает. Он мне даже схему нарисовал как они делаются. Сейчас я ее вам покажу. Достает из кармана свернутый плакат. Закрепляет на доске.

Печкин поясняет каждый этап. Шарик помогает (приложение 3).

Учитель:

Об истории валяния обуви мы с вами уже говорили на уроках материаловедения. Теперь мы знаем, как и где изготавливают валяную обувь.

А как же ухаживать за ней?

Пес пихает Матроскина в бок:

Ты носишь валенки, ты и рассказывай.

Кот:

Валенки и фетровые боты, если они очень грязные, предварительно моют (только учтите, что они могут сесть), а, высушив, почистите щеткой, пемзой или мелкозернистой шкуркой. Хранят валенки в сухом проветриваемом помещении при относительной влажности 65% и температуре воздуха от 0 до 25 градусов. В домашних условиях валенки можно набить газетами и упаковать в бумажный мешок. Запах типографской краски отпугивает моль.

Печкин ойкнул, схватился за поясницу. Пес потирает нога об ногу.

Учитель:

Что с вами случилось?

Печкин и пес хором невнятно:

Да вот долго шли:. Холодно было:, ноет что-то:

Кот:

А у меня ничего не болит. Потому что валенки еще и лечат. Ведь они сделаны из натуральной шерсти. Они не только согревают. Но и лечат от ревматизма, массажируют. Да и вообще - это отличная профилактика от простудных заболеваний круглый год.

Пес:

Ладно, ладно, уговорил. Только вот старенькие у тебя уже валенки, с заплатками. Подновить бы их надо.

Тихо звучит песня в исполнении Л.Руслановой "Валенки".

II. Текущий инструктаж.

Учитель:

А мы тебе сейчас поможем придумать, как твои валенки приукрасить. Девчата, поможем?

Печкин заглядывает в посылку и достает с возгласом:

Ух, ты! Какие странные игрушки! Достает шаблоны в форме валенок из драпа и фетра.

Пес вешает плакат с изображением валенок, оформленных тесьмой, фурнитурой и т. д. (приложение 4).

Учитель:

Девочки, вы наверно уже догадались, что вам сейчас предстоит выполнить макет валенок с различными украшениями, побывать в роли дизайнеров.

Дизайнер - художник-конструктор, специалист по дизайну, то есть мастер по эстетическому облику промышленных изделий (Современный толковый словарь русского языка., М., Ридерз Дайджест).

Но для этого нам с вами сначала надо приготовить рабочее место и повторить правила ТБ для ручных работ.

Вам надо украсить шаблоны по своему желанию и вкусу, подбирая необходимые отделочные материалы из предложенных учителем (приложение 5).

Требования к работе:

  • Подбор ниток в цвет основы;
  • Аккуратность;
  • Эстетичность;
  • Соответствие выполненной работы задуманной идее.

III. Заключительный инструктаж

1. Презентация детских работ.

2. Оценка работ с комментариями гостей.

Кот благодарит за советы в ремонте и говорит:

Ой, спасибо! Ну, ублажили!
Вот подарок так подарок,
Славный для души приварок!
В этих валенках родимых
Нет снегов непроходимых!
В этих валенках сейчас
Я готов пуститься в пляс!
В них от радости без слов
Русского сплясать готов!

Такие красивые валенки я еще лет 100 носить буду!

Обращается к Шарику и Печкину:

Ну, какой там у вас знакомый мастер? Пошли что ли к нему валенки мне ремонтировать? Да и вам закажем по паре.

Печкин:

Да, да, да. Хорошая идея. Ты нас убедил. Спасибо вам, девчата! (Приложение 6).

3. Прощание с гостями (персонажи уходят).

Учитель анализирует урок, отмечает допущенные типичные ошибки, оценивает работу учащихся.

4. Домашнее задание: учебник, параграфы 18,19, стр.110-119. ответить на вопросы в конце параграфов

4. Уборка рабочих мест.

Литература.

  1. Учебник "технология" для 6 класса (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М., "Вентана-Граф", 2008.
  2. "Технология" 6 класс, поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко, Волгоград, изд-во "Учитель", 2008.
  3. Журнал "Наука и жизнь" № 12 2005.