Класс: 6
Тип урока: комбинированный, с элементами игры.
Время урока: 90 мин.
Цели:
- систематизировать знания по самообслуживанию, познакомить учащихся с правильным уходом за обувью; научить выполнению декора;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к традициям своего народа; внимательность, аккуратность, бережливость, создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи;
- развивать интерес к истории своего края, кругозор учащихся, их творческие способности, прививать навыки культуры труда; развивать логическое мышление.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблицы с символами, ярлыки, шаблоны в форме валенка, ручные иглы, ножницы, наперсток, нитки, цветные лоскутки, тесьма, пайетки, бусины, бисер, пуговицы, клей ПВА, кисточки.
Ход урока
I. Вводный инструктаж.
1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и целей урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас в гостях герои полюбившегося всем нам мультфильма "Зима в Простоквашино".
Звучит мелодия из мультфильма. За дверью слышится возня и перебранка кота и собаки. Появляется почтальон Печкин и стучит в дверь, заглядывает в класс.
Печкин:
Здравствуйте, детишки! А я к вам с гостинцем. Принес посылку от дяди Федора. Только я ее вам не отдам.
Обращается к учителю: У Вас документ есть?
Обращается к детям: А вы вообще еще маленькие.
Учитель (пожимает плечами):
У меня вот есть классный журнал. Это тоже документ.
Печкин (теребя себя за ус):
Ну, это другое дело.
Вбегают Шарик и кот Матроскин. Кот в шапке вязаной и валенках. Шарик в кроссовках, на шее шарф. Изображают, что сильно замерзли.
Кот:
Вот глупый пёс. Я говорил тебе: "Покупай валенки!". А ты: Кроссовки, кроссовки: Дешевле, моднее!.. (ворчит). Вот мерзни теперь!
Шарик (оправдывается):
Да погоди ты ворчать, мы же в гости пришли.
Кот:
О! и Печкин здесь. А ты по какому поводу?
Печкин:
Да вот, посылку принес.
Учитель:
Так, может вскроем?
Вскрывают посылку. Печкин достает открытку, передает учителю.
Учитель (читает):
Девушка должна быть опрятна,
Одежда ее всегда аккуратна.
За одеждой своевременно нужно следить:
Заштопать, пуговицу пришить:
Ремонт и отделка швейных изделий
Требует овладения вами особых умений.
Будем учиться фурнитуру пришивать,
Правильно ремонт одежды выполнять.
Думаю нам надо повторить, что мы с вами изучали на прошлом уроке. Может в посылке шпаргалка есть?
Кот сует свой нос в посылку, достает открытку с вопросами и карточки с нарисованными символами (приложение 1).
2. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
- Почему нужно правильно ухаживать за одеждой?
- Какую информацию содержит ярлык, вшитый в одежду?
- Как сортируют одежду перед стиркой?
- Как обрабатывают изделия с вышивкой?
- Какие изделия нельзя кипятить?
- Какие изделия нельзя выкручивать при отжимании и почему?
- Какими средствами можно чистить шерстяные изделия в домашних условиях?
- Какие изделия можно и какие нельзя отбеливать?
Шарик:
О, какие вы умные! Молодцы! За это я вам дам пуговицы цветные. У нас на чердаке их целая коробка (Раздает пуговицы). Вы их сохраните. Они вам сегодня пригодятся.
Матроскин обращает внимание, что на плаще Печкина отсутствует пуговица.
Матроскин:
Мур-р-р, девчата, посмотрите. Почтальон пробирался по сугробам, где-то пуговицу потерял. Вы поможете ему?
Одна из учащихся пришивает Печкину пуговицу, а в это время другие ученицы отгадывают символы по карточкам (приложение 2). Печкин благодарит ученицу, хвалит за мастерство.
3. Изучение нового материала.
Шарик с Матроскиным опять между собой спорят. Учитель пытается их помирить.
Учитель:
Друзья, давайте лучше займемся полезным делом. Я буду задавать вопросы ребятам, они отвечать. А вы помогайте нам.
- Какие виды обуви вы знаете? (Кот и пёс подсказывают, выставляя свою обувь).
- Какие средства ухода вызнаете для каждого вида обуви? (кремы, щетки, салфетки, бархотки).
Кот ворчит:
Сапоги да туфли, босоножки, кроссовки, кожа, замша, резина: чепуха все это. В наших суровых сибирских условиях, да еще живя в своем деревянном доме, без валенок - никуда. А что вы, девчата, о них знаете? Поди их и не носили никогда.
Дети пытаются возразить. Кот их перебивает.
Кот:
Все равно ничего не знаете. Как их делают? Как их реставрируют? А как сохранить до следующей зимы? Сплошные вопросы, никаких ответов.
Обращается к Печкину, Шарику и учителю. Печкин с Шариком переглядываются.
Печкин:
Слыхал я про мастера Владимира Афанасьева из деревни Кузедеево, что в Кемеровской области.
Пес встревает в разговор:
А у меня в деревне Смычки мастер знакомый есть.
Печкин:
Он-то в валенках толк знает. Он мне даже схему нарисовал как они делаются. Сейчас я ее вам покажу. Достает из кармана свернутый плакат. Закрепляет на доске.
Печкин поясняет каждый этап. Шарик помогает (приложение 3).
Учитель:
Об истории валяния обуви мы с вами уже говорили на уроках материаловедения. Теперь мы знаем, как и где изготавливают валяную обувь.
А как же ухаживать за ней?
Пес пихает Матроскина в бок:
Ты носишь валенки, ты и рассказывай.
Кот:
Валенки и фетровые боты, если они очень грязные, предварительно моют (только учтите, что они могут сесть), а, высушив, почистите щеткой, пемзой или мелкозернистой шкуркой. Хранят валенки в сухом проветриваемом помещении при относительной влажности 65% и температуре воздуха от 0 до 25 градусов. В домашних условиях валенки можно набить газетами и упаковать в бумажный мешок. Запах типографской краски отпугивает моль.
Печкин ойкнул, схватился за поясницу. Пес потирает нога об ногу.
Учитель:
Что с вами случилось?
Печкин и пес хором невнятно:
Да вот долго шли:. Холодно было:, ноет что-то:
Кот:
А у меня ничего не болит. Потому что валенки еще и лечат. Ведь они сделаны из натуральной шерсти. Они не только согревают. Но и лечат от ревматизма, массажируют. Да и вообще - это отличная профилактика от простудных заболеваний круглый год.
Пес:
Ладно, ладно, уговорил. Только вот старенькие у тебя уже валенки, с заплатками. Подновить бы их надо.
Тихо звучит песня в исполнении Л.Руслановой "Валенки".
II. Текущий инструктаж.
Учитель:
А мы тебе сейчас поможем придумать, как твои валенки приукрасить. Девчата, поможем?
Печкин заглядывает в посылку и достает с возгласом:
Ух, ты! Какие странные игрушки! Достает шаблоны в форме валенок из драпа и фетра.
Пес вешает плакат с изображением валенок, оформленных тесьмой, фурнитурой и т. д. (приложение 4).
Учитель:
Девочки, вы наверно уже догадались, что вам сейчас предстоит выполнить макет валенок с различными украшениями, побывать в роли дизайнеров.
Дизайнер - художник-конструктор, специалист по дизайну, то есть мастер по эстетическому облику промышленных изделий (Современный толковый словарь русского языка., М., Ридерз Дайджест).
Но для этого нам с вами сначала надо приготовить рабочее место и повторить правила ТБ для ручных работ.
Вам надо украсить шаблоны по своему желанию и вкусу, подбирая необходимые отделочные материалы из предложенных учителем (приложение 5).
Требования к работе:
- Подбор ниток в цвет основы;
- Аккуратность;
- Эстетичность;
- Соответствие выполненной работы задуманной идее.
III. Заключительный инструктаж
1. Презентация детских работ.
2. Оценка работ с комментариями гостей.
Кот благодарит за советы в ремонте и говорит:
Ой, спасибо! Ну, ублажили!
Вот подарок так подарок,
Славный для души приварок!
В этих валенках родимых
Нет снегов непроходимых!
В этих валенках сейчас
Я готов пуститься в пляс!
В них от радости без слов
Русского сплясать готов!
Такие красивые валенки я еще лет 100 носить буду!
Обращается к Шарику и Печкину:
Ну, какой там у вас знакомый мастер? Пошли что ли к нему валенки мне ремонтировать? Да и вам закажем по паре.
Печкин:
Да, да, да. Хорошая идея. Ты нас убедил. Спасибо вам, девчата! (Приложение 6).
3. Прощание с гостями (персонажи уходят).
Учитель анализирует урок, отмечает допущенные типичные ошибки, оценивает работу учащихся.
4. Домашнее задание: учебник, параграфы 18,19, стр.110-119. ответить на вопросы в конце параграфов
4. Уборка рабочих мест.
Литература.