Цели и задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания по созданию гармоничного образа костюма
Развивающие:
- развивать эстетический вкус и творческие способности
- расширять кругозор, развивать эстетический вкус
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус
- умение соотносить результаты своей деятельности с целью
Методы обучения:
- беседа, практические методы, методы проблемного обучения.
Материалы и Оборудование:
для учителя:
- компьютер с видеопроектором
- магниты - 10 шт. и доска
- мультимедийная презентация к уроку <Приложение 1>
- раздаточный материал: разнообразные аксессуары
для учащихся:
- листы с эскизами для практического задания "Определение элементов для создания гармоничного образа костюма". <рисунок7>, <рисунок8>, <рисунок9>, <рисунок10>
- листы с эскизами для практического задания "Подбор аксессуаров для готового костюма" <рисунок 1>, <рисунок 2>, <рисунок 3>, <рисунок 4>, <рисунок 5>, <рисунок 6>
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Форма организации урока: групповая
ХОД УРОКА
I. Организационная часть.
Подготовка класса к работе, распределение по группам, включение учащихся в деловой ритм.
II. Вступительная часть
.Тема нашего урока " Роль аксессуаров при создании гармоничного образа костюма". Но прежде, чем мы приступим к её изучению, давайте попробуем дать определение понятию "костюм".
Под "костюмом" следует понимать все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле. Понятие "костюм" и эстетическая категория "красота" неразрывны. Исходя из этого мы можем выделить два основных эстетических аспекта костюма:
1. Красота самого костюма (т.е. соответствие представлениям о совершенстве костюма как вещи).
При создании и использовании костюма люди по их природе стремятся к красоте. В этом смысле красота является итоговым качеством вещи, ее соответствием исходным функциям в их оптимальном соотношении. Например: мы можем, увидев гармоничные пропорции, покрой, качественный шелк, приятный цвет, богатую вышивку и т.д. сказать: "О, какое красивое платье!". Именно так мы выбираем вещи в магазине.
2. Создание образа красивого, совершенного человека (когда костюм является средством для преобразования человека согласно эстетическим идеалам).
"Костюм" - единственная система, способная искусственно изменить внешность человека, подчеркнуть или же разрушить гармоничное единство тела, или определенных его частей. Предположим такую реальную ситуацию: увидев девушку в платье, которое придает ее фигуре очертания, близкое к идеалу мы можем воскликнуть "Какая красивая девушка!", что будет означать, что данный костюм выполнил свою "эстетическую функцию", он сделал человека красивым.
В современной жизни, важным признаком правильно одетого человека считается то, что никто не замечает его костюма, каков он, а все видят только красивого, совершенного человека. И в это основная задача "костюма".
Создание гармоничного образа костюма дело очень непростое, и примером тому могут послужить ошибки и известных людей, которые напрямую связаны с миром моды или шоу-бизнеса. Неслучайно ведущие журналы мира регулярно печатают рейтинг самых плохо одетых знаменитостей. (слайд № 2)
Так что же понимают под гармоничным образом костюма?
Гармоничный образ костюма - это композиция или объединение всех элементов костюма в одно целое.
Для того что бы разобраться, что же это за элементы входят в композицию костюма, вы сейчас проведёте небольшое исследование эскизов костюма, в каждом из которых один элемент композиции выпадает из общей гармонии.
Какой? Вы должны определить сами и вписать его в нашу звёздочку обдумывания.
(работа в группах и обсуждение итогов исследования.) (слайд № 3)
Итак, в понятие гармоничного образа костюма входят следующие элементы: силуэт и пропорции, стиль одежды, макияж, причёска, рисунок и фактура ткани, аксессуары, цветовая гамма.
Почти все эти элементы мы изучали с вами на уроках технологии во время изучения тем по материаловедению и цветоведению, конструированию и моделированию одежды. А непосредственно сегодня мы поговорим об аксессуарах.
III. Изучение нового материала.
Аксессуар - слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету.
Какие же задачи решает добавление аксессуаров к костюму? (слайд № 4)
- эстетическую
- защиту от непогоды
- удобство
Что же относится к аксессуарам костюма?
Всё перечислить, наверное, невозможно, потому что с течением времени и под влиянием моды одни аксессуары исчезают совсем. Например, блохоловка. (слайд №5)
Роскошная куница - красиво и богато, не так ли? Да не в том дело! Это типичный для XVI века блошиный мех. Чучела куниц, соболей и ласок притягивали к себе блох - бич не только простолюдинов, но и знатных дам.
Блошиный мех носили через плечо, внутри была пропущена золотая или серебряная цепочка, за которую чучелку удобно было держать, чтобы не соскользнула. Время от времени меховушку выносили на улицу и вытряхивали набившихся туда насекомых.
Блошиный мех старались украсить. К примеру, герцогиня Феррарская получила в подарок от мужа соболя - блохоловку с золотой головой и алмазными глазками, с нашитыми 12 рубинами и десятками жемчужин. Во время энергичных вытряхиваний служанки растеряли все жемчужины, а через месяц и голова отлетела.
Кстати, меха для ловли блох носили дамы в Италии. А во Франции ни одна приличная женщина не появлялась в обществе без изящной коробочки - блохоловки с одной-единственной дырочкой сбоку. Внутрь капали мед, рассчитывая, что блохи соберутся туда, привлеченные сладким запахом.
Блохоловки исчезли навсегда. Другие аксессуары возвращаются и снова исчезают. Появляются и совсем новые. (слайд№6)
Фантазии дизайнеров нет предела. Вот их последнее творение: украшение для глаз в виде бриллиантовой капельки, которая крепится к нижнему веку.
В словаре аксессуаров более 400 наименований, поэтому обо всех рассказать невозможно, а вот перечислить, что же не является аксессуарами мы с вами можем. (слайд № 7)
Теперь рассмотрим самые востребованные аксессуары и постараемся выработать основные принципы, по которым нужно подбирать их к костюму.
Большая группа аксессуаров относится к украшениям. (слайд № 8)
Их мы будем изучать на отдельном уроке в своё время. Но основные принципы подбора украшений мы можем сказать сейчас.
- Украшений не должно быть много.
- Все выбранные украшения должны отвечать особенностям фигуры. Людям с короткой (недостаточно вытянутой шеей) нельзя носить короткие бусы, а только длинные, которые, заодно, придадут стройность фигуре. Правда, при условии, что ноги не слишком коротки; в этом случае надо отдать предпочтение бусам средней длины.
- В идеале украшения должны составлять комплект (или гарнитур), если такой возможности нет, то тогда они должны быть в одной цветовой гамме, и выполнены из одинаковых материалов.
На следующей группе аксессуаров я остановлюсь поподробнее. Это головные уборы. (слайд №9)
Головные уборы в прошлые времена были важной доминантой в образе костюма, но со временем подрастеряли свои позиции. Одним из видов головных уборов являются шляпы, этот важный аксессуар почти исчез из нашей жизни, а ведь с давних времён этот головной убор наделяли магическими свойствами - считали своего рода замещением "головы". На протяжении многих лет именно шляпа определяла статус человека, его положение в обществе. Слово шляпа фигурирует во многих крылатых выражениях, например, " всё дело в шляпе" относится к 16 веку. В те времена в России во время суда в шляпу клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кто вынимал нужный шарик.
Так как же правильно подобрать головной убор?
- Форма шляпы или шапки зависят от черт лица;
- При выборе головного убора обязательно учитывается рост, причёска и цвет волос.
- Головной убор должен по фактуре материалов и цветовому решению с другими элементами костюма, из которых сделаны аксессуары.
Практически те же принципы применяются при подборе обуви и кожгалантерейных изделий. (слайды № 10 , 11)
Для того чтобы сделать окончательные рекомендации по подбору аксессуаров вы должны будете поработать с шестью эскизами, которые я вам раздала.
Внимательно рассмотрите их:
Найдите три эскиза костюмов, к которым никаких аксессуаров добавлять не надо, а вот к другим трём можно и добавить что-нибудь для акцента (нужно дорисовать на эскизе). Проявите свою фантазию и обоснуйте свой выбор.
(работа в группах, показ и обсуждение результатов работы)
IV. Практическая работа.
Ну, а теперь давайте на практике попробуем использовать те знания, которые вы получили сегодня, при помощи ещё одних широко используемых аксессуаров - платочных изделий. (слайд № 12)
Итак, попробуйте создать гармоничный образ из раздаточных материалов и аксессуаров.
(работа в группах, показ созданных работ и обсуждение результатов.)
V. Подведение итогов урока.
Давайте подведём итоги и выведем основные общие принципы выбора аксессуаров для создания гармоничного образа одежды:
Следует сочетать не более 3 цветов, желательно, чтобы один из них был нейтральным, иначе вы рискуете получить прозвище попугай или светофор. Правда есть исключения, - цветные украшения к однотонному и спокойному наряду.
Несоответствие материалов и стилей, из которых сделаны аксессуары.
Ни один аксессуар не должен резко доминировать над остальными элементами одежды, и уж тем более над вашим лицом.
Закончить урок мне хотелось бы словами знаменитого кутюрье Кристиана Диора: "Умение носить аксессуары - искусство, а умение подбирать - талант!".