Применение декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов в швейных изделиях

Разделы: Технология


Цель: Ознакомить учащихся с орнаментальным искусством ханты и манси в швейных изделиях.

Задачи:

  • Ознакомить с различными видами орнаментов и научить применять их в швейных изделиях на примере игольницы.
  • Развивать творческие способности: навыки самостоятельной работы, умение выражать свое творчество и фантазию, вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности и эстетичности.
  • Прививать любовь к родному краю через изучение традиций уклада жизни, искусства коренных жителей.

Наглядности:

  • орнаментированные изделия,
  • игольницы,
  • образцы орнаментов,
  • фотографии,
  • иллюстрации с изображением женщин в национальной одежде,
  • домашняя утварь.

Оборудование:

  • иглы,
  • наперстки,
  • ножницы,
  • нитки №50,
  • нитки шерстяные,
  • сукно.

Ход урока

1. Организация урока. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем занятии мы с вами знакомились в теоретической форме с обско-угорскими орнаментами.

  • Кто такие обские угры? (Территория, на которой мы проживаем, - Ханты-Мансийский округ, - раньше называлась Югра, а народы, проживающие на ней, - ханты и манси,- назывались уграми).
  • Что такое орнамент? (Орнамент – это живописное графическое украшение из сочетания геометрических элементов).

Какие вы запомнили темы орнаментов? (Для проверки теоретических знаний раздаются карточки). Рисунок 1.

Рисунок 1.

  • Звери: лапа лисы, след медведя, заячьи уши, соболь, рога оленя, змея, змея ползет.
  • Птицы: выводок утят, хвост тетерева, крылья взрослой чайки, глухарь, утиные крылья, шейка утки.
  •  Растения: березовая ветка, березовая обломанная ветка, ветвистая береза, шишка, половина шишки, вершина еловой ветки и др.
  •  Явления природы: накаты волн, рябь воды, солнце. Человек: туловище человека, усложненный бюст мужчина, голова человека. Рыбы: челюсть щуки, пасть щуки, язык карася.

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

  • Какие типы орнаментов бывают? (Хантыйские орнаменты линейного и розеточного типа)
  • На каких изделиях используются орнаменты линейного типа? (сахи, бурки, кисы, платья, бисерные изделия).
  • Где используются орнаменты розеточного типа? (в берестяных изделиях, в  подвесках медальонов, на свадебных накидках, одежде и, конечно же, в игольницах). (Рисунок 2)

Рисунок 2.

Рассказ учителя:

Информация об орнаментировании изделия.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Сегодня тема нашего занятия «ИГОЛЬНИЦА».

Игольница (НАМТ с хантыйского и означает «игольница») – это необходимый предмет для женщины. Без нее женщина в быту не обходится. Игольницы изготовлялись не для красоты, а для того, чтобы ею пользоваться. Данный предмет изготовлялся из сукна, ситца, сатина, кожи, меха. Ткань женщина выбирала всегда яркую.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерицы хорошо знали воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом сознание человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Остановимся на основных цветах, имеющих собственные названия у хантов: их всего три - белый, красный, черный. Остальные цвета имели названия описательного характера или сравнительного: «похожи на осенний лист» - желтый цвет, синий, зеленый обозначает название двух цветов – «похожие на свежую весеннюю траву».

Для изготовления игольницы всегда применяются четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. При этом обычно красный цвет применяется в паре с зеленым, а затем синим и желтым, а синий – с желтым.

У вас на столе лежат игольницы. Расскажите, какой материал использовала мастерица.

Обратите внимание на то, как украшены центр и края игольниц. Края игольниц женщины обшивали мехом выдры или горностая, подшейным оленьим волосом. Для украшения также использовались пуговицы, монеты, бисер. Вот такие красивые игольницы имела хантейская женщина.

Существует множество загадок, относящихся к рукоделию, попробуем вспомнить некоторые из них:

  1. Весь мир одевает, сама нагишом (иголка)
  2. Бежит свинка, истыкана спинка (наперсток)
  3. Все на свете обшивает. Что сошьет – не надевает (иголка)

Технология изготовления игольницы.

Прежде чем приступить к практической части, повторим правила техники безопасности при работе с иглой.

  1. Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
  2. Не брать иглу в рот.
  3. Не вкалывать в одежду.
  4. Не  оставлять иглу в изделиях.
  5. Не шить ржавой иглой.

На предыдущем занятии мы с вами приготовили все детали для игольницы.

При пошиве игольницы будем применять технологию петельного шва.

Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево.

Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2-4мм. Высота стежка – 0, 5 мм.

Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку – не более 60-70 см.

Есть очень тонкая русская пословица: Длинная нитка – ленивая девка.

А вот еще и верная примета: Длинной ниткой шить – далеко от мамы жить.

Так что не стоит рисковать.

Итак, приступим к работе.

Девочки самостоятельно орнаментируют изделие.

Давайте вспомним пословицы, которые воспитывали юных мастериц. На уроках литературы вы изучали пословицы, поговорки.

Какие пословицы о труде вы можете вспомнить?

  1. Делаешь наспех – сделаешь на смех.
  2. Голова научит, руки сделают.
  3. Было бы начало, будет и конец.
  4. Глаза боятся, а руки делают.

Слово учителя:

Быть мастерицей – одна из главных функций женщины традиционного общества, именно поэтому символом женского начала является игла. Например, у манси иголку втыкали в тряпочку, когда рождалась девочка, и уносили на культовое место.

Женщина в качестве мастерицы выступала как творец определенного круга изделий, через посредство которых она так или иначе выражает себя, и поэтому вещь несет на себе отпечаток личности.

Каждый орнамент применялся в соответствии с его значением, например, «змея» защищает от недугов, является покровительницей духов казымских ханты.

Орнамент «заячьи ушки» применяется в  основном при украшении детских вещей: по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.  

         

«Солнце» обычно занимает центральную часть суконных игольниц и покрышек берестяных  коробок. В актуальных верованиях, исследуемых групп хантов сохраняется отношение, к «солнцу» - най – матери. Как дарительница силы, энергии для «заячьи ушки» воспроизводства земной жизни. Идея орнамента такова: что солнце дает жизнь как настоящую, так и будущую.

(Рисунок 3)

Словарная работа:

НАЙ – божественное женское имя.

Изображение птицы глухаря,  исследователи указывали на магическое значение «Птицы сна».

(Рисунок 4).

«Лягушка» - давал новорожденному здоровье и долголетие.

(Рисунок 5)

Зигзаг считается простейшим древним орнаментом для многих народов, у хантов он используется во всех материалах, кроме меха. За ним закрепляется функция оживления неживого.

«Крест» сегодня имеет двойную нагрузку: более древнюю и христианскую,  хотя обе нагрузки совпадают в том плане, что несут функцию охраны. Первое значение данного знака (только косой крест). Это ограничение мира людей от враждебных сущностей иного мира.

Закрепление.

Учащиеся выполняют практическую работу, отвечая на вопросы учителя:

С какими видами игольниц вы познакомились?

Для чего используются игольницы?

Из чего изготовляют игольницы?

Стихотворение хантыйской девочки:

Вот я сама сшила игольницу,
Подарю ее маме на день рождения.
Пусть она ее бережет.

3.Итог урока.

Домашнее задание: закончить  работу, проявить свою фантазию, вкус, дополнить орнамент по своему усмотрению.

Рисунок 1.

Проверка теоретических знаний

  1. Существует два типа хантыйских орнаментов -  ….
  2. Приведите примеры названий орнаментов.

Тематика

Примеры

Звери

 

Птицы

 

Явление природы

 

Человек

 

Рыбы

 

Растения

 

Хантыйские орнаменты линейного и розеточного типа.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

(Рисунок 4).

(Рисунок 5)