У младших школьников более развита наглядно-образная память, нежели словесно-логическая, которую ещё предстоит развивать.
Ребёнок младшего школьного возраста быстрее запоминает и прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.
Использование стихотворных рифмовок и весёлых правил в стихах позволяет создать на уроке творческую атмосферу, повысить настроение обучающихся, даёт стимул к учению.
Стихотворное правило создаёт в воображении ребёнка живой образ, который
надолго остаётся в детской памяти.
Стихотворное правило поможет понять какую-либо формулировку или определение.
Рифмовки и правила поделены на разделы:
- Русский язык
- Математика
- Чтение
Русский язык
Вопросительный знак.
Этот знак с горбатой спинкой
Часто спрашивает вас:
Что случилось? Кто же это?
Сколько лет? Который час?Вот поэтому его называют часто
так:
Очень длинно, но легко
Вопросительный знак.
Восклицательный знак
А у этого спина прямая.
Он худой и очень занятой.
Им гордится даже Запятая,
Потому что он товарищ Запятой.Он всё время восклицает,
Побуждает и зовёт.
То смеётся, то залает,
То соловушкой поёт!..
Точка
Точка – старшая сестра
Этих знаков озорных.
Всех серьёзней и мудрей,
Часто заменяет их.
Ударение
Словно мастер молоточком
Сильный гласный звук куёт.
И тогда ударный гласный
Звонко песенку поёт.
Состав слова
Вот чудесный домик-слово.
(Здесь 4 этажа.)
Удивляюсь я снова и снова
До чего же здесь жизнь хороша.Первый этаж занимает Приставка,
А на втором мистер Корень живёт.
Третий этаж – это Суффикса рай –
Здесь мистер Суффикс романсы поёт.А на верхнем этаже
Поселилось Окончанье.
Слову форму придаёт,
Прилагая все старанья.
жи-ши
Не забудьте, малыши,
Про подружек жи и шиЖир, живот, жираф, стрижи
Пишем только с гласной и!
ча-ща
Жили-были ЧА и ЩА.
Всё решали сообща.
Вместе дёргали щавель
И гуляли в чаще.
Собирали мне портфель,
Торт пекли послаще…
Ъ
Твёрдый знак –
Знак-добряк.
За приставкой он встаёт,
Твёрдость звукам придаёт!
Ь – показатель мягкости
Добрый мальчик Мягкий знак
Отвечает часто так:
- Если в слове я стою,
Мягкость звукам придаю!
Звук и буква
Букву пишешь ты в тетради,
Произносишь звуки вслух.
В книге видишь тоже букву,
Слышишь снова только звук!..
Деление слова на слоги
Сколько в слове будет гласных,
Столько будет и слогов.
В нашем языке так много,
Очень много разных слов!
Правило переноса по слогам.
Помогаем всем словам –
Переносим по слогам!Переносим мы слова:
Раз-два, раз-два!
Зай-ка, кой-ка, май-ка,
Сай-ка, сой-ка, гай-ка…
Дети, это так не просто
Знать законы переноса!
Склонение
Стоит одиноко кривая сосна
И солнце скрывает ветвями она.
А ночью ей снятся чудесные сны,
И сердце дрожит у безмолвной сосны…Зайчата-трусишки, как будто во сне,
Спешат каждый вечер к разбитой сосне.
И ночью, и днём ожидают весну,
И песни поют про кривую сосну.Как летом мешает безжалостный зной,
И дятлы летают над старой сосной.
Математика
Цифра 5
Букву «ч» перевернули,
Палочкой слегка взмахнули.
Появилась цифра «5»
Стала всё кругом считать
Плюс
В математике он важен,
Этот знак совсем не трус!
Он всё быстренько прибавит,
Добрый работяга Плюс.
Минус
Минус любит отнимать
И потом не отдавать!
Деление
Что за знак две точки эти?
Вы, ребята, мне ответьте!
Вычесть? Может быть, сложить?
Скажем хором: Разделить!
Умножение на 0
Если ты на нуль умножишь,
То нуля в ответе жди!
Хоть 100 раз его ты сложишь,
Лишь пустоты впереди.
Умножение на 1
При умноженьи на 1,
Каким бы ни было число,
Его в ответе ты получишь
И на компьютерном табло.
Компоненты умножения
Компоненты умножения:
Множитель, множитель, произведение!
Задача
***
Числовой сюжет задачи
Мы условием зовём.
То, о чём в ней говорится,
Мы в учебнике прочтём!
***
Есть вопрос, чтоб дать ответ
В каждой текстовой задаче.
Поскорей ищи решенье!
Не бывает здесь иначе!..
Чётное-нечётное
Если чётное число,
Значит, делится на два.
И остатка не бывает:
Шесть, двенадцать, сорок два.
А нечётное число
Трудно на два разделить.
Разве только что с остатком –
Этого нельзя забыть.
Чтение
Азбука в стихах
А
А на угол так похожа,
А остра и угол тоже…Б
С буквой Б любой знаком:
В кепке с круглым животом.В
К тройке палочку приставим,
Цифра буквой сразу станет!Г
Это буква-кочерга,
Кепка и одна нога.Д
Буква Д на пьедестале,
Ей медаль за это дали.Е
Ш поставили на бок
И немножко удлинили,
И обрезали немного –
Букву Е мы получили.Ё
Буква Ё совсем, как Е
С точками на голове.Ж
Буква Ж – две буквы К
И похожа на жука.З
Эта буква, посмотри,
Как двойняшка цифры 3.И
Три дровинки потеряли,
Буквой И дровинки стали.Й
Вот сестричка буквы И.
Сверху запятая.
На письме согласной стала.
Вот так деловая!К
Это, дети, буква К –
Половинка от жука.Л
Буква Л, как буква А,
Только нету пояска.М
Два пригорка – буква М,
Улыбается вам всем.Н
Разве ты её не знаешь
Эту букву-лесенку.
У неё одна ступенька,
Как в чудесной песенке.О
Эта буковка-кольцо.
-Ну-ка, быстро на крыльцо!
Постучи колечком в дверь.
И смелей входи теперь!П
Буква П – турник в спортзале,
Вы её не раз встречали!Р
Буква Р – звезда ТВ,
Половинка буквы В.С
С – кусочек калача,
Пляшет танец Ча-ча-ча!Т
Буква Т – телеантенна,
Всем известна, несомненно.У
Буква У, она ж рогатка,
Не стреляйте птиц, ребятки!Ф
Буква Ф – две буквы Р.
Руки в боки, точно мэр.Х
Буква-крестик, буква Х,
Засмеялась: ха-ха-ха!
Подарю улыбки вам и кусочек хлеба дам!Ц
Буква П перевернулась,
На одной
руке стоит.
Превратилась в букву Ц.
-Цыц! – цыплёнку говорит.Ч
Ч похожа на четыре -
Нам сегодня говорили.Ш
Ш похожа на расчёску-
Сделает ежу причёску.Щ
Буква Щ – зубная щётка.
Чистит наши зубы чётко.Ь
Звукам мягкость придаёт:
Конь, огонь, коньки и льёт.Ы
Это, дети, буква Ы.
ЛЫжи, сЫр и стог травЫ.Ъ
Он с приставкой дружбу водит,
Не отстанет ни на шаг.
СЪёмка, сЪезд, подЪезд, отЪедет…
Это верный Ъ!Э
Буква С перевернулась
И язык мне показала.
В это самое мгновенье
Буквой Э, шалунья, стала!Ю
О за палку ухватилась,
Буквой Ю оборотилась.Я
Ь перевернулся,
Ногу выставил вперёд.
И уже не Ь,
По тропинке Я идёт!