Цели уроков:
- Формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
- Формирование умения анализировать произведение, составлять характеристику героев на примере произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Обучающая:
- познакомить с растительным и животным миром луга, их взаимосвязью;
- выяснить главную мысль сказки В. М. Гаршина.
Развивающая:
- способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать;
- развивать навык выразительного чтения;
- формировать коммуникативные навыки общения;
- совершенствовать общеучебные умения.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию любви к животным, растениям, ответственности за них и бережного отношения к ним;
- продолжить формирование экологической и нравственной культуры.
Оборудование:
- учебник окружающего мира,
- литературы,
- тетради по предметам,
- музыкальный фрагмент,
- изображение луга,
- карточки с изображениями растений и животных луга.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
И. Суриков
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?
- Что будет являться темой нашего урока?
На доске и в тетрадях появляется тема: «Жизнь луга».
- Что о луге вы узнали из этого стихотворения?
- Расширим наши представления об этом природном сообществе мы немного позже. Сейчас давайте вспомним, что мы знаем о жизни леса.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка проводится в виде игры «Жизнь леса».
Ученики делятся на три команды.
1-е задание.
Каждой команде даются карточки: Деревья, Кустарники, Травянистые растения, Мхи и лишайники.
Задача: распределить этажи.
2-е задание.
Каждая команда получает изображения растений.
Задача: разложить растения по ярусам и написать их названия.
3-е задание.
Каждая команда получает карточки с изображениями животных.
Задача: разложить по ярусам и написать названия.
Подведение итогов игры, выставление оценок.
3. Работа над новой темой.
Звучит музыка (голоса птиц, звуки насекомых).
Появляется изображение луга ( с обитателями животного мира).
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Еще много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь
- Давайте поподробнее познакомимся с растениями луга. Откройте учебники на стр. 183, прочитайте о растениях. Что вы узнали нового? (фронтальные ответы).
4. Работа с литературным материалом.
- На ваших партах лежит отрывок из одного произведения, вы его должны прочитать, узнать, откуда он, определить, какие из названных в нем растений растут на лугу. (Работа в парах).
Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Жёлтые коровяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
(Отрывок из сказки В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)
- Из какого произведения эти строки? Докажите свое мнение.
- Какие растения, на ваш взгляд могут расти на лугу, а какие нет? Объясните свою точку зрения.
- Как вы думаете, что еще связывает произведение В. М. Гаршина и тему «Жизнь луга»?
- Правильно, представители животного мира. Давайте откроем учебник литературы на стр. 227 и зачитаем фрагмент, в котором упоминается о его представителях.
( А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.)
- Как автор описывает в сказке жабу?
- Какие чувства у вас вызывает эта героиня?
- Вы считаете, что не только в художественном произведении, но и в реальной жизни жабы наносят только вред?
ФИЗМИНУТКА.
5. Работа по учебнику окружающего мира.
- Откройте учебники окружающего мира на стр. 188, прочитайте 3 абзац. К какому выводу вы пришли?
6. Составление сравнительной характеристики.
Давайте составим сравнительную характеристику жабы – героини сказки и жабы – жительницы луга. ( В тетрадях по литературе).
|
Сказочная жаба |
Реальная жаба |
Внешний вид.
|
Жирная старая с грязно-серыми бородавчатыми и липкими боками, с безобразными лапами, злыми и безобразными глазами. |
Бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей. |
Особенности поведения, характера. |
Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая. Может прыгать только по ровному месту. |
Залегают в спячку в зимний период времени. |
Род занятий. |
Охотилась за червями и мошками. Хотела «слопать» прекрасную розу |
Питается насекомыми, поддерживает экологическое равновесие луга. |
С характеристикой из сказки ученики работают самостоятельно, работая по учебнику на стр. 227, 230, 231. А о жабе – обитательнице луга заполняют сведения, только после прослушивания индивидуального сообщения ученика.
Сделайте, пожалуйста, вывод: чем отличается художественный образ жабы от реального? ( В сказке В. М. Гаршин добавил в образ жабы человеческие черты, создал отрицательный, неприятный образ существа, которое уродливо и внешне и даже не способно на нежное доброе проявление чувств. В жизни жабы занимают особое место в сообществе луга: охотятся на насекомых, тем самым принося пользу. Они никому не причиняют вреда, живут по законам природы).
7. Знакомство с другими представителями животного мира луга.
Работа по учебнику стр. 186
- Кто еще обитает на лугу?
- Как связаны между собой обитатели луга?
- Давайте составим совместно цепь питания.
Растения – гусеница – трясогузка.
8. Луг и человек.
- Часто бывает так, что ребята рвут на лугу цветы, ловят ради забавы бабочек, разоряют гнезда. Такое поведение наносит большой вред лугу. А весной многие поджигают на лугах сухую траву, этого делать нельзя. Как вы думаете, почему?
- Чем же можно заниматься, гуляя по лугу?
- Как нужно себя вести на природе?
- Давайте вспомним героя «сказки о жабе и розе». Что вы можете сказать об этом мальчике?
ФИЗМИНУТКА.
9. Анализ образа мальчика Васи.
- Как Вася проводил время в цветнике? Зачитайте. (стр. 228)
- Найдите слова, которые помогают понять характер мальчика. Выпишите их в тетради.
(Вася сидел долго и читал, ему был знаком каждый куст, наблюдал часами за муравьями, радовался встрече с ежом, боялся его спугнуть. Был слабым, тихим, кротким мальчиком).
- Найдите описание внешнего вида Васи. Выпишите в тетради.
(Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле).
- Почему именно мальчика автор называет хозяином цветника? (Потому что это было его цветник, больше никто не ходил в это заброшенное местечко и не любовался на него часами).
10. Чтение учениками отрывка стр. 232 – 233.
11. Анализ прочитанного сюжета.
- Как автор описывает розу? Запишите в тетради.
- Чем наслаждалась роза в цветнике?
- Почему роза думала, что прожила не зря?
- Что потом случилось с розой?
- В этой сказке есть две сюжетные линии: роза и жаба, мальчик, сестра и роза. Как вы считаете, какой сюжет главнее?
12. Подведение итога урока литературы.
- В чем же главная мысль сказки? (Дополнительные вопросы, необходимые для выяснения главной мысли: о чем молилась роза, когда жаба приближалась к ней? Почему роза обрадовалась, когда ее срезали?)
Главная мысль произведения в том, что роза была счастлива, чувствовала, что прожила свою жизнь не зря, она доставила радость больному мальчику, она принесла пользу, даже своей смертью.
- Вам понравилась сказка В. М. Гаршина? Объясните, почему.
- Чему вас научили герои этой сказки?
13. Подведение итога урока окружающего мира.
- Что нового вы сегодня узнали о сообществе луг?
- Была ли эта информация для вас интересной и полезной?
- Чем отличаются художественные образы и реальные образы животных?
14. Самооценивание учеников.
- Кто считает, что сегодня хорошо потрудился на уроке, встаньте?
- Кто считает, что работал недостаточно активно, не расстраивайтесь, впереди будет еще много интересных тем.
15. Выставление оценок с комментированием.
16. Домашнее задание.
1. литер.: подготовить пересказ по желанию либо от лица розы, либо от лица сестры Маши; те, кто желают нарисуют иллюстрация к любому понравившемуся фрагменту.
2. окр. мир: стр. 189 – 190 – выполнить задания и ответить на вопросы; кто желает, может подготовить сообщение об одном из представителей животного мира луга.