Интегрированный урок литературы и окружающего мира в 4-м классе по теме "В.М.Паршин "Сказка о жабе и розе". Жизнь луга"

Разделы: Начальная школа


Цели уроков:

  1. Формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
  2. Формирование умения анализировать произведение, составлять характеристику героев на примере произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Обучающая:

  • познакомить с растительным и животным миром луга, их взаимосвязью;
  • выяснить главную мысль сказки В. М. Гаршина.

Развивающая:

  • способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • формировать коммуникативные навыки общения;
  • совершенствовать общеучебные умения.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию любви к животным, растениям, ответственности за них и бережного отношения к ним; 
  • продолжить формирование экологической  и нравственной  культуры.

Оборудование:

  • учебник окружающего мира,
  • литературы,
  • тетради по предметам,
  • музыкальный фрагмент,
  • изображение луга,
  • карточки с изображениями растений и животных луга.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
И. Суриков

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?

- Что будет являться темой нашего урока?

  На доске и в тетрадях появляется тема: «Жизнь луга».

- Что о луге вы узнали из этого стихотворения?

- Расширим наши представления об этом природном сообществе мы немного позже. Сейчас давайте вспомним, что мы знаем о жизни леса.

2. Проверка домашнего задания.

Проверка проводится в виде игры «Жизнь леса».

Ученики делятся на три команды.

1-е задание.

Каждой команде даются карточки: Деревья, Кустарники, Травянистые растения, Мхи и     лишайники.

Задача: распределить этажи.

2-е задание.

Каждая команда получает изображения растений.

Задача: разложить растения по ярусам и написать их названия.

3-е задание.

Каждая команда получает карточки с изображениями животных.

Задача: разложить по ярусам и написать названия.

Подведение итогов игры, выставление оценок.

3. Работа над новой темой.

Звучит музыка (голоса птиц, звуки насекомых).

Появляется изображение луга ( с обитателями животного мира).

На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Еще  много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
                      Г. Лагздынь

- Давайте поподробнее познакомимся с растениями луга. Откройте учебники на стр. 183, прочитайте о растениях. Что вы узнали нового? (фронтальные ответы).

4. Работа с литературным материалом.

- На ваших партах лежит отрывок из одного произведения, вы его должны прочитать, узнать, откуда он, определить, какие из названных в нем растений растут на лугу. (Работа в парах).

Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Жёлтые коровяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

(Отрывок из сказки В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

- Из какого произведения эти строки? Докажите свое мнение.

- Какие растения, на ваш взгляд могут расти на лугу, а какие нет? Объясните свою точку зрения.

- Как вы думаете, что еще связывает произведение В. М. Гаршина и тему «Жизнь луга»?

- Правильно, представители животного мира. Давайте откроем учебник литературы на стр. 227 и зачитаем фрагмент, в котором упоминается о его представителях.

( А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.)

- Как автор описывает в сказке жабу?

- Какие чувства у вас вызывает эта героиня?

- Вы считаете, что не только в художественном произведении, но и в реальной жизни жабы наносят только вред?

ФИЗМИНУТКА.

5. Работа по учебнику окружающего мира.

- Откройте учебники окружающего мира на стр. 188, прочитайте 3 абзац. К какому выводу вы пришли?

6. Составление сравнительной характеристики.

Давайте составим сравнительную характеристику жабы – героини сказки и жабы – жительницы луга. ( В тетрадях по литературе).

 

Сказочная жаба

Реальная жаба

Внешний вид.

 

Жирная старая с грязно-серыми бородавчатыми и липкими боками, с безобразными лапами, злыми и безобразными глазами.

Бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей.

Особенности  поведения, характера.

Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая. Может прыгать только по ровному месту.

Залегают в спячку в зимний период времени.

Род занятий.

Охотилась за червями и мошками. Хотела «слопать» прекрасную розу

Питается насекомыми, поддерживает экологическое равновесие луга.

С характеристикой из сказки ученики работают самостоятельно, работая по учебнику на стр. 227, 230, 231. А о жабе – обитательнице луга заполняют сведения, только после прослушивания индивидуального сообщения ученика.

Сделайте, пожалуйста, вывод: чем отличается художественный образ жабы от реального? ( В сказке В. М. Гаршин добавил в образ жабы человеческие черты, создал отрицательный, неприятный образ существа, которое уродливо и внешне и даже не способно на нежное доброе проявление чувств.  В жизни жабы занимают особое место в сообществе луга: охотятся на насекомых, тем самым принося пользу. Они никому не причиняют вреда, живут по законам природы).

7. Знакомство с другими представителями животного мира луга.

Работа по учебнику стр. 186

- Кто еще обитает на лугу?

- Как связаны между собой обитатели луга?

- Давайте составим совместно цепь питания.

Растения – гусеница – трясогузка.

8. Луг и человек.

- Часто бывает так, что ребята рвут на лугу цветы, ловят ради забавы бабочек, разоряют гнезда. Такое поведение наносит большой вред лугу. А весной многие поджигают на лугах сухую траву, этого делать нельзя. Как вы думаете, почему?

- Чем же можно заниматься, гуляя по лугу?

- Как нужно себя вести на природе?

- Давайте вспомним героя «сказки о жабе и розе». Что вы можете сказать об этом мальчике?

ФИЗМИНУТКА.

9. Анализ образа мальчика Васи.

- Как Вася проводил время в цветнике? Зачитайте. (стр. 228)

- Найдите слова, которые помогают понять характер мальчика. Выпишите их в тетради.

(Вася сидел долго и читал, ему был знаком каждый куст, наблюдал часами за муравьями, радовался встрече с ежом, боялся его спугнуть. Был слабым, тихим, кротким мальчиком).

- Найдите описание внешнего вида Васи. Выпишите в тетради.

(Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле).

- Почему именно мальчика автор называет хозяином цветника? (Потому что это было его цветник, больше никто не ходил в это заброшенное местечко и не любовался на него часами).

10. Чтение учениками отрывка стр. 232 – 233.

11. Анализ прочитанного сюжета.

- Как автор описывает розу? Запишите в тетради.

- Чем наслаждалась роза в цветнике?

- Почему роза думала, что прожила не зря?

- Что потом случилось с розой?

- В этой сказке есть две сюжетные линии: роза и жаба, мальчик, сестра и роза. Как вы считаете, какой сюжет главнее?

12. Подведение итога урока литературы.

- В чем же главная мысль сказки? (Дополнительные вопросы, необходимые для выяснения главной мысли: о чем молилась роза, когда жаба приближалась к ней? Почему роза обрадовалась, когда ее срезали?)

Главная мысль произведения в том, что роза была счастлива, чувствовала, что прожила свою жизнь не зря, она доставила радость больному мальчику, она принесла пользу, даже своей смертью.

- Вам  понравилась сказка В. М. Гаршина? Объясните, почему.

- Чему вас научили герои этой сказки?

13. Подведение итога урока окружающего мира.

- Что нового вы сегодня узнали о сообществе луг?

- Была ли эта информация для вас интересной и полезной?

- Чем отличаются художественные образы и реальные образы животных?

14. Самооценивание учеников.

- Кто считает, что сегодня хорошо потрудился на уроке, встаньте?

- Кто считает, что работал недостаточно активно, не расстраивайтесь, впереди будет еще много интересных тем.

15. Выставление оценок с комментированием.

16. Домашнее задание.

1. литер.: подготовить пересказ по желанию либо от лица розы, либо от лица сестры Маши; те, кто желают нарисуют иллюстрация к любому понравившемуся фрагменту.

2. окр. мир: стр. 189 – 190 – выполнить задания и ответить на вопросы; кто желает, может подготовить сообщение об одном из представителей животного мира луга.