Цели урока:
- углубить и обобщить знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения;
- выявить уровень ЗУН учащихся по теме;
- активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.
Оборудование: карточки-задания, таблицы, подборка литературы, видеоряд ( ИКТ).
Ход урока
1. Oрганизационная часть.
Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы "Рыбы". Еще раз вспомним, какие особенности внешнего и внутреннего строения позволили освоить им водную среду обитания, поговорим о многообразии рыб, необходимости сохранения их видового разнообразия.
2. Oбобщение и повторение изученного.
Рыбы всегда удивляли и вдохновляли человека . Нас восхищает их способность обитать в воде. Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".
А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля.
ТЕСТ 1.
Какие утверждения верны:
1. рыбы - теплокровные животные.
2. имеют обтекаемую форму тела.
3. рыба может поворачивать голову вправо и влево.
4. тело рыбы покрыто чешуей и слизью.
5. окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.
6. рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.
7. грудные и брюшные плавники рыб парные.
8. форма тела рыбы зависит от способа питания.
9. сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.
10. лиманные рыбы обитают только в морях и океанах.
Ответы:
- ДА - 2, 4, 5, 7, 8.
- НЕТ - 1, 3, 6, 9, 10.
Учитель комментирует правильность:
- холоднокровные (пойкилотермные).
- +
- неподвижное сочленение костей.
- +
- + ( слепая щука в аквариуме - черная; свет, попадая в зрачок, вызывает раздражение нервных окончаний, возбуждение передается в мозг, а затем к коже, что приводит к изменению пигментации).
- растворенным в воде кислородом с помощью жабр.
- +
- + ( у хищных - тело торпедообразное).
- нерест.
- заходят на нерест в реки.
Проверка ( взаимопроверка) результата теста , максимальное число баллов -10.
Все эти приспособления позволили рыбам стать одним из многочисленных классов животных, населяющих планету Земля. ( 22000 видов).
Не только особенности внешнего , но и внутреннего строения отличают рыб от представителей других классов животных.
ТЕСТ 2.
Выбрать правильный ответ:
1. В состав пищеварительной системы рыб входит:
А) мочевой пузырь
В) кишечник
С) молоки
2. Сердце рыбы состоит из:
А) 2-х камер
В) 3-х камер
С) 4-х камер
3. Органом дыхания рыб служат:
А) легкие
В) плавательный пузырь
С) жабры
4. Спинной мозг рыб расположен :
А) над позвоночником
В) внутри позвоночника
С) под позвоночником
5. Рыбы - животные :
А) раздельнополые
В) гермафродиты
6. Этот орган чувств есть только у рыб :
А) зрение(глаза)
В) слух
С)боковая линия
7. Органом выделения у рыб является :
А) анальное отверстие
В) почки
С) печень
Ответы: 1-В, 2-А, 3-С, 4-В, 5-А, 6-С, 7-В.
Максимальное число баллов - 7.
Знакомясь с классом рыб, мы с вами изучили особенности их размножения.
ТЕСТ 3.
Заполните пропуски в тексте:
Рыбы ::::.. животные. Половые железы самцов называются - ::: , они вырабатывают
::::. . В половых органах самки - ::.. созревают :::. . Оплодотворение у рыб ::::: , хотя встречаются рыбы ( например, акулы ) с ::::::. оплодотворением.
Из оплодотворенных икринок развиваются :::: .
Ответ: раздельнополые, семенники, сперматозоиды, яичниках, яйцеклетки (икринки), наружное, внутренним, мальки.
Несмотря на сходство в строении и особенностях размножения существует огромное разнообразие видов рыб. Каждый из них имеет свои характерные особенности. Выработанные как приспособления к образу жизни и определенным условиям окружающей среды.
КРОССВОРД.
- уплощенное тело и возможность вырабатывать электрический ток сделала эту рыбу известной.
- хищная рыба. Обитатель озер.
- хрящевой скелет для нее не помеха для звания " гроза морей и океанов".
- промысловая рыба лососевых.
- икру мечет черную, но зовется ::. . живет до ста лет.
- эту маленькую рыбку мы часто видим в консервной банке в томате.
- рыбаки часто ловят на удочку эту рыбку отряда карпообразных.
- эта рыба живет в Тихом океане, а на нерест идет в мелкие реки Дальнего Востока. Название получила из-за характерного "бугра" на теле.
- тело сплюснуто и глаза находятся на одной его стороне.
- трехиглая :::.. откладывает икру в ямку и присыпает ее мелкой галькой.
Несмотря на то, что рыбы самый многочисленный и разнообразный класс животных , они нуждаются в охране.
Деятельность человека часто приводит к печальным последствиям и напрямую сказывается на обитателях водоемов.
Конституция РФ стоит на страже природы. Ст. 9 " Природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народа", ст. 58 " Каждый должен охранять природу и окружающую среду".
Причины снижения численности рыб | Меры охраны, предусмотренные законом |
Загрязнения водоемов | Ввод очистных сооружений, ликвидация загрязнений при транспортировке нефтепродуктов, сплаве древесины и т.д. |
Строительство плотин, гидроэлектростанций | Устройство прохода рыб к нерестилищам |
Перевылов рыбы | Регулирование величины улова, запрет лова |
Обмеление рек | Запрет вырубки лесов, осушения болот. Охрана малых рек. |
3. Выводы. Оценки.
4. Обзор литературы по теме.