Ожидаемый результат:
В ходе проведения классного часа участники смогут
- Получить опыт работы в группе,
- Отстаивать собственное мнение
- Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с семьей.
Цель: воспитывать уважительное отношение к понятию «семья», чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи:
- Развивать интерес учащихся к семье как общечеловеческой ценности
- Помочь школьникам в составлении собственных представлений о моральных ценностях семьи
Предварительная подготовка:
- Учащиеся пишут сочинение – размышление на тему: «Моя будущая семья»
- Подбираются пословицы и поговорки по теме, высказывания знаменитых людей о семье
- Проводится анкетирование по теме для учащихся и их родителей
- Снимается видеоряд, в который входит слайдшоу и видеофильм о семье на тему: «Рецепты семейного счастья»
- Выпускается классная стенгазета «Автограф 10 Б класса»
- Проводится психолого – педагогический тест «Моя семья»
Оборудование: раздаточный материал, ТСО, видеоряд
Форма проведения: семейная гостиная
Ход проведения.
Вводная часть
1. Мотивационный блок.
1. Звучит стихотворение «Дом» Е.Куменко в качестве эпиграфа.
Мимо текла, текла река.
Плыли куда – то облака.
Шел человек, дорога была нелегка.
А человек мечтал о том,
Что он построит где – то дом
И поселится счастье с ним
В доме одном.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом –
Это не дом.
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, добрым, нежным, злым
Еле живым…
Дом – это там, где нас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
2. Вступительное слово учителя.
Дом…Это слово знакомо всем. От него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас, тем труднее сохранить свою индивидуальность, доброту, тем сильнее тянет нас к частной жизни, в наш дом – убежище, который ограничит нас от всех напастей. Дом для нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в нем царят взаимопонимание, доверие, тепло и уют – это настоящий Дом и настоящее счастье.
Рано или поздно люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, богатой или бедной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Наш класс – дружная семья. Чтобы нам интересно было сегодня работать, мы создали три семьи, три игровые группы: Ивановых, Петровых и Кузнецовых. Четвертой игровой группой будут наши родители. В наших условных семьях есть свои папа, мама, дети.
3. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Семья»? Мудрые мысли о главном.
Звучит социальная реклама слова «семья», подготовленная каждой семьей.
Зачитываются пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей о семье, подготовленные заранее.
Учитель: «Есть много свидетельств тому, что на Руси семья была дружной. Я начну пословицы, а вы постарайтесь их закончить.
- Семья в куче – ( не страшна и туча)
- На что и клад – (коли в семье лад)
- Дом вести – (не бородой трясти)
- Когда семья вместе – (так и душа на месте)
- В семье и – ( каша гуще)
- Один в поле – (не воин)
Игровые семьи приводят примеры таких высказываний:
- Семья всегда будет основой общества (Бальзак)
- В семье, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу (Сухомлинский)
- В семейной жизни главное – терпение. Любовь продолжаться долго не может. (Чехов)
- Счастливых детей могут создать только счастливые родители (Макаренко)
Основная часть.
1.Образ идеальной семьи невозможен без идеальных мужчин и женщин, вступающих в брак. Задание: используя данные характеристики современных мужей и жен, составленных на основе ответов на вопросы теста, проведенного заранее и обработанного, продолжите тезис: «Настоящий муж – это…», «Настоящая жена – это…». Выявляются три наиболее важные характеристики от каждой семьи.
В качестве характеристик настоящих мужей предлагаются следующие: щедрый, добрый, умный, ласковый, сильный, любящий, верный, работящий, заботливый отец, веселый, трезвенник, спортивный…
Настоящую жену может характеризовать следующие качества: работящая, послушная,
скромная, любящая, веселая, заботливая мать, умеющая вкусно готовить, почитающая родителей мужа, преданная, умная, красивая, ласковая…
2. Поэтическая страничка. Звучит отрывок из стихотворения Е.Евтушенко «Современная женщина»
«Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде прекрасная!
До сих пор непонятная, никому не подвластная! …
Все на свете познавшая,
Все невзгоды прошедшая –
Остается загадкою современная женщина». (Е. Евтушенко)
3. Анализ тестов учащихся. Отношение к браку.
Браки бывают разные: официальный, церковный, пробный, фиктивный, по любви. Наши респонденты в большинстве своем высказались за брак по любви и официальный.
4. Моя будущая семья. Проверка домашнего задания. Защита каждой семьей своего проекта. Цитирование наиболее интересных сочинений – размышлений о своей будущей семье.
5. Поэтический театр. Театрализация стихотворения Эдуарда Асадова «Аптека счастья»
6. Очень многое в семье зависит от общения. Существует словарь семейного счастья и словарь негативного семейного общения.
Словарь семейного счастья составлен на основании проанализированных анкет. В него вошли такие понятия, как: авторитет, брак, доброта и т. д . Каждая семья представляет свой словарь.
Негативный словарь семейного общения инсценируется, что вызывает не только смех, но и негативное отношение к такой форме отношений в семье. Например, в него входят такие выражения, как: «Все люди, как люди, а ты… Попробуй только… Всем можно, а мне нельзя…Замолчи!... Сколько раз повторять одно и тоже? И т.д.»
7. Контрольная работа для взрослых. Для родителей, присутствующих на семейной гостиной, проводится контрольная работа. Она составлена из вопросов, которые хотели бы им задать дети и классный руководитель. Например, можно включить вопросы следующего плана:
- Какие учебные предметы любит Ваш ребенок? Чем он увлекается?
- Проводите ли Вы с ним свободное время? Обсуждаете ли книги, кинофильмы?
- Как относитесь к физическому наказанию детей?
8. Просмотр видеоряда, включающего слайдшоу из семейных фотографий, а также видеофильма на тему: «Рецепты семейного счастья семьи Морозовых»
Заключительная часть
Подведение итогов работы в группах- семьях.
Вопросы:
- Какой дом вы хотели бы построить?
- Что главное в вашем доме?