Интегрированное занятие (математическое развитие + основы компьютерной грамоты) по теме "Путешествие в страну геометрических фигур"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Учить соотносить отличительные признаки геометрических фигур с их описанием в загадках; закрепить знания о геометрических фигурах, умение конструировать из них; развивать умение находить геометрические формы в экранных образах компьютерной игры; закреплять умение устанавливать закономерности во множестве фигур по двум признакам (цвет и форма); развивать словесно-логическое мышление, внимание, умение использовать речь-доказательство и речь- рассуждение.

Материал и оборудование: Импровизированный «Ковёр-самолёт», конверт с геометрическими фигурами (отгадки на загадки); 2 набора геометрических фигур для конструирования; схематические изображения гуся и лисы, составленные из геометрических фигур; раздаточные карточки для игры «Что лишнее»; карточки с контурами геометрических фигур, наложенных друг на друга; развивающая компьютерная игра программно-методического комплекса «КИД/Малыш» - «Весёлые фигурки»; музыкальное сопровождение по выбору педагога.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в страну Геометрических Фигур. Жителям этой страны требуется наша помощь. Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). (Ковёр-самолёт)

Дети усаживаются на подготовленный «ковёр-самолёт» и произносят вместе с педагогом волшебные слова:

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.

Педагог: Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки (отгадки – геометрические фигуры, лежат в конверте).

  1. Нет углов у меня,
    А похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо и колесо.
    Кто же я такой, друзья?
    Назовите вы меня.
  2. Три мои стороны
    Могут разной быть длины.
    Где стороны встречаются –
    Угол получается.
    Что же вышло, посмотри!
  3. Ведь углов-то тоже три.
    Он давно знакомый мой,
    Каждый угол в нём прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
  4. Я – похож на яйцо,
    И как просто буква О.
    Я почти как круг – малец,
    Я – такой, как огурец.
  5. Четыре угла, как квадрат я имею,
    Но только квадратом назваться не смею,
    И всё же, похож на квадрат, между прочим,
    Две длинные стороны и две покороче.

Педагог: Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземляемся. Вот мы и в стране Геометрических Фигур. Я вижу загадочный конверт, хотите узнать, что в нём?

В конверте фигуры в беспорядке маются –
И в вашей помощи нуждаются.

 

(Детям раздаются карточки из конверта: нужно отыскать квадраты, круги и треугольники: квадраты раскрасить красным цветом,

круги – жёлтым, треугольники – зелёным.)

Педагог: Ребята, по-моему, ещё кто-то нуждается в нашей помощи. (На мольберте схематические изображения лисы и гуся, составленные из геометрических фигур)

Я, весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вышел спор,
Получился – мухомор!
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите.
Я, весёлый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера свалился с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот –
Получился пароход.
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите!

 

Дети делятся на две подгруппы: первая – конструирует из геометрических фигур лису, вторая – гуся. Затем педагог предлагает детям первой подгруппы сосчитать круги и квадраты в изображении лисы; второй – треугольники и прямоугольники в изображении гуся. И подобрать соответствующие цифры.

Динамическая пауза: Педагог поочерёдно показывает геометрические фигуры – дети выполняют движения:

Треугольник – прошагай,
Квадрат – приседай,
Ну, а если круг – дружок,
Выполняя скорей прыжок.

Педагог: Здорово! И с этим заданием справились. Все заходят в компьютерный зал. Я вижу стрелки-указатели, которые показывают нам, куда двигаться дальше. Педагог предлагает детям развивающую компьютерную игру «Весёлые фигурки».

Педагог: Посмотрите! Мы с вами попали в город Весёлых фигурок. Здесь живут круги, квадраты и треугольники. Они очень озорные и весёлые. Их любимая игра – прятки. Они так ловко прячутся в предметах, что сразу их и не найдёшь. Надо внимательно приглядеться к картинкам на экране, чтобы найти в них круг, квадрат или треугольник. Если вы правильно найдёте спрятавшуюся фигурку, она закрасится. А если вы отыщете все спрятавшиеся фигурки – картинка оживает, и звучит весёлая музыка.

Педагог рассказывает о клавишах управления этой игровой программой.

Дети выполняют задание, педагог помогает затрудняющимся детям.

Зрительная гимнастика:

Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)

 Педагог: Ну что ж, ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но попасть на «ковёр-самолёт» не так-то просто, - нужно выполнить ещё одно задание:

Собралась фигур – семья,

А какая ж лишняя?

 

Дети на индивидуальных раздаточных карточках зачёркивают «лишнюю» фигуру, объясняя свой выбор.

Педагог: И это испытание мы выдержали. Усаживайтесь на «ковёр-самолёт», и скажем волшебные слова:

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт любимый детский сад
Дорогих своих ребят.

Итог.

Педагог: Понравилось вам наше путешествие? В какой стране мы гостили? Кто жители этой страны? Какие задания нам необходимо было выполнить? Какое задание было самым интересным? Самым трудным?