Цели:
- закрепить умение устанавливать соответствие между предметной и символической моделями;
- повторить состав числа 10 и разрядный состав двузначных чисел;
- подготовить учащихся к осознанию приема сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд;
- продолжить подготовку к решению задач.
Оборудование: учебник «Математика» Н.Б.Истоминой для 2 класса, тетрадь на печатной основе № 1, тетрадь «Учимся решать задачи», индивидуальные ученические ноутбуки, «УМК Начальная школа 2.0» уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.
Урок 1
Подготовка к осознанию приема сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд
Ход урока
1. Чистописание
- Написание каких цифр надо вспомнить, чтобы написать число 10? (1 и 0)
(пишут строчку число 10)
- Что можете сказать о числе 10? (оно двузначное)
- Верно, а вот из каких однозначных чисел оно состоит мы сейчас вспомним.
2. Актуализация знаний. Работа с индивидуальными ученическими ноутбуками
(учащиеся включают ноутбуки)
- Зайдите в раздел математики и найдите урок 25.
(ученики находят урок 25 «Состав числа 10»)
(учащиеся работают самостоятельно, выполняя задания 1, 2, 3, 4)
3. Освоение операции дополнения однозначного числа до 10
- Откройте учебник и найдите № 67.
- Какое числовое равенство можно записать к первому рисунку? Нужно ли дополнять до 10?
(нет, не нужно, но можно записать равенство 10+0=10)
- Сколько единиц не хватает на втором рисунке, чтобы получилось 10? (1)
- На третьем? (2) и т.д.
(дети записывают свои рассуждения в виде равенств на доске и в тетрадях)
10+0=10
9+1=10
8+2=10
7+3=10
6+4=10
- Молодцы, хорошо справились с заданием, посмотрим, как справитесь со следующим.
4. Физкультминутка (зарядка для глаз)
5. Способ действия при выполнении сложения с переходом через разряд
- Посмотрите на рисунок. (на доске открывается рисунок)
- Дополните синие круги красными до десяти.
(один ученик выходит к доске и передвигает два круга из второго ряда в первый)
- Что означает выражение 8+2+3 для нашего рисунка? (все круги на доске)
- А что значит сумма 8+5? (тоже все круги)
- Можно ли утверждать, что значения этих выражений одинаковы? (да)
- Запишите эти равенства:
- Что заметили в первом равенстве? (три числа, сумма первого и второго равна 10, к десятку легко прибавить еще три единицы, получится 13)
- А во втором? (первое слагаемое осталось 8, а вместо второго и третьего слагаемого записали 5, но ответ тот же)
- Какой вывод можно сделать? (прибавлять одно число к другому можно по-разному)
- Верно, к 10 легче прибавить любое число, поэтому мы сначала дополнили до 10, а потом прибавили то, что осталось.
6. Закрепление способа действия при сложении однозначных чисел с переходом в другой разряд
(выполняется № 69 из учебника на доске и в тетрадях с комментированием)
7. Подготовка к решению задач
(выполняется задание из тетради на печатной основе «Учимся решать задачи»)
8. Домашнее задание
Тетрадь на печатной основе № 1 страница 14.
9. Итог урока
- Что понравилось на уроке? Что показалось трудным?
- Чему научились сегодня?
- Спасибо за урок, вы очень хорошо сегодня поработали.
Урок 2
Способ сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд
Цели:
- овладеть способом сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд;
- повторить состав однозначных чисел;
- продолжить подготовку к решению задач.
Оборудование: учебник «Математика» Н.Б.Истоминой для 2 класса, тетрадь на печатной основе № 1, тетрадь «Учимся решать задачи», индивидуальные ученические ноутбуки, «УМК Начальная школа 2.0» уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.
Ход урока
1. Чистописание
- Составьте двузначные числа из цифр 3, 8, 0, 4 и запишите в тетрадь.
2. Актуализация знаний
- Запишите по три равенства, в которых:
- первое слагаемое равно 3;
- уменьшаемое равно 8;
- сумма равна 10.
(задание выполняется самостоятельно, а потом ученики читают составленные равенства)
3. Способ сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд.
(выполняется задание № 70 из учебника)
- Чем похожи рисунки слева?
(добавляется один круг, чтобы получился десяток)
- А справа?
(надо добавить два круга, чтобы получился десяток)
- Молодцы!
- Рассмотрите первый рисунок.
- Сколько еще надо добавить кругов к десятку? (5)
- Как записать равенство?
9+1+5=15
- А сколько всего прибавили к 9? (6)
- Найдите к этому рисунку выражение из двух слагаемых и запишите.
9+6=15
(аналогично с остальными рисунками и на доске и в тетрадях появляется запись)
9+1+5=15
8+2+4=14
9+6=15
8+6=14
9+1+4=14
8+2+3=13
9+5=14
8+5=13
4. Закрепление способа сложения однозначных чисел
Работа с индивидуальными ученическими ноутбуками
- Зайдите в раздел математики и найдите урок 27.
(ученики находят урок 27 «Сложение с переходом через десяток»)
(учащиеся самостоятельно выполняют задания 1, 2, 3)
5. Физкультминутка (зарядка для глаз)
6. Подготовка к решению задач
(выполняется задание из тетради на печатной основе «Учимся решать задачи»)
- Прочитайте условие и выполните задание.
- Какой из предметов самый короткий? (ручка)
- А какой самый длинный? (линейка)
- Подумайте и скажите, какую длину могли бы иметь эти предметы?
(учащиеся называют различные варианты)
7. Самостоятельная работа
- Откройте тетради на печатной основе № 1 на странице 16.
- Пользуясь рисунками, вставьте вместо окошек числа.
- Чем похожи все первые равенства? (в суммах по три слагаемых, если сложить первое и второе число, то получится 10)
- А чем похожи все вторые равенства? (слагаемых по два, складываем однозначные числа, а получаем двузначные)
- Молодцы.
8. Домашнее задание
Страница 24 № 71 (учебник)
9. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
- Каким способом можно складывать однозначные числа?