Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

  • научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение. Словообразовательная разминка

На карточках.
Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
ОСЕННИЙ  –  ОСЕНЬ?     ВИДЕЛ   –   ВИДЕТЬ?
Какая приставка поможнт нам завершить действие?
УЧИЛ  –   ВЫУЧИЛ?
Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ,  одеваетСЯ
(на доске картинка с изображением неряшливого мальчика
На обратной стороне изображение аккуратного мальчика))
Объяснение нового материала.

III. Постановка проблемы

– Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах?
В какой морфеме?

ДОКЛАД ? ВАТЬ,
КОМАНД ? ВАТЬ,
ГОР ? ВАТЬ,
НАСТА ? ВАТЬ.

IV. Сообщение темы урока

Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-)  и  -ова-, (-ева-) (Приложение 1. Слайд 1).

– Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Приложение 1. Слайд 2) –  познакомиться с правилом  и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами (Приложение 1. Слайд 3).
Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение 1. Слайд 4).
Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1. Слайд 5).
– Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

Составление инструкции для применения  правила (Приложение 1. Слайд 6).

V. Применение алгоритма

– «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя  пропущенные буквы (Приложение 1. Слайд 7).

– Почему мы в каждом случае  говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)

– Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а час, пожалуйста послушайте сказку.

VI. Грамматическая сказка

Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Честно трудились,  образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Приложение 1. Слайд 8).
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам  Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Приложение 1. Слайд 9).
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

–  Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

VII. Закрепление нового материала

Работа по алгоритму (Приложение 1. Слайд 10).

– Это задания  не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания  будут усложняться.

VIII. Работа с карточками

Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)

  • Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
  • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
  • Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
  • Всякий трус любит  о храбрости беседовать.
  • Новых  друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. Буква пропущена в корне.

IX. Самостоятельная работа (Приложение 1. Слайд 11)

– Из  каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы.
– Подчеркните, пожалуйста,  первые  буквы каждого глагола; если правильно выполнили , то вы прочитаете вашу  отметку.

И проверяем (Приложение 1. Слайд 12)

X. Тестирование или словарный диктант (Приложение 1. Слайды 13, 14; Приложение 2)

Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16)
–  Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

X. Дополнительный материал

Смотреть – рассмАтривать (СМОТР)
Умолчать – умАлчивать  (МОЛЧА)

– Правильно ли здесь подобраны проверочные слова?  Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-.
Подберите проверочные слова., определите гласную в корне.

Ослабеваю – ослабеть.
Повелеваю – повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом.суф -ВА-  а гл. буква  Е проверяется с пом.глагола СВ. Записываем в  словарики.

XI. Домашнее задание (на карточках)

Карточка 1

От данных глаголов образуйте глаголы с  изученными суффиксами. Не  забудьте обозначить орфлограмму.

     Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу..ствие

Карточка 2

К данным глаголам подберите  антонимы с  изученными суффиксами.

Обвинять  –                                     Копить –
Печалиться –                                   Молчать –

Карточка 3

Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти – 
Покрывать лаком –
Быть шефом –
Принимать участие –
Проводить расследование –
Дать совет –