Цели урока:
- познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);
- научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение. Словообразовательная разминка
На карточках.
Как словообразовательный разбор помогает нам
решить орфографическую задачу?
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ
– ВИДЕТЬ?
Какая приставка поможнт нам завершить действие?
УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
Какой суффикс поможет мальчику привести себя в
порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ
(на доске картинка с изображением неряшливого
мальчика
На обратной стороне изображение аккуратного
мальчика))
Объяснение нового материала.
III. Постановка проблемы
– Какая орфографическая проблема возникла в
данных глаголах?
В какой морфеме?
ДОКЛАД ? ВАТЬ,
КОМАНД ? ВАТЬ,
ГОР ? ВАТЬ,
НАСТА ? ВАТЬ.
IV. Сообщение темы урока
Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-) и -ова-, (-ева-) (Приложение 1. Слайд 1).
– Мы убедились, что при написании этих
суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную
букву. И целью нашего сегодняшнего урока
является (Приложение 1.
Слайд 2) – познакомиться с правилом и
научиться без ошибок писать глаголы с указанными
суффиксами (Приложение 1.
Слайд 3).
Должно существовать правило, которое поможет нам
сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение
1. Слайд 4).
Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1. Слайд 5).
– Какие функции мы должны выполнять для того,
чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?
Составление инструкции для применения правила (Приложение 1. Слайд 6).
V. Применение алгоритма
– «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы (Приложение 1. Слайд 7).
– Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)
– Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а час, пожалуйста послушайте сказку.
VI. Грамматическая сказка
Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова-,
-ева-, -ыва-, -ива-.
Честно трудились, образовывали глаголы. Но
вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва- и -ива-
были очень преданными. Они никогда не покидали
глагольные формы и не доверяли свое место другим
суффиксам (Приложение 1.
Слайд 8).
Злые языки, правда, говорили, что дело не в
преданности – просто буквам Ы, И тяжело
ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из
суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива-
всегда оставались верными, постоянно
присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова- и -ева-
таким постоянством не отличались и уступали свое
место суффиксам – -у-, -ю-,
оставаясь только в некоторых формах (Приложение
1. Слайд 9).
Так их теперь и различают. Если суффикс не
покидает свое место, это – -ыва- и -ива-,
а если стремится убежать, как колобок, то это
суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.
– Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.
VII. Закрепление нового материала
Работа по алгоритму (Приложение 1. Слайд 10).
– Это задания не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.
VIII. Работа с карточками
Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)
- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
- Всякий трус любит о храбрости беседовать.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. Буква пропущена в корне.
IX. Самостоятельная работа (Приложение 1. Слайд 11)
– Из каждой пары глаголов выбираем слово с
требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь,
выделяем суффиксы.
– Подчеркните, пожалуйста, первые буквы
каждого глагола; если правильно выполнили , то вы
прочитаете вашу отметку.
И проверяем (Приложение 1. Слайд 12)
X. Тестирование или словарный диктант (Приложение 1. Слайды 13, 14; Приложение 2)
Подведение итога урока. (Приложение
1. Слайды 15, 16)
– Используя записанные на слайде глаголы
составить простое предложение с однородными
сказуемыми. В своем предложении рассказать о том,
что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные
в суффиксах глаголов.
X. Дополнительный материал
Смотреть – рассмАтривать (СМОТР)
Умолчать – умАлчивать (МОЛЧА)
– Правильно ли здесь подобраны проверочные
слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для
проверки безударной гласной в корне нельзя брать
глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-.
Подберите проверочные слова., определите гласную
в корне.
Ослабеваю – ослабеть.
Повелеваю – повелеть.
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом.суф -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом.глагола СВ. Записываем в словарики.
XI. Домашнее задание (на карточках)
Карточка 1
От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфлограмму.
Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу..ствие
Карточка 2
К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.
Обвинять – Копить –
Печалиться – Молчать –
Карточка 3
Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
Торжественно идти –
Покрывать лаком –
Быть шефом –
Принимать участие –
Проводить расследование –
Дать совет –