Цели и задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по истории и литературе по теме «Мифы Древней Греции»;
- продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
- на примере Древней Греции, её культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
В игре участвуют учащиеся 6 классов. Класс заранее делится на четыре команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает название, связанное с темой урока. В нашей игре участвовали команды «Аргонавты», «Спартанцы», «Золотое руно», «Эллины».
В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все конкурсы, сценки проводят учащиеся 8-го класса, которые готовятся заранее. В качестве судей выступают гости урока-игры: директор школы, учителя. На их столе надпись «Ареопаг». По ходу выполнения командами заданий и участия в конкурсах «Ареопаг» заполняет оценочные листы.
На доске карта Древней Греции, рисунок с изображением Геракла
Ход урока
Звучит музыка, все рассаживаются по своим местам. На столах названия команд, бумага. Двое учащихся 6 класса выходят к доске и кратко рассказывают о географическом положении Древней Греции, сопровождая рассказ показом на карте, о занятиях её жителей, о культуре.
Учитель истории: Тема нашего сегодняшнего урока «Мифы Древней Греции». Это урок повторения и обобщения всего того, что вы изучили на уроках истории и литературы о Древней Греции. Сегодня вам предстоит увлекательное соревнование, в котором вы покажете свою смекалку, эрудицию, кругозор, умение логически мыслить. На уроке вы снова сможете погрузиться в неповторимый и загадочный мир древней Эллады с её героями и их удивительными подвигами, мы вспомним греческих богов, которые то помогали, то мешали людям и мифическим героям. Хочу представить вам наш высокий «ареопаг», который будет строго судить вас, а также четыре команды и их капитанов.
Итак, в путь!
Первый наш конкурс называется «Угадай древнегреческого бога»
«Угадай древнегреческого бога»
(учащиеся 8 класса в «хитонах» подходят поочерёдно к каждой команде с вазой, в которой лежат камушки, на каждом из которых описание древнегреческого бога, необходимо угадать имя бога. За каждый правильный ответ – 1 балл) Итоги подводятся сразу и «ареопаг» сообщает какое количество баллов получила за этот конкурс каждая команда.
Учитель литературы:
В древней Элладе родился герой,
Путь его труден и сложен порой
Но лишь в настоящей нелёгкой борьбе
Он славу добыл и богам и себе.
Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.
Сценка о рождении Геракла (исполняют учащиеся 8 класса)
Зевс - Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.
Гера - (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.
Зевс – Клянусь, что будет так!
Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился Еврисфей.
Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!
Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».
Автор – Когда Гераклу исполнилось 20 лет, он отправился к царю Еврисфею, чтобы совершить 12 подвигов и исполнить волю богов.
Учитель истории объявляет второй конкурс - «Подвиги Геракла».
«Подвиги Геракла»
Участникам команд раздаются листы, правый и левый столбики на этих листах нужно привести в соответствие. (см.приложения). За каждый правильный ответ – 1 балл. Время 4-5 минут.
Учитель литературы:
Сейчас вы увидите эллинов древних
Вам их имена предстоит угадать
Уж вы постарайтесь в ответе быть первым
И верно героев Эллады назвать.
Следующий конкурс называется «Мифы Древней Греции».
«Мифы Древней Греции»
1-я сценка «Дедал и Икар»
Дедал – Сын, царь Минос угрожает нам расправой!
Икар – Мы погибли, отец! Суша и море захвачены!
Дедал – Ты забыл про воздух, сын мой! Из перьев, ниток и воска мы сделаем крылья и улетим из царства Миноса!
Вопросы команде «Спартанцы»- Назовите имена героев, почему им пришлось бежать, с какого острова они хотели улететь? (за каждый правильный ответ – 1 балл)
2-я сценка «Афина и Посейдон»
Афина – город построен. Кто из нас будет его покровителем?
Посейдон – давайте так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и будет покровителем города.
Афина – договорились.
Посейдон – Подарю жителям источник воды.
Афина – А я подарю им чудное новое дерево.
Вопросы команде «Аргонавты»: Кто это, о каком городе идёт речь, какое дерево героиня подарила жителям города?
3-я сценка «Атлант и Геракл»
Атлант (подпирая небо) – кто ты и зачем пришёл на край света?
Геракл – Мне нужны три золотых яблока с дерева молодости.
Атлант – Тебе не достать их. Яблоки сторожит стоглавый дракон и никого не подпускает к дереву. Хочешь, я помогу тебе?
Геракл – конечно, хочу.
Атлант – Стань на моё место. А я пойду в этот сад и принесу тебе яблоки.
Вопросы команде «Эллины»: Кто герои, как назывались яблоки, зачем они нужны были герою?
4-я сценка «Ариадна и Тесей»
Ариадна – я не могу допустить твоей гибели и спасу тебя.
Тесей – Но чем ты можешь мне помочь?
Ариадна – Вот тебе клубок ниток и чудо-меч. Привяжи нить у входа и разматывай её. Так ты найдёшь обратный путь.
Тесей – Спасибо тебе. Я иду в лабиринт, а ты жди меня у входа. Мы вместе вернёмся к отцу.
Вопросы команде «Золотое руно»: Кто это, как звали чудовище, где это происходило?
Далее «Ареопаг» объявляет итоги двух конкурсов.
Учитель литературы:
Каким мы представим Геракла сейчас?
Какими чертами украсим портрет?
Об этом подумает каждый из вас,
С названием качества нужен ответ.
Следующий конкурс «Качества Геракла». За каждое качество – 1 балл. Даётся 4 минуты в течение которых участники команд пишут на своих листочках качества современного Геракла, потом каждая команда по очереди зачитывает по одному качеству, они не должны повторяться.
Учитель истории: А сейчас конкурс «Проверь свой кругозор».
«Проверь свой кругозор»
Вам раздадут задания, в которых пропущены слова, кто выполнит его быстрее и качественнее, тот получит 6 баллов. Время – 3 минуты. (см. приложения)
После этого конкурса слово снова предоставляется «Ареопагу», который сообщает о итогах предыдущего конкурса.
Учитель литературы: Объявляется творческий конкурс «13-й подвиг Геракла». За 7 минут вы должны сочинить историю о том, какой 13-й подвиг мог бы совершить Геракл. В этом конкурсе ценится ваша фантазия, творчество, чувство юмора. Высшая оценка за этот конкурс – 5 баллов.
Учитель истории: Пока «Ареопаг» считает, мы проведём игру на личное первенство. Вам было дано домашнее задание найти пословицы и поговорки о силе, мужестве, храбрости. Кто получит большее количество жетонов, тот и станет победителем в этом конкурсе.
Учитель литературы: Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. (награждение)
Приложения
Задание к конкурсу «Подвиги Геракла» Приведите в соответствие
1. Геракл открывает |
а) Авгиевы конюшни |
2. Геракл укрощает |
б) Немейского льва |
3. Геракл уничтожает |
в) Критского быка |
4. Геракл спускается |
г) до края света и достаёт яблоки Гесперид |
5. Геракл доходит |
д) в царство мёртвых и побеждает Кербера |
6. Геракл убивает |
е) пояс Ипполиты |
7. Геракл добывает |
ж) Лернейскую Гидру |
8. Геракл догоняет |
з) коней Диомеда |
9. Геракл избавляет |
и) Стимфальских птиц |
10. Геракл разгоняет |
к) землю от Эриманфского вепря |
11. Геракл очищает |
л) дорогу к океану и пригоняет стадо Гериона |
12. Геракл завоёвывает |
м) Керинейскую лань |
Задание к конкурсу «Проверь свой кругозор». Вставьте пропущенные слова
1. Греция находится в южной части ___________________ полуострова
2. Автора поэм «Илиада» и «Одиссея» звали _______________________
3. В поэме «Илиада» речь идет о ______________________ войне
4. Истории о подвигах героев исполнялись под звуки __________________
5. Уязвимое место человека называют ____________________ _________
6. Арион спас _________________