Цель:
- Создать условия, способствующие осознанию философского смысла сказки.
- Развивать образное мышление, творческие способности, способность воспринимать различные виды искусств.
- Воспитывать любовь к художественному слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
Ход урока
- Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная музыка).
- А значит мы отправимся куда, мы отправимся в : (сказку) - хором дети.
- Что такое сказка?
(Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом) - говорит ученик.
- Какие бывают сказки?
(Народные и авторские).
- Что у них общего и чем они отличаются?
- Много общего в темах, языке, образах. Однако - народная сказка - это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем.
- Какие недостатки людей осуждаются в сказках?
(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)
- А какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках?
(трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, стойкость и сила духа).
- "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". А.С. Пушкин (на доске)
- Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.
- Как вы понимаете эти слова?
(Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудра и поучительна). - говорит ученик.
I. Сообщение темы.
У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и начнется наше путешествие:
А). Прочитайте заглавие сказки.
- Что можно узнать из заглавия?
- Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.
На доске:
- Прочный, неослабевающий;
- Непоколебимый, упорный, твердый духом.
Физминутка.
Б). Рассмотрите иллюстрации.
- Что можно предположить?
(Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).
- Значит, в каком значении по-вашему мнению, употреблено слово стойкий в заглавии?
(Непоколебимый, упорный, твердый духом).
- Как вы думаете, какая это сказка?
1. Грустная или веселая?
2. Волшебная или анималистическая?
3. Народная или авторская?
- Кто автор сказки?
- Что о нем вам известно? (Выступление детей).
В). Обобщение учителем.
Геннадий Цыферов в книге "Мой Андерсен" пишет: "Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит:"
Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда останется в сердце.
Учитель: Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки.
- Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки?
- Может быть кто-то знает?
Предположения детей:
Ученик: - Рассказывают, что однажды, шел Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то. Подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась сказка.
Физминутка.
III. Итак мы отправляемся в путешествие:
Продолжаем работу по сказке. И в конце урока мы должны ответить на самый главный вопрос:
Какую мысль автор спрятал между строк?
- Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?
Грусть, жалость, боль, вызванные гибелью героев. | И | Радость, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказках. |
Вывод учителя:
- В первых же фразах сказки звучат два главных мотива произведения и вообще произведений Андерсена.
Мотив светлой радости, связанной с ожиданием чуда. Прочитайте отрывок стр. 38 ((ч.I)1).
Мотив грусти, печали, от понимания кратковременности, хрупкости чуда. стр. 38 (2). Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно:
IV. Анализ сказки (выборочное чтение).
I часть
Ключевой вопрос:
- Почему так сложилась судьба оловянного солдатика?
- Какую мысль автор хотел донести до читателя таким финалом сказки?
На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе анализа сказки.
- Чем был интересен последний солдатик? (стр. 38, 3)
(он особый, самый замечательный:)
- Что говорит о его внутренних качествах?
(Да, он умеет видеть красоту. (стр. 38, 4))
- Что сближало солдатика и танцовщицу?
(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней (стр. 39, 5))
- О чем он подумал?
(Вот бы мне такую жену: (стр. 39,6))
- О чем говорят его первые слова?
Учитель: (Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне:"
Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает он нереальность осуществления своего желания).
- Поэтому возникает новая мысль, какая? (стр. 39, 7)
("Но познакомиться с ней:")
- Зачем?
(Поухаживать для игры, для забавы).
- Как эти мысли и чувства характеризуют солдатика?
- Раскрывают ли они главное в нем?
(нет)
(ведь легкомыслие, игривость не соответствует тому образу героя, который создается в тексте сказки)
- Каким мы видим солдатика в сказке?
(серьезным, влюбленным)
Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор.
II часть
- Расскажите, что делали игрушки ночью? (стр. 39, 1)
- О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?
- Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?
(Игрушки играют так же, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом).
(Это говорит о культуре девочки и женщины, об уважительном отношении мальчиков и девочек, о дружбе и согласии, любви и поэзии в этом доме.)
- Где даже птицы разговаривают как? (стр. 39, 2) (дети)
- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей (стр. 39, 3)
(Зародились таинственная и бескорыстная любовь)
- Но что произошло дальше (стр. 39, 4)
"Вдруг выскочил:"
- Чем интересна была табакерка? (стр. 39, 5)
- Кто такой тролль?
(Злой волшебник, чертенок)
- Откуда он взялся и за что мстит солдатику?
(Тролль - это воплощение внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявилось в виде низких чувств: зависти, о которых мы говорили раньше. И за это мстит ему тролль).
- А каким далее мы видим солдатика?
- Что случилось утром? (стр. 40, 6)
- Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)
- И первое испытание солдатик выдержал как? (Достойно стр. 40, 7)
- Почему он не стал кричать и звать на помощь? (стр. 40, 8)
- Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику? (III ч. 40-42, 1,2,3)
Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".
- Какие чудеса произошли? Почему? (стр. 42, 1)
(Заслуженная награда за стойкость).
Вывод: Вот это "чудное мгновение" и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пройти через искушение, победить зло и достойно выдержать испытание.
- Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке. (стр. 42, 2)
- Что осталось от танцовщицы и от солдатика? (стр. 43, 3)
V. Итог.
- Счастливый ли конец у сказки?
(И да и нет)
Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.
- Какую мысль автор спрятал между строк?
В этой сказке двойной смысл:
Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.
- Услышали ли вы "звон грусти" в этой сказке?
- О чем звенит сказка "Стойкий оловянный солдатик"?
Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость - все как в настоящей жизни.
А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику "Королю сказок" в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник. А также памятник одному из героев сказок - Русалочке. Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль.
VI. Домашнее задание. Нарисуйте эскиз памятника любимым вами героям сказок Андерсена и объясните свой выбор.