Урок природоведения в 4-м классе по теме "Зона арктических пустынь" (Образовательная система "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование у учащихся представления  о природной зоне Арктических пустынь.
  2. Ознакомление с особенностями природы (условиями неживой природы, животным и растительным миром).
  3. Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Приложение 1 содержит статью, содержание которой поможет учащимся на уроке природоведения ответить на возникшие вопросы.

Урок проводится с применением информационных технологий (презентация прилагается, см. Приложение 2)

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке природоведения вы будите не просто учениками, а станете путешественниками и исследователями.  Готовы преступить к работе?

- Природа России очень разнообразна по своим климатическим условиям.

В чем уникальность и особенность климата России? (несколько клим. зон)

-Назовите их.

-Какая климатическая зона вызвала у вас наибольший интерес?

2. Определение темы урока

-Можно ли определить по следующим  строкам о какой климатической зоне пойдет речь на уроке?

Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса.
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь небесный,
Золотой костер чудесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.

(показ слайда)

- На основании каких фраз вы сделали данный вывод?

- Назовите тему урока? (зона Арктики)

На уроке мы отправимся в путешествие туда,
Где царство холода, снега и льда.

3. Создание проблемной ситуации

- А вы можете назвать животного, который является символом Арктики, ярким ее представителем? (слайд)

- Опишите его. Назовите его характерные особенности?(белая густая шерсть, широкие лапы, толстый слой жира)

- А теперь посмотрите еще на другого медведя. Сравните их. Почему они такие разные? (живут в разных климатических зонах)

- Что влияет на внешний вид животного? (особенности клим. зон)

- Правильно ли я вас поняла, что зона Арктики имеет свои климатические особенности, которые и повлияли на живущих здесь животных?

4. Решение проблемной ситуации

- В чем же особенность зоны Арктики. Вот проблема, которую надо вам решить в ходе исследовательской работы на уроке. И с этой целью мы отправляемся в экспедицию на крайний Север.

- В нашей экспедиционной группе есть такие специалисты:

1) геологи будут исследовать особенности географического положения зоны;

2) синоптики исследуют особенности климатических условий, сезонные изменения в природе зоны;

3) зоологи исследуют особенности животного мира;

4)ботаники изучают особенности растительного мира;

5) экологи исследуют влияние человека на природу Арктики.

- В помощь вам для ведения исследований будет предложен познавательный текст, вспомогательные карточки, а также вы можете использовать энциклопедии, журналы и свой личный опыт.

Учащиеся класса работают в группах, на работу определяется 10 минут. Далее заслушиваются ответы детей и делается вывод.

Вывод:

  1. Холодные климатические условия связаны с географическим положением зоны Арктики.
  2. К жизни в суровых условиях Арктики приспособились немногие животные и растения.
  3. Охране природы Арктики необходимо уделять больше внимания.

5. Итоговая рефлексия

-Что вам сегодня понравилось на уроке?

-Возникали трудности и какие?

- Какая информация показалась самой интересной?

6. Домашнее задание

Подготовить рассказ о животном обитающем в зоне Арктики.

(Особенности географического расположения Арктики)

План ответа:

1. Определить географическое положение зоны Арктики.

2. Показать на карте природных зон.

3. Назвать северные моря, входящие в зону Арктики.

4. Определить причину сурового климата  (помощь  на с. 38 учебника).

Экологи

План ответа:

1. Какую опасность для природы представляет  пребывание человека в зоне Арктики.

2. Какой ущерб уже нанесен человеком зоне Арктики.

3. Какие меры необходимо предпринять для охраны зоны Арктики.

Зоологи (В чем особенность животного мира Арктики)

План ответа:

1. Какие животные обитают.

2. Как приспособились к жизни в зоне Арктики птицы и звери.

3. Чем питаются.

Ботаники (В чем особенность растительного мира Арктики)

План ответа:

1. Есть ли растительность в зоне Арктика.

2. Какая это растительность.

3. Как приспособились растения к жизни в суровых климатических условиях Арктики.

Синоптики (В чем особенность климатических условий зоны Арктики)

1. Погода в зимний период времени.

2. Погода в летний период времени.

3. Особенности полярного дня и ночи.