Цели:
- Формирование у учащихся представления о природной зоне Арктических пустынь.
- Ознакомление с особенностями природы (условиями неживой природы, животным и растительным миром).
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Приложение 1 содержит статью, содержание которой поможет учащимся на уроке природоведения ответить на возникшие вопросы.
Урок проводится с применением информационных технологий (презентация прилагается, см. Приложение 2)
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке природоведения вы будите не просто учениками, а станете путешественниками и исследователями. Готовы преступить к работе?
- Природа России очень разнообразна по своим климатическим условиям.
В чем уникальность и особенность климата России? (несколько клим. зон)
-Назовите их.
-Какая климатическая зона вызвала у вас наибольший интерес?
2. Определение темы урока
-Можно ли определить по следующим строкам о какой климатической зоне пойдет речь на уроке?
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса.
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь небесный,
Золотой костер чудесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
(показ слайда)
- На основании каких фраз вы сделали данный вывод?
- Назовите тему урока? (зона Арктики)
На уроке мы отправимся в путешествие туда,
Где царство холода, снега и льда.
3. Создание проблемной ситуации
- А вы можете назвать животного, который является символом Арктики, ярким ее представителем? (слайд)
- Опишите его. Назовите его характерные особенности?(белая густая шерсть, широкие лапы, толстый слой жира)
- А теперь посмотрите еще на другого медведя. Сравните их. Почему они такие разные? (живут в разных климатических зонах)
- Что влияет на внешний вид животного? (особенности клим. зон)
- Правильно ли я вас поняла, что зона Арктики имеет свои климатические особенности, которые и повлияли на живущих здесь животных?
4. Решение проблемной ситуации
- В чем же особенность зоны Арктики. Вот проблема, которую надо вам решить в ходе исследовательской работы на уроке. И с этой целью мы отправляемся в экспедицию на крайний Север.
- В нашей экспедиционной группе есть такие специалисты:
1) геологи будут исследовать особенности географического положения зоны;
2) синоптики исследуют особенности климатических условий, сезонные изменения в природе зоны;
3) зоологи исследуют особенности животного мира;
4)ботаники изучают особенности растительного мира;
5) экологи исследуют влияние человека на природу Арктики.
- В помощь вам для ведения исследований будет предложен познавательный текст, вспомогательные карточки, а также вы можете использовать энциклопедии, журналы и свой личный опыт.
Учащиеся класса работают в группах, на работу определяется 10 минут. Далее заслушиваются ответы детей и делается вывод.
Вывод:
- Холодные климатические условия связаны с географическим положением зоны Арктики.
- К жизни в суровых условиях Арктики приспособились немногие животные и растения.
- Охране природы Арктики необходимо уделять больше внимания.
5. Итоговая рефлексия
-Что вам сегодня понравилось на уроке?
-Возникали трудности и какие?
- Какая информация показалась самой интересной?
6. Домашнее задание
Подготовить рассказ о животном обитающем в зоне Арктики.
(Особенности географического расположения Арктики)
План ответа:
1. Определить географическое положение зоны Арктики.
2. Показать на карте природных зон.
3. Назвать северные моря, входящие в зону Арктики.
4. Определить причину сурового климата (помощь на с. 38 учебника).
Экологи
План ответа:
1. Какую опасность для природы представляет пребывание человека в зоне Арктики.
2. Какой ущерб уже нанесен человеком зоне Арктики.
3. Какие меры необходимо предпринять для охраны зоны Арктики.
Зоологи (В чем особенность животного мира Арктики)
План ответа:
1. Какие животные обитают.
2. Как приспособились к жизни в зоне Арктики птицы и звери.
3. Чем питаются.
Ботаники (В чем особенность растительного мира Арктики)
План ответа:
1. Есть ли растительность в зоне Арктика.
2. Какая это растительность.
3. Как приспособились растения к жизни в суровых климатических условиях Арктики.
Синоптики (В чем особенность климатических условий зоны Арктики)
1. Погода в зимний период времени.
2. Погода в летний период времени.
3. Особенности полярного дня и ночи.