Цель урока:
- развивать познавательный интерес учащихся к культурному наследию своего народа, его традициям, обычаям;
- способствовать пониманию учащимися связей между прошлым и настоящим в духовной жизни нашего общества, осознанию учащимися сходных черт человека той далекой эпохи и нашего современника, живущего в 21 веке;
- вырабатывать постоянное желание пополнять свои знания и делиться ими с окружающими.
Вариант проведения:
Театрализованный урок- представление проводится в рамках недели истории и является уроком- отчетом по факультативному курсу «Праздники Руси». Используются межпредметные связи.
В качестве гостей и жюри приглашаются преподаватели различных дисциплин и учащиеся.
За два месяца учащиеся получают задания: выбрать один из наиболее их заинтересовавших праздников, изучаемых в рамках факультативного курса и написать реферат. За месяц до проведения театрализованного урока-представления они сдают рефераты на проверку, отбираются лучшие для дальнейшей выработки сценария (в рецензии и составлении сценария принимают участие учителя-предметники).
ПЛАН:
- Вступительное слово учителя (о целях данного театрализованного урока-представления).
- Основные сведения о празднике Масленица.
- Музыкальная инсценировка песни: «Как у наших у ворот».
- Рассказ о каждом дне Масленицы.
- Знакомство с главным символом Масленицы – помазком и блином.
- Инсценировка «Колядки».
- Выступление детского ансамбля народных музыкальных инструментов «Лошкари».
- Песня «Перед весной» («Вот уж зима проходит»)
- Рассказ-инсценировка о развлечениях в дни Масленицы.
- Представление чучела Масленицы.
- Песня «Едет Масленица»
- Рассказ о «Масленом разгуле во всю ширь».
- Инсценировка «У костра» с исполнением хоровода «Прощай масленица», «Выйди солнышко».
- Угощение гостей блинами.
- Прощание с Масленицей.
- Награждение.
Подготовительная работа
Для награждения: дипломы, грамоты, список номинаций (заранее оговаривается).
Напечатать программу с именами артистов исполняющих номера, на обратной стороне - с изображением Масленицы и ее символов.
Для иллюстрации театрализованного урока-представления готовятся костюмы. мультимедийное сопровождение, диапозитивы, картины, плакаты, блины.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались в этом уютном месте, чтобы познакомиться с одним из старых славянских праздников. Его название - Масленица.
1 ведущий: Масленица – масляная или сырная неделя предшествовала Великому Посту. Праздновали ее за 7 недель до Пасхи (с конца февраля до начала марта). Праздник этот зародился еще в языческие времена у славян, т.е. до принятия христианства на Руси.
2 ведущий: Наши предки были убеждены, чтобы задобрить солнце и повлиять на урожай, приплод скота, удои молока – нужно устроить праздник шумный, веселый с обильным угощением. Поэтому Масленицу называют широкая, веселая боярыня Масленица, госпожа Масленица. А символы обряда связаны с богом Ярилом, богом Волосом.
1 ведущий: Говаривали: «У Волоса борода в масле». Поэтому пекли блины и пышки. Уделяли столько много внимания богу Велосу, ибо он защитник, способный отогнать прочь «коровью смерть», которая ходила от двора, ко двору, именно в феврале, когда горем входила в крестьянские избы весть о болезни скотины. А задобрить бога Волоса и отблагодарить его, можно было, именно в дни Масленицы, в дни, когда весне наступать.
2 ведущий: Вот и мы сейчас попробуем обыграть Масленицу.
Инсценировка под музыку песни «Как у наших у ворот».
Ребенок: Масленица-кривошейка! Состречаем тебя хорошенько! С блинами! С караваями! С варениками!
(Стоят три березы. Три группы детей с бусами, лентами выходят под музыку, говоря присказки и наряжают березки.)
1 группа:
Жаворонок –дуда, прилети к нам сюда
Нам зима надоела, много хлебушка поела.
Остался кусочек с куриный носочек.
Прилети ты к нам, прилети ты к нам.
Весну-красну, тепло летечко, красно солнышко.
И соху, и борону, и зеленую траву.
Холодок на тот бок, солнышко на этот.
2 группа:
Жаворонки ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам весну-красну! Красно-солнышко!
Прилетайте скорей! Пришла весна! Пришла красна!
3 группа: (поет запевку Авсень)
Ай Авсень, ай Авсень, ай Авсень
Сеем гречь в последний день.
Свети солнышко нам с неба
Чтобы было больше хлеба.
Чтоб детишкам для потехи
В лесу выросли орехи.
Чтоб в полюшке был горох
Урожай наш был не плох.
1 ведущий: так песнями, прибаутками начиналась Масленица, каждый день, которой имел свое название. Расскажем же ребята,о каждом дне Масленицы.
(На сцену выходят дети.)
1 день – Понедельник - Встреча. Деревня к деревне в гости ехала, показать себя. По старинному поверью, кто схоронится в своей избе, тот и двор свой схоронит.
2 день – Вторник - Заигрыш. Ряженые собирались ни свет , ни заря. По дворам ходили с чучелом и голыми ветками, песни запевали. Хозяйки выходили, повязывали тряпицы-скуденицы на эти ветки и заговаривали на тряпицы свои беды, отгоняли болезни от детей и скотины.
3 день – Среда - Лакомка. Лакомились блинами, сметану. Да земляничное варенье ставили. Выходя из избы, брали горшочек с блинами и с соседями встречаясь, просили их, отведать блинчика своего.
4 день – Четверг - Широкий разгуляй. Возрождение солнечных дней сдавили наши предки. Всем миром играли, выходили на кулачные бои, на взятие снежного города, на конские бега, гусиные бои.
5 день – Пятница - Тещино вечерко. Зятья шли к теще на блины. При этом, несли ей подарок и собственноручно приготовленные блины.
6 день – Суббота – Золовкины посиделки. Встречались родственники.
7 день – Воскресенье – Прощенный день. Все друг у друга просили прощенья и прощали друг друга. С души снимали все горькое и досадное, все обидное. А вечером, в Масленичный костер бросали все старое, ненужное, тем самым очищались от грехов, избавлялись от бед. Сжигали и чучело Масленицы. Заговенье на великий пост.
2 ведущий: Главный символ Масленицы – помазок и блин. Блин круглый, теплый напоминал солнце, поэтому и славили бога Ярилу, бога Солнце. Блинцы пекли в каждом доме. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в секрете. Ели их с икрой, яйцами, со сметаной, с селедкой и т.п. Блинцами угощали детей, которые обходили дома-избы, поздравляли хозяев и пели колядки-песенки веселые и шутливые.
Инсценировка «Колядки»
Домик, который дети делают из платков, хозяюшка, 4 колядовщика.
Стук в окно: Ах, ты, домнушка, красна солнышко!Вставай с печи, гляди в печь.Не пора ли блины печь.
1 колядовщик: Здравствуйте, хозяюшка!
2 колядовщик: Позвольте в горенку войти!
3 колядовщик: В горенку войти, да на лавку сесть!
4 колядовщик: На лавку сесть, да песенку спеть!
1 колядовщик: Чем Вы,нас хозяюшка,обдарите?
2 колядовщик: Денег мешочек или каши горшочек?
3 колядовщик: Кусок пирога или кувшин молока?
4 колядовщик: Копеечки на конфетки или гривеннички на прянички?
Хозяюшка: Здравствуйте, здравствуйте! Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки,
1-я. Спереди пятачок, сзади крючок. Посерединке спинка, на спинке шерстинка. (Поросенок)
2-я. Не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будет. (Петух)
3-я. Маленький мальчишка в сером армячишке, по полям кочует, коноплю ворует. (Воробей)
Хозяюшка: Вы догадливы на удивленье, заслужили угощенье! (Раздает пряники). А каким уменьем вы еще богаты?
1 колядовщик: А еще есть у нас ансамбль самобытный «Лошкари»
Хозяюшка: Большое спасибо! Весело играете. Молодцы!
Песня «Перед весной» («Вот уж зима проходит»)
1 ведущий: Все дети катались с гор, к ним присоединялись взрослые, старики. Катались еще на лошадях, пели, плясали, устраивали игрища, рядились, славили Масленицу.
1 ребенок: Широкая Масленица! Мы тобою не нахвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.
Входят дети с чучелом в руках.
2 ребенок: Дорогая наша гостья, Масленица, Авдотья Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная, коса длинная, трехаршинная, Лента алая, двухполтинная, Платок беленький, новомодненький. Брови черные, наведенные, Шуба синяя, латки красные. Лапти чистые, головастые…
Песня «Едет Масленица»
2 ведущий: Всю неделю люди ходили в гости. С четверга начинался «Масленый разгул во всю ширь». Всем миром играли, выходили на кулачные бои, на взятие снежного города, на конские бега.
1 ведущий: А в воскресенье в «Прощенный день» устраивали проводы Масленицы. Молодежь делала из тряпок и соломы чучело, женскую фигуру, одетую в длинный сарафан. В одной руке у нее был помазок, а в другой – блин. Это чучело они возили в санях до темноты, а вечером у масленичного костра собиралось много народа, пели песни, шутили, обвиняли Масленицу в том, что длилась всего 7 дней.
2 ведущий: А напоследок сжигали чучело, бросая в огонь все старое, не нужное, мазали друг друга сажей, просили прощенье друг у друга, очищались от грехов.
Инсценировка «У костра»
1 ребенок: Наша Масленица Дорогая! Немножко постояла. Мы думали семь неделек, а Масленица семь денечков.
2 ребенок: А нас Масленица обманула. На Великий Пост посадила. Горьку редечку предложила, а та редечка горче хрену.
Хоровод «Прощай Масленица! Выйди солнышко»
1 ведущий: Но Масленица нас не забыла ребята.
Выходят девочки и с подносами, всех угощают блинами.
1 девочка: Примите ребята, угощения Масленицы. Блины русские, на дрожжах замешанные, в русской печи жаренные.
2 ведущий: А теперь давайте попрощаемся с Масленицей и все вместе скажем дружно:
«Масленица, прощай! А на тот год, приезжай!»