Урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цели: Повторить сложение, вычитание и умножение десятичных дробей. Углубить, упрочить полученные знания и навыки в решении задач. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление учащихся.

Оборудование: Мультимедийный диапроектор, экран, таблицы, карточки для самостоятельной работы, зашифрованная запись на доске.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Решение задач – это искусство, подобно плаванью, катанию на коньках или танцам, научиться ему можно. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говориться: «Ум без догадки гроша не стоит».

Тема урока: Действия с десятичными дробями.

Слайд №1.

Устная работа.

Слайд №2

Задание:1 прочитать десятичные дроби.

0,35; 1,5; 21,4; 9,512; 0,02; 62,281; 5,15.

Задание:2 выполнить действия.

3+0,6
0,3+0,4
4,1+0,5

6,7-2,6
8,05-4,02
2-0,25

4,17х10
3,2х100
0,8х0,7

0,25:0,5
314,2:100
0,9:10

Слайд №3

Задание: поставить запятые в выражениях так, чтобы выполнялось верное равенство.

54+16=7
789-289=5
16х5=8

93-24=906
5+108=608
12х50=60

Ответ:

5,4+1,6=7
7,89-2,89=5
1,6х5=8

9,3-0,24=9,06
5+1,08=6,08
1,2х50=60

Игра «Ручеек».

Слайд №4

Задание: «Расшифруйте слово».

На доске закреплены карточки с различными десятичными дробями. На их обратной стороне написаны соответствующие буквы зашифрованного слова.

Класс делится на 5 команд по 4 человека, сидящих друг за другом. Члены каждой команды заполняют карточку с заданием: «найти сумму чисел написанных в двух соседних клетках и написать ее в третью». Затем, каждый ученик передает карточку, впереди сидящему члену команды. Последний участник сверяет свой результат с «числами» на доске, находит свой ответ, и открывает букву. Когда все команды выполнят задание, все смогу прочитать зашифрованное слово.

№1

0,3

0,4

0,7

1,1

1,8

2,9

А

№2

1,4

0,7

2,9

2,8

4,9

7,7

В

№3

1,5

0,4

1,9

2,3

4,2

6,5

С

№4

0,2

0,3

0,5

0,8

1,3

2,1

Н

№5

0,1

0,06

0,16

0,22

0,38

0,6

Е

«В Е С Н А»

Дидактическая игра «Заполни таблицу»

Слайд №5.

А

В

С

А+В+С

А+В

А+С

В+С

0,6

1,3

2,7

4,6

1,9

3,3

4

2,2

7,3

15,7

25,2

9,5

17,9

23

2,8

4,7

7,5

15

7,5

10,3

12,2

19,2

3,2

4,3

26,7

22,4

23,5

7,5

Физкультминутка.

Зарядка для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Решение задачи.

Слайд №6.

Решили Дядя Федор, Матроскин и Шарик купить фоторужье стоимостью 30 рублей. У Дяди Федора с Шариком было 22,6 рубля; у Дяди Федора с Матроскиным – 14,9 рубля; а у Матроскина с Шариком – 20,5 рубля. Купят ли они фоторужье, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?

(У доски один ученик)

Слайд №7.

Занести данные задачи в таблицу.

Дядя Федор

Шарик

Матроскин

Ф+Ш+М

Ф+Ш

Ф+М

Ш+М

       

22,6

14,9

20,5

Решение:

1)22,6+14,9-20,5=17(2Ф)

2)17:2=8,5(Ф)

3)22,6-8,5=14,1(Ш)

4)20,5-14,1=6,4(М)

5)8,5+14,1+6,4=29(Ф+Ш+М)

Ответ:

Дядя Федор

Шарик

Матроскин

Ф+Ш+М

Ф+Ш

Ф+М

Ш+М

8,5

14,1

6,4

29

22,6

14,9

20,5

Сказочным героям хватит денег, чтобы купить фоторужье.

Самостоятельная работа по карточкам.

Слайд №8.

Вариант №1

А

В

А+В

АхВ

А-В

1,2

0,12

     

5,6

 

5,7

   
 

0,25

   

3,75

Вариант №2

А

В

А+В

АхВ

А-В

5,1

     

3,4

10

0,5

     
 

0,9

3,6

   

Домашнее задание.

Слайд №9.

В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел была равна 5.

2,3

 

2,1

     

1,9

   

Итог урока.

Постройте график «Мое настроение на уроке»

Оцените свое настроение на уроке по пятибалльной системе.

Заключение.

Значение десятичных дробей в жизни велико. Десятичные дроби настолько вошли в нашу жизнь, что просто невозможно просчитать, в какой сфере деятельности они не используются. Десятичные дроби отражают точность вычислений расчетов в строительстве, медицине, науке, технике и других отраслях промышленности.