Калейдоскоп – быстрая смена событий, явлений.
Цели:
- Показать связь архитектуры с общеобразовательными предметами.
- Закрепить знания о произведениях мировой живописи Васнецов «Богатыри», Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «Утро в сосновом лесу».
- Систематизировать имеющиеся знания у детей об искусстве.
- Прививать любовь к искусству посредством работы с репродукциями известных художников; разговора о музеях; обобщения знаний о достопримечательностях столицы.
- Познакомить со словарными словами, обозначающими жанры живописи.
- Познакомить с К.Савицким и П.М.Третьяковым.
Ход занятия.
I. Вступительное слово:
(Cлайд 1)
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы должны показать нашим гостям, чем отличается обучение в нашем лицее архитектуры и дизайна от обучения в других образовательных учреждениях. Мы покажем несколько фрагментов разных уроков.
Стихотворение «Буду архитектором» (слайд 2).
II. Русский язык.
- Начнем со словарно-орфографической работы.
- Сегодня в нашем архитектурном словаре жанры живописи. Вам надо отгадать их по описанию.
На доске: Кроссворд.
1. Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа: лес, горы, море, поле (пейзаж). (Слайд 3).
\После каждого ответа запись в кроссворд \.
2. Изображение человека или группы людей (портрет ). (Слайд 4).
3. Живописное изображение неодушевленных предметов – посуды, цветов, фруктов и т.д. (натюрморт). (Слайд 5).
- Записать данные слова на доске и в тетради, поделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.
- Про эти жанры живописи написаны стихи. Ребята нам сейчас расскажут. А вы им помогайте.
\Чтение стихов про жанры живописи \
- Очень хорошо!
III. Математика. Решение задачи.
(Слайд 6).
- А где у нас в городе можно увидеть картины с изображением портретов, пейзажей и натюрмортов?
- Мы с вами были там не раз, может быть, вы вспомните, чьё имя она носит? (Слайд 7).
- К.Савицкий – известный художник, преподаватель Московского училища живописи и зодчества, он был первым директором Пензенского художественного училища и музея при нем.
- Конечно, в начале своего существования экспонатов и картин было там намного меньше, чем сейчас.
- На столах у вас лежат листочки с задачей, в которой, как раз речь идёт о картинах.
Задача: За год студенты художественного училища написали 99 натюрмортов, портретов на 42 картины больше, чем натюрмортов, а пейзажей столько, сколько натюрмортов и портретов вместе. Сколько картин написали студенты за год?
- О чем задача? Что известно? Какой вопрос?
- Можете сразу ответить на вопрос? Простая или составная?
1 ученик – краткую запись на доске
2 ученик – решает.
- А кто знает, чьё имя носит всемирно-известная картинная галерея в Москве? (Третьякова) Почему? (Слайд 8).
Ребёнок:
Павел Михайлович Третьяков – известный московский собиратель картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем в течение четверти века (25л.) приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, который в последствии вместе со зданием была принесена в дар городу Москве.
IV. Игровая пауза.
(Слайд 9).
- А сейчас у нас небольшая игровая пауза. Разделитесь на три группы. Каждая группа должна собрать мозаику и у вас получатся репродукции известных картин, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее.
Но и это еще не все. Ваша задача – вспомнить название картины и имя художника, написавшего ее.
\Собирают картинки\
- Такую работу можно проводить как при систематизации знаний, так и при знакомстве с художниками и их картинами.
Для такого первичного знакомства я использую серию книг «Художники детям». В них в доступной, а часто и в сказочной форме описана жизнь и творчество известных художников. Я начала с русских художников, но такие книги есть и о зарубежных художниках.
\Показ на экране картины\ (Слайд 10).
- Посмотрите на экран.
- У кого получилась такая картинка? Как называется? Художник?
- Молодцы.
V. Окружающий мир.
(Слайд 11).
- Заканчиваем путешествие по Третьяковской галерее (Слайд 12) и переходим к другим, не менее известным достопримечательностям нашей столицы.
- Главная и самая древняя часть Москвы – это Кремль. Всегда ли он выглядел так же как сейчас? (Слайд 13: деревянный - белокаменный – современный Кремль).
\Ответ детей \
VI. Физкультминутка.
- Следующая наша остановка в известном Московском зоопарке. Туристы просто не могут не посетить это чудесное место. (Слайд 14).
Физкультминутка:
Мы шли / 3 р.,
в зоопарк пришли
и увидели… медведя! \изображение медведя \
Порычали, порычали и дальше пошли.
(Аналогично - ужа (пошипели), быка (помычали), жирафа – потянулись, достали до головы, погладили )
… нагулялись, нарезвились и домой пришли.
VII. Ассоциации.
- На этом, естественно, не заканчиваются известные места Москвы. Какие достопримечательности вы еще можете назвать? (Ответы детей).
- Последнее задание (Слайд 15). Назовите, что изображено на экране.
- Подумайте, с какими достопримечательностями ассоциируются следующие понятия. Объясните свой ответ.
Крепость, сердце Москвы – Кремль.
Балет и опера – Большой театр.
«Красивый», «главный», «почетный» - Красная площадь.
Народное ополчение – памятник Минину и Пожарскому.
\Дети выстраиваются у доски с надписями \.
VШ. Итог.
- Дорогие ребята, наш калейдоскоп завершается. Сегодня мы смогли ещё раз убедиться, что многое в нашей жизни связано с архитектурой, и наши знания об этом виде искусства мы получаем из разных школьных предметах.
- Какие предметы нам в этом помогли?
\Ответы детей\
- И в заключении нашего калейдоскопа звучат частушки, некоторые из которых сочинили четвероклассники, бывшие мои ученики
- Мы, ребята-лицеисты,
Вам частушки пропоём
Как в своём родном лицее
Замечательно живём. - Года 2 назад с тобой
Были дошколята
А теперь в лицее ЛАД
Славные ребята. - В архитектурный класс пошёл,
Краски сразу я нашёл.
Начал дом я рисовать-
Ах, какая благодать! - Буду строить я дома
Как у всех обычные.
Что случилось? Вдруг они
Стали симпатичные. - Я хотел построить дом-
Получился город.
Этот город не простой,
Этот город золотой. - Стиль, дизайн и Поликлет-
Всё на свете знаю.
Но пока в архитектуре
Мало понимаю. - Мы рисуем постоянно,
Строим, лепим и творим.
Скоро мы в Москву поедим
И, конечно, победим. - Если учишься в лицее,
В жизни места нет для лени.
Будь всегда активней всех,
И тебя здесь ждёт успех. - Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
(Слайд 16).
- Огромное всем спасибо!