Урок в 3-м классе. Тема: "Архитектурный калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Калейдоскоп – быстрая смена событий, явлений.

Цели:

  1. Показать связь архитектуры с общеобразовательными предметами.
  2. Закрепить знания о произведениях мировой живописи Васнецов «Богатыри», Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «Утро в сосновом лесу».
  3. Систематизировать имеющиеся знания у детей об искусстве.
  4. Прививать любовь к искусству посредством работы с репродукциями известных художников; разговора о музеях; обобщения знаний о достопримечательностях столицы.
  5. Познакомить со словарными словами, обозначающими жанры живописи.
  6. Познакомить с К.Савицким и П.М.Третьяковым.

Ход занятия.

I. Вступительное слово:

(Cлайд 1)

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы должны показать нашим гостям, чем отличается обучение в нашем лицее архитектуры и дизайна от обучения в других образовательных учреждениях. Мы покажем несколько фрагментов разных уроков.

Стихотворение «Буду архитектором» (слайд 2).

II. Русский язык.

- Начнем со словарно-орфографической работы.

- Сегодня в нашем архитектурном словаре жанры живописи. Вам надо отгадать их по описанию.

На доске: Кроссворд.

1. Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа: лес, горы, море, поле (пейзаж). (Слайд 3).

\После каждого ответа запись в кроссворд \.

2. Изображение человека или группы людей (портрет ). (Слайд 4).

3. Живописное изображение неодушевленных предметов – посуды, цветов, фруктов и т.д. (натюрморт). (Слайд 5).

- Записать данные слова на доске и в тетради, поделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

- Про эти жанры живописи написаны стихи. Ребята нам сейчас расскажут. А вы им помогайте.

\Чтение стихов про жанры живописи \

- Очень хорошо!

III. Математика. Решение задачи.

(Слайд 6).

- А где у нас в городе можно увидеть картины с изображением портретов, пейзажей и натюрмортов?

- Мы с вами были там не раз, может быть, вы вспомните, чьё имя она носит? (Слайд 7).

- К.Савицкий – известный художник, преподаватель Московского училища живописи и зодчества, он был первым директором Пензенского художественного училища и музея при нем.

- Конечно, в начале своего существования экспонатов и картин было там намного меньше, чем сейчас.

- На столах у вас лежат листочки с задачей, в которой, как раз речь идёт о картинах.

Задача: За год студенты художественного училища написали 99 натюрмортов, портретов на 42 картины больше, чем натюрмортов, а пейзажей столько, сколько натюрмортов и портретов вместе. Сколько картин написали студенты за год?

- О чем задача? Что известно? Какой вопрос?

- Можете сразу ответить на вопрос? Простая или составная?

1 ученик – краткую запись на доске

2 ученик – решает.

- А кто знает, чьё имя носит всемирно-известная картинная галерея в Москве? (Третьякова) Почему? (Слайд 8).

Ребёнок:

Павел Михайлович Третьяков – известный московский собиратель картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем в течение четверти века (25л.) приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, который в последствии вместе со зданием была принесена в дар городу Москве.

IV. Игровая пауза.

(Слайд 9).

- А сейчас у нас небольшая игровая пауза. Разделитесь на три группы. Каждая группа должна собрать мозаику и у вас получатся репродукции известных картин, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее.

Но и это еще не все. Ваша задача – вспомнить название картины и имя художника, написавшего ее.

\Собирают картинки\

- Такую работу можно проводить как при систематизации знаний, так и при знакомстве с художниками и их картинами.

Для такого первичного знакомства я использую серию книг «Художники детям». В них в доступной, а часто и в сказочной форме описана жизнь и творчество известных художников. Я начала с русских художников, но такие книги есть и о зарубежных художниках.

\Показ на экране картины\ (Слайд 10).

- Посмотрите на экран.

- У кого получилась такая картинка? Как называется? Художник?

- Молодцы.

V. Окружающий мир.

(Слайд 11).

- Заканчиваем путешествие по Третьяковской галерее (Слайд 12) и переходим к другим, не менее известным достопримечательностям нашей столицы.

- Главная и самая древняя часть Москвы – это Кремль. Всегда ли он выглядел так же как сейчас? (Слайд 13: деревянный - белокаменный – современный Кремль).

\Ответ детей \

VI. Физкультминутка.

- Следующая наша остановка в известном Московском зоопарке. Туристы просто не могут не посетить это чудесное место. (Слайд 14).

Физкультминутка:

Мы шли / 3 р.,
в зоопарк пришли
и увидели… медведя! \изображение медведя \
Порычали, порычали и дальше пошли.

(Аналогично - ужа (пошипели), быка (помычали), жирафа – потянулись, достали до головы, погладили )

… нагулялись, нарезвились и домой пришли.

VII. Ассоциации.

- На этом, естественно, не заканчиваются известные места Москвы. Какие достопримечательности вы еще можете назвать? (Ответы детей).

- Последнее задание (Слайд 15). Назовите, что изображено на экране.

- Подумайте, с какими достопримечательностями ассоциируются следующие понятия. Объясните свой ответ.

Крепость, сердце Москвы – Кремль.

Балет и опера – Большой театр.

«Красивый», «главный», «почетный» - Красная площадь.

Народное ополчение – памятник Минину и Пожарскому.

\Дети выстраиваются у доски с надписями \.

VШ. Итог.

- Дорогие ребята, наш калейдоскоп завершается. Сегодня мы смогли ещё раз убедиться, что многое в нашей жизни связано с архитектурой, и наши знания об этом виде искусства мы получаем из разных школьных предметах.

- Какие предметы нам в этом помогли?

\Ответы детей\

- И в заключении нашего калейдоскопа звучат частушки, некоторые из которых сочинили четвероклассники, бывшие мои ученики

  1. Мы, ребята-лицеисты,
    Вам частушки пропоём
    Как в своём родном лицее
    Замечательно живём.
  2. Года 2 назад с тобой
    Были дошколята
    А теперь в лицее ЛАД
    Славные ребята.
  3. В архитектурный класс пошёл,
    Краски сразу я нашёл.
    Начал дом я рисовать-
    Ах, какая благодать!
  4. Буду строить я дома
    Как у всех обычные.
    Что случилось? Вдруг они
    Стали симпатичные.
  5. Я хотел построить дом-
    Получился город.
    Этот город не простой,
    Этот город золотой.
  6. Стиль, дизайн и Поликлет-
    Всё на свете знаю.
    Но пока в архитектуре
    Мало понимаю.
  7. Мы рисуем постоянно,
    Строим, лепим и творим.
    Скоро мы в Москву поедим
    И, конечно, победим.
  8. Если учишься в лицее,
    В жизни места нет для лени.
    Будь всегда активней всех,
    И тебя здесь ждёт успех.
  9. Мы частушки вам пропели,
    Хорошо ли, плохо ли.
    А теперь мы вас попросим,
    Чтоб вы нам похлопали.

(Слайд 16).

- Огромное всем спасибо!