Развитие детского речевого творчества на уроках обучения грамоте в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель урока:. знакомство с новыми звуками [ф], [ф'], буквой ф.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение читать слогами, целыми словами.
  2. Обогащать словарный запас учащихся.
  3. Создавать условия для развития творческого мышления, фантазии, воображения, памяти.
  4. Использовать занимательный текстовый материал, игровые приемы для повышения творческой активности учащихся.

Оборудование:

  1. Учебник Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой «Моя любимая азбука», ОС «Школа 2100».
  2. Карточки с буквами, слогами, словами.
  3. Предметные рисунки на букву ф.
  4. Набор фотографий из семейного альбома.
  5. Плакат «Море букв».
  6. Кроссворд со словами на букву ф.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационное начало.

Ну – ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Глазки вправо, влево, вниз,
На учителя, гостей, дорогих своих друзей.
Дыши ровно, не ленись,
Своей улыбкой поделись.

II. Актуализация знаний.

1.Сообщение целей урока.

Я вижу, что вы готовы начать урок обучения грамоте и речевого творчества. Давайте хором произнесем наш девиз:

«За знаниями с творчеством
Вместе пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем
И вместе с пути никуда не свернем».


Итак, вперед в путешествие по удивительному миру звуков, букв, слов!

(На доске плакат «Море букв»).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и узнаем, какой буквой они обозначаются. Хотите узнать, что это за буква? Прочтите глазками предложение. (Открывается запись на доске).

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

А теперь прочтите вслух с разной интонацией: удивленно, таинственно, весело.

2. Проблемная ситуация.

Что же это за буква?

На каком острове она живет?

Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо хорошо подготовиться.

3. Дыхательная гимнастика.

Закроем глазки. Представим теплое море, дует ласковый ветерок, шумят волны. (Дети делают глубокий вдох-выдох, имитируют дуновение ветра, шум волн).

4. Фонетическая зарядка.

Мы проплываем мимо острова букв гласных звуков. Поприветствуем его жителей. Соберем звуковой ком из гласных букв, обозначающих твердость согласных. Игра «Звуковой ком».

а – о – у – ы

А теперь звуковой ком из гласных звуков, обозначающих мягкость согласных:

и – е – ё

На нашем пути опасные рифы. Плывем медленно, осторожно, четко произносим чистоговорку:

Ра – ра – ра – начинается игра.
То – то – то- речевое творчество.
Ать – ать – ать – будем фантазировать.

Впереди акулы. Они очень опасны для жизни человека. Плывем быстро, произносим скороговорку:

Вот акула – каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле – каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть? Прямо в пасть?

5. Зрительная зарядка.

Подплываем к острову букв согласных звуков. Найдите глазками местных жителей этого острова в нашем классе и произнесите нужные звуки (в разных местах размещены карточки с буквами: ж, з, ш, р).

  • Летела муха около уха. (ж)
  • Около носа пролетели осы. (з)
  • В зарослях шипит змея. (ш)
  • В густой чаще рычит тигр. (р)
  • В зеленой траве зафыркал ёжик (ф)

Такой буквы на карточках нет? Предположите тему сегодняшнего урока. (Дети высказывают свои предположения).

III. Знакомство со звуками [ф], [ф’], буквой ф.

1. Показ буквы ф.

2. Игра -вообразилия «На что похожа буква ф?»

Дети фантазируют. Читают стихи:
Всем известно без подсказки:
Буква ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Ножницы я в руки взял,
Букву ф я в них узнал.

3. Игра «В гости к букве ф».

Дети придумывают слова, в которых есть изучаемая буква. Каждое слово – это подарок букве.

4. Характеристика звуков.

[ф] – согласный, глухой, твердый.

[ф’] – согласный, глухой, мягкий.

Одновременно дети заполняют схему звукового человечка на с.142 «Азбуки» (одеваем шапочку – цилиндр и обуваем синий и зеленый башмачки).

5.Физкультминутка.

Показ буквы ф с помощью пластики тела.

Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.

6.Чтение слогов с буквой ф по тренажеру для развития бокового зрения.

а) Упражнение «Радио» (читаем тихо - громко, быстро – медленно).
б) Игра «Доскажи словечко».

(Фа – факел, фо – фокус, фу – фуфайка, фи – финики, фе – фен, фы – фыркает).

IV. Работа по «Азбуке», страница 142.

  1. Чтение слов в столбиках. Работа в парах.
  2. Объяснение лексического значения слов «флора», «фауна». (Зачитать толкование слова в словаре).
  3. Чтение предложений с этими словами.
  4. Игра «Цепочка ассоциаций». Скажите, что вы представляете себе, когда слышите данные слова?
    Например:
    флора – фиалки – фикус – фасоль – финики – фрукты – здоровье – счастье,
    фауна – фазан – филин – деревья – лес – опасность – помощь.
  5. Физминутка. Игра «Флора – фауна». Если слово относится к группе «флора» - присесть, а если к группе «фауна» - встать. Учитель диктует слова, дети выполняют движения.
  6. Игра «Отгадалки».
    - Назовите слова, которое обозначают название одежды (фуфайка), географические названия (Африка, Уфа). А какие слова употребляют военные (офицер), парикмахеры (фен), шахматисты (фигура)?
    - Какие еще значения могут быть у этого слова? (геометрические фигуры, фигура у человека).
    - Прочитайте слово, которое обозначает действие: с шумом выпускать воздух из ноздрей? (Фыркать).
    - Кто может фыркать? (Ежик, котенок).
    - Покажите, как они это делают. А человек может фыркать? Объясните значение этого слова. (1.Смеяться. 2. Сердиться). Составьте предложение с данным словом.
  7. Упражнение «Фотоглаз».
    Быстрое чтение слов с карточки (4сек), повтор по памяти.
    фиалки
    фикус
    финиш
    факел
    Какое слово лишнее? Почему?
    (Факел – [ф], фиалки – 3 слога).
  8. Игра «Вставь букву», чтобы получились разные слова.
    Фр*нт (о или а: военное слово – фронт, красивый человек – франт).
    К*фе (о или а: съедобное словом – кофе, помещение – кафе).
    Работа по таблице «Говори правильно».
    Кафе [э].
    Кафетерий [е].
    Составьте предложение с этими словами.
  9. Игра «Рифма».
    Подбери рифму к словам фонарик, фуфайка, телефон.
  10. Игра «Подбери родственные слова» с корнем фото.
    Проверка по учебнику стр. 143.
  11. Физкультминутка «Речевая ритмика».
    Хоровое чтение стихотворения В. Берестова «Фотограф» в разном темпе (от медленного до очень быстрого), с разной громкостью (от тихого до громкого).

Фотограф.

Нелегко снимать зверей,
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю – грозится ёж,
Если снимка не пришлешь».

V. Работа над рассказом «Папина профессия».

  1. Рассматривание рисунка к тексту, высказывание мнений о содержании текста.
  2. Чтение текста по частям. Подтвердилось ли наше предположение?
  3. Беседа по вопросам.
    - Кем работает папа Саши?
    - Прочитайте второе предложение так, как будто мы фотокорреспонденты и очень этим гордимся.
    - Прочитайте предложение, которое подходит к иллюстрации.
    - Что любит снимать Андрей Ефимов?
  4. Проверка усвоения прочитанного (тесты ±).Ответ дети показывают карточками + и -.

Тесты к рассказу «Папина профессия»

  1. Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Наука и жизнь». -
  2. Работа у него интересная и творческая. +
  3. Со своим фотоаппаратом Андрей Ефимов путешествует по всему миру. -
  4. На его фотографиях – незнакомые растения и животные. +
  5. У Сашиного папы целая коллекция фотопортретов мужчин и женщин. +
  6. Когда Саша вырастит, он будет художником. -

VI. Работа по развитию речевого творчества.

  1. Открытие фотовыставки «Мы путешествуем». Рассказы детей по фотографиям из семейных альбомов.
  2. Сюрприз учителя: « Отгадай красивые места нашего города ». (Фотографии большого формата с достопримечательностями родного города).

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

1. С каким настроение вы заканчиваете урок? Покажите карточку. (Зеленый цвет – веселое настроение, красный – грустное). Чем понравился урок?

2. Творческое домашнее задание от буквы ф:

  • заполнить кроссворд (слова на букву ф );
  • продолжить строку «Федя взял футбольный мяч...»

3. Игра «Аплодисменты».

Дети встают вместе с учителем в круг, благодарят аплодисментами своих товарищей за удачный ответ, хорошую работу на уроке. Учитель также благодарит всех за творчество, фантазию, желает успехов в обучении.