Урок математики в начальных классах. Тема: "Соотношение предметов один — много"

Разделы: Математика, Начальная школа


Класс 1 (умеренная и тяжелая степень умственной отсталости).

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: дать элементарное представление «Один - много».

Задачи:

  • Образовательная: учить отличать один предмет от множества предметов.
  • Коррекционная: корригировать и  развивать наглядно- действенное мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику через работу с раздаточным материалом.
  • Воспитательная: воспитывать положительный интерес к предмету.

Методы обучения:

  • наглядные
  • словесные
  • практические

Приемы:

  • дидактические игры,
  • проблемные вопросы,
  • смена видов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: игрушки, карточки, цветные карандаши, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Упражнение «На линии»:

Дети становятся на линию. Учитель предлагает поздороваться друг с другом. Далее учитель просит повторить за ним упражнения:

На развитие внимания: 

-Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…

(Учащиеся идут за учителем по линии)

(Ведущий показывает движение, дети повторяют)

На координацию движений:

1, 2, 3- выросли цветы  

(дети медленно поднимаются, тянут руки вверх, имитируя цветок)

К солнцу потянулись высоко!
Стало им приятно и тепло!

(Тянутся на носках, смотрят вверх)

Ветерок набегал, стебельки покачал!
Ветерок убегай, ты цветочки не ломай!

(Попеременно наклоны в сторону)

 (Махи руками)

Пусть они растут, цветут,
детям радость несут!

(Движение руками, улыбки)

На автоматизацию звуков:

- Летит муха вокруг уха: ж - ж - ж…

- Летят осы вокруг носа: с – с - с…

- Летит комар вокруг головы: з – з - з…

- Сел на лоб , мы его хлоп! – и к уху: ш – ш - ш…

2. Упражнение на внимание

«Сейчас из вас за парту сядет тот, кто найдет в корзине красный мяч».

3. Изучение нового материала

Используя раздаточный материал (стая птиц), учитель дает понятие «Один - много».

Педагог показывает поднос с птицами и спрашивает:

«Кто это?», обращая внимание на то, как много птиц на подносе. Взяв одну птицу, учитель произносит: « У меня одна птица, а на подносе много».

Затем учитель вызывает детей по очереди и предлагает взять по одной птице и сказать, сколько птиц они взяли. Обращает внимание детей на то, что каждый ребенок взял в руки одну птицу, а на подносе остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одной.

По предложению педагога дети рассматривают птиц. Учитель задает вопросы: «Какого цвета? Сколько птиц у каждого из вас?». Педагог обобщает ответ учащихся: «У Наташи одна, у Максима одна, у всех по одной, а на подносе не осталось ни одной». Педагог спрашивает: «Как сделать так, чтобы на подносе стало много птиц?»

 Обобщает ответ детей: «На подносе станет много птиц, если на него каждый из вас поставит по одной птице».

Учитель по очереди вызывает детей, спрашивает каждого из них, сколько птиц они принесли, подчеркивая результат действия каждого: «Женя принес одну птицу, Даша принесла одну птицу, птиц становится все больше и больше!» Когда все птицы окажутся на подносе, следует выяснить, сколько птиц стоит на подносе, затем сделать обобщение.

4. «Физ. минутка»

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем,
И ходим мы кругом,
И ходим мы кругом. 

( Движения выполняются по содержанию стихотворения).

5. Закрепление материала

Детям раздают по две картинки и два цветных карандаша (красный, желтый). На одной картинке изображено «много» шаров, а на второй – «один» шар.

Задание: раскрасить красным карандашом ту картинку, на которой изображено «много» шаров, а желтым – на которой «один» шар.

Пальчиковая гимнастика

«Домик»

1, 2, 3, 4, 5 -
вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5 -
в домик спрятались опять.

(разжать пальцы из кулака, начиная с большого пальца, потом по очереди сжать).

Игра « Поезд»

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам:  «Магазин игрушек», «Магазин посуды», «Магазин продуктов». Дети, передвигаясь по комнате во главе с учителем» от станции к станции», отрабатывают понятие  «Один - много».

Дети и педагог становятся друг за другом, имитируя «паровоз». Педагог предлагает отправиться в путь, и вовремя пути остановиться на разных станциях. Первая станция- «Магазин игрушек». Дети и учитель останавливаются и начинают обсуждать:

- Как эта станция называется?

- Какие игрушки продаются в этом магазине?

- Каких игрушек много?

- Каких по одной? и т.д.

потом посещают следующие станции.

6. Подведение итогов урока

Педагог помогает учащимся подвести итог урока, задавая им наводящие вопросы:

1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2. Какие задания вы выполняли?

3. Какие задания вам понравились больше всего?