Цель урока: научиться приемам прибавления числа три.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Сформировать умения прибавлять число 3.
- Работать над вычислительными навыками.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Глубоко и разносторонне осознать весь материал, не только новый.
- Расширить математический кругозор через методы сравнения, обобщения, преобразования, поиск и открытие.
- Направить всю работу на уроке на развитие психологических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- Воспитание интереса к учебе.
- Воспитания взаимопонимания учитель-ученик и доброжелательного отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- для учителя:
СТРУКТУРА УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
- Оргмомент. 1мин.
- Сообщение темы и задач урока ,мотивация учебной деятельности. 1мин.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка и воспроизведение ,коррекция знаний учащихся. 10 мин.
- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. 15мин.
- Обобщение и систематизация знаний. 15мин.
- Сообщение домашнего задания. 3мин.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент.
Прозвенел для нас звонок .
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старания,
Помоги нам потрудиться, мы пришли сюда учиться.
2. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности.
У. Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос:
-Как же прибавить число 3 ? Затем потренируем мозги – решим задачу. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное , вспомним приемы прибавления чисел одного и двух.
А те ребята, которые будут хорошо работать, в конце урока получат - сюрпризы. Желаю вам успеха!
А сейчас внимание - устный счет.
3. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.
1. ИГРА " Тихо -громко". Прямой счет от 1-20.
Учитель -ученики, считаем через одно число, меняя голос (тихо, громко , шепотом)
Хорошо! (подведение итога учителем)
2. ИГРА " Самый внимательный" Работаем по числовому ряду.
У. Я показываю указкой, а вы хором называете показанное число: 20,16,13,14,19,11,15,5,12,2.
Молодцы! Вывод учителем.
3. ИГРА " Не ошибись" Двое к доске , а остальные работают с сигналами.
1 вариант следит за левой " елочкой",
2 вариант за правой "елочкой". Затем ребята сами оцениваете ответы своих друзей.
( На доску вывешиваю две нарисованные елочки, на которых вместо игрушек числа второго десятка. Быстро называю числа в обратном порядке, отвечающие указочками находят и показывают их. Игра повторяется 2-3 раза . )
По окончании игры учащиеся высказывают свои мнения и учитель делает вывод .
Молодцы! А сейчас работаем по группам.
4. Геометрические фигуры.
Перед вами плакат с геометрическими фигурами, выполните задания:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Назовите формы фигур. | Определите цвет и форму. | Найдите другие признаки, по которым отличаются фигуры. |
(Открываю плакат , на котором нарисованы геометрические фигуры. 30 секунд дети думают , а затем отвечают.)
У. По каким же признакам можно отличить эти фигуры, сделайте вывод.
Д. Фигуры отличаются по форме (треугольники, квадраты), цвету(синие, красные), форме (большие, маленькие), настроению(веселые, грустные).
5. А сейчас внимание ребята - решаем веселые задачки.
У.
1.
В класс вошла Маринка,
А за ней Аринка.
А потом пришел Игнат .
Сколько стало всех ребят?
Д. Трое ребят. (1+1+1=3)
2.
Ежик по лесу шел.
На обед грибы нашел
Два -под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине ?
Д. 2 +1=3 гриба в корзине.
3.
Сидят три белки на ветках,
Против каждой белки две белки
Сколько их всего?
Д. Всего три белки.
4.
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
выучили уроки
Сколько лодырей сорок прилетело на урок?
Д. Четыре сороки не выучили уроки. 7-3=4 (проверяем по числовому ряду)
У. А среди вас нет лодырей сорок ? Все вы выучили урок? Сейчас проверим.
Работаем с волшебными экранами, вы будете записывать ответы и показывать их мне.
ИГРА "Молчанка"
( На доске рисунок , учитель указкой составляет и показывает пример, дети вычисляют и записывают на экранах:
2-2= 6-2= 5-2= 3+2= 5+2= 6+2= )
У. Ребята, кто мне напомнит, как прибавить к шести число два.
Д. К числу сначала прибавляем 1, а потом еще 1.
У. Кто докажет это по числовому ряду?
Д. От числа шесть вправо делаем один шаг - получилось семь, еще один шаг- получилось восемь. Значит, к 6+2=8 .
У. Молодец! Спасибо за ответ .
4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
У. В гости к нам прилетел Карлесон с двумя воздушными шариками. Дети, что вы можете сказать про шарики?
Д. Один синий, другой зеленый. 1+1=2
У. А сколько всего шариков в классе?
Д. В классе три шарика.
Ребята, а может кто-то знает как к числу прибавлять число три.
Д. Да . Нет.
У. Кто попытается на шариках объяснить эти приемы?
Ответы детей. Можно к 1+1+1=3 (демонстрируют это на шариках)
Значит ,3=1+1+1 (записываю на доске)
У. А еще как можно прибавить число 3?
Д. Сначала два ,а потом еще один.(показывают на шариках)
Значит ,3=2+ 1 (записываю на доске)
У. Есть еще прием прибавления?
Д. Да. Сначала прибавим один шарик, а потом еще два.
(доказывают на шариках)
Итак, 3=1+2
У. Ребята, Карлесону понравилось у вас на уроке, можно он останется и будет тоже учиться ?
Хорошо! А сейчас внимательно посмотрите на табличку и запомните состав числа 3.
3 |
1 1 1 |
2 1 |
1 2 |
Закройте глазки, вспомните состав числа 3 и проговорим хором.
(дети хором произносят состав числа трех)
Ребята состав есть не только у чисел, но еще на вокзале, когда к паровозу прицепляют много вагонов - это тоже состав.
А теперь мы с вами прокатимся на поезде. Встали и приготовились...
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА : (под фонограмму)
Мы едем, едем, едем в далекие края
Веселые соседи, хорошие друзья.
Нам солнышко светило, нам ветер поддувал.
В пути нам трудно было , но каждый напевал.
Тра-та-та, тра -та--та мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну ,попугая,
Вот компания какая!
У. Хорошо, тихо сели . Продолжаем работать.
Наш музыкальный поезд остановился, а мы теперь с вами давайте сосчитаем вагоны. Первым в составе стоит паровоз.
ИГРА "ПАРОВОЗ" Кто будет паровозом?
Пожалуйста, Владик, выходи, бери в руки паровоз.
Паровоз у нас один. (на доске записываю 1 )
Теперь присоединяем к нему три вагона. Кто хочет быть вагонами?
Выходят три ученика, берут в руки по вагончику .
У. Из скольких частей состоит состав?
Д. Из четырех.
У. Как вы считали ,объясните по числовому ряду?
Д. Чтобы прибавить к одному три, надо
1 ученик: вправо сделать один шаг, еще шаг, еще один
2 ученик: можно прибавить так: от 1 вправо сделать один шаг, получиться 2, а потом еще два шага и будет 4.
3 ученик: или сначала 2 шага, а потом еще 1.
Умницы! Все вы поняли. А теперь садитесь на свои места.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Работать будете на листочках ,ответы записывайте простым карандашом и постарайтесь не пользоваться линейками.
От каждой группы один ученик работает у доски.(на боковых сторонах)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
2+3= | 7+3= | 8-1+3= |
1+3= | 6+3= | 6-2+3= |
3+3= | 3+5= | 5+3+2= |
3+6= | 4+1+3= | 3+6-1= |
А теперь сверим ответы. (отвечающие - читают примеры с ответами , а дети сигналами подтверждают ответы)
Самооценка детей. Вы довольны своим ответом?
Вывод. (сдача листочков с последней парты на первую и на стол учителю)
Работаем по учебнику, решаем задачу. Открываем книги на стр. 26 читаем задачу 75.
- Сколько кубиков у волка ?
- Сколько у зайчика ?
- У кого больше кубиков ?
- Чья башня выше ?
Вывод.
Закрыли учебники. А сейчас работаем в тетрадях, читаем задачу № 64.
(Со стоянки уехали 5 машин , а затем еще 3. Сколько машин было на стоянке ?)
- Чтение задачи про себя , затем учителем.
1 и 2 группы
У. Повторите условие, вопрос?
(дети читают условие , затем вопрос)
3 группа
решают дальше
самостоятельно
У.Каким действием решаем задачу ?
Д. Сложением.
У. Даша комментирует решение.
Назовите ответ.
Д. Со стоянки уехало 8 машин.
У. Вопрос ко всем , со стоянки машины уезжают, а мы прибавляем, почему?
Д.Это задача в косвенной форме.
Физкультминутка:
Мы считали и устали,
Дружно мы все встали.
Ручками похлопали, раз ,два ,три.
Ножками потопали ,раз ,два ,три .
Сели ,встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
У. Продолжаем работать мы с вами в рабочих тетрадях. Открываем, кладем с наклоном, следим за посадкой.
Ребята, посмотрите, у Самоделкина и Гвоздика вновь не работает вычислительная машина, и они просят у вас помощи.
Давайте поможем?!
Дети по очереди с комментированием включают машину "Чик", машина считает, и записывают ответы.
Сережа: к 4 прибавить 3- это к 4 прибавить 2, да еще 1.
Маша: к 6 прибавить 3- это к 6 прибавить 1 и еще 2.
Алина: к 0 прибавить 3- это к 0 прибавить1, потом еще1 и еще 1 получиться3.
-------------5------------3
-------------1-------------3
-------------2-------------3
-------------7-------------3
Вот молодцы, все примеры решены, а теперь отключаем машину "ЧОК"
Самоделкин и Гвоздик говорят вам спасибо за помощь.
Давайте мы еще раз напомним им, как же прибавлять число 3.
Ответы детей (учитель показывает указкой по числовому ряду.)
6. Домашнее задание.
А сейчас отметьте домашнее задание простым карандашом.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
решает 1 столбик | решает 1 и 2 столбики | все примеры и подчеркнуть примеры на новую тему. |
7. Подведение итогов урока .
Что вам понравилось на уроке?
Что вы запомнили особенно?
Что же главного было на уроке?
Ребята, я и Карлсон довольны вашей работой на уроке. И за хорошую работу раздаем вам карточки-сюрпризы, они помогут вам усвоить таблицу сложения на 3, которую мы будем изучать завтра. Дома внимательно ее рассмотрите, но ответы не пишите.
Спасибо за работу!
Д.
Мы старались очень слушать и решать ,
Наш урок окончен, можно отдыхать?
У. Урок окончен, можно отдыхать!