“ Это должен знать каждый родитель!”
Все родители, когда ребенок поступает в первый класс, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности подстерегают ребенка уже в самом начале обучения в школе, они многолики и прячутся буквально за каждым углом. Родители должны быть очень внимательны на переходе дошкольного и школьного возраста, иначе ребенок попадет в категорию “трудных”.
Правильно поступают те родители , которые начинают готовить ребенка уже с трехлетнего возраста к школе: планомерно всей семьей вместе с бабушками, дедушками учат его читать и считать, учат быть собранным, аккуратным , внимательным.
Конечно, каждый родитель решает сам заниматься с ребенком или нет. Готовить его к школе или по принципу - “в школе всему научат”. Но как правило, у второй категории родителей ,вскоре возникает много вопросов: “ Почему это произошло с нашим ребенком?”, “Что делать?”, “ Как помочь ребенку преодолеть возникшие трудности и как самим справиться с нарастающей тревогой за их школьную жизнь?”
Так вот ,чтобы было поменьше тревог и трудностей ,родители просто обязаны развивать своих детей и готовить к обучению в школе.
Я предлагаю вашему вниманию десять современных требований к ребенку, поступающему в первый класс.
Современные требования
- Ребенок должен самостоятельно заниматься каким – либо делом в течение 30 минут.
- Уметь составлять рассказы по картинкам из 5 и более предложений.
- Уметь запоминать стихи и знать несколько наизусть.
- Изменять существительные по числам ( ед.ч .-мн.ч.)
- Считать до10 и обратно.
- Решать простые задачи на сложение и вычитание.
- Читать по слогам.
- Иметь хорошую координацию.
- Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
10.Уметь обобщать , называть группу предметов одним словом.
Следуя из этого считаю , что если б все родители следовали этим требованиям и вели планомерную подготовку детей к школе ,то и трудностей возникало б меньше.
Конечно , в первом классе не задают учителя домашнего задания обучающимся.
Но каждый родитель должен знать, что алгоритм выполнения домашних заданий (или просто занятий с ребенком) формируется постепенно и его нужно систематически закреплять. Предлагаю памятку выполнения домашнего задания (или занятий) , которая поможет выработать этот алгоритм.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Посидите со своим ребенком во время выполнения домашних заданий.
- У ребенка еще не сформирована полностью привычка - делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, напоминайте об уроках без криков, терпеливо.
- Учите выполнять уроки только на рабочем месте.
- Объясните ребенку главное правило учебной деятельности: все учебные принадлежности и стол должны быть в порядке.
- После выполнения требуйте постоянно, чтобы привел все в порядок.
- Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, пусть сформулирует вам ,что он должен сделать, Некоторые дети не начав задания выполнять ,уже испытывают страх.
- Если ребенок что-то делает не так, не спешите ругать: то, что для вас легко и понятно , для ребенка - трудно.
- Старайтесь, как можно раньше приучать ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
- Учите выполнять его любое дело , и том числе домашнее задание с удовольствием , без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
- В конце концов , радуйтесь ,тому, что у вас есть такое счастье с кем –то делать уроки, кому- то помогать взрослеть!
По данным школьных гигиенистов и физиологов в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют , более тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Все это - естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения, к другим требованиям принято называть адаптацией - восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает около 2-3 месяцев . А вот пусковым механизмом дезадаптации ( нарушение адаптации) является , как правило , наличие в процессе стойкой психотравмирующей ситуации. И чтобы учебная деятельность была в радость, надо соблюдать эти правила. Но, а первым помощником, конечно ,станет учитель.
Главное ,пожалуй в том- чтобы и родитель ,приведший ребенка в школу ,и учитель, встречающий его у порога класса ,отдавали себе отчет в том ,что школьные трудности не являются персональными трудностями одного только ребенка .Трудности – наши общие и преодолевать их надо сообща. А для этого необходимо понимание их подлинных истоков. Ведь каждый ребенок индивидуален и в своем решении , и в своем развитии , а потому и достаточно специфичными бывают первопричины возникающих проблем в школе.