Цели:
- ознакомление с терминами «абзац», «красная строка»,
- развитие умения определять тему текста, делить текст на части и озаглавливать их.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
Чтоб на уроке не устать,
Чтобы здоровыми оставаться,
В игры весёлые будем играть,
Будем мы в классе всем улыбаться!
Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.
II. Сообщение темы и цели урока
Запись в тетрадях: число, классная работа.
1. Минутка каллиграфии.
Ддд/ггг/
ЗЗЗ\ЦЦЦ
2. ЦАЗБА
ГОЛАИД
– Какие слова спрятались? Запишите эти слова в
словарик. Обозначьте ударение, подчеркните
безударные гласные
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
III. Работа над темой
Учебник стр. 100 №190 коллективный разбор.
– Прочитайте отрывок из рассказа В. Бианки «Кто чем поёт?» Что можете о нём сказать? (Это текст.)
– Почему?
– Определите тему текста.
– Из скольких частей состоит текст? Как вы это узнали?
– Что такое абзац? Сколько абзацев в тексте?
Какой вывод можно сделать? Почему строку, с
которой начинается каждый абзац, мы называем
красной, а не белой или синей. А вот почему. Раньше
книги переписывались от руки. Перед писцом
стояли баночки с тушью двух цветов – черной и
красной. Весь текст писец переписывал черной
тушью, а начиная новую страницу, он менял
кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной
краской фигурную первую букву.
Красная строка – значило красивая строка. Цвет,
словом красный стали обозначать позже.
– К кому обращена речь в этом тексте? Как называют такую речь?
– Спишите 2 абзац. В словах ПЕСНЯ, ИНСТРУМЕНТ подчеркните мягкие согласные.
– Вы поняли, кто как поёт. Допишите предложения:
Лягушки …
Аист …
Дятел…
Вывод: Абзац – это часть текста от одной красной строки до другой. Сколько в тексте абзацев – столько и частей.
– Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Только ту, в которой содержится новая мысль.)
IV. Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
V. Работа по учебнику стр. 101 №191
– Какой заголовок подходит? Почему? Сборы на прогулку. Мишкина хитрость.
– Это речь разговорная? Кто её участники? Как называется такой разговор? Как можно прочитать этот текст? Прочитайте. Назовите тему текста.
– Я прочитаю стихи, а вы определите тему текстов.
У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки
И калошки
Этим ножкам не нужны. (С.Маршак)
ДВА КОТА
Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались
Между собой
Серые коты.
Поднялись
У них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов. (С.Маршак)
Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут. (С.Маршак)
VI. Работа по карточкам (дефференцированные задания)
1 уровень: Восстановить деформированный текст. Списать 2 часть. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.
_____ Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.
____ Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода.
____ У грачонка отросли крылья, и он улетел.
2 уровень: Озаглавить текст. В 1 части подчеркнуть слова, в которых все согласные твердые
(Варианты заголовков: «Миша», «На улице», «Доброе дело», «Скука»).
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по
улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла
перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на
противоположную сторону улицы. Старушка
поблагодарила его за хороший поступок и
улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и
светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят
радость.
3 уровень: Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. Озаглавить его. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
______ Вдруг белка испугалась и убежала.
______У зверька был пушистый хвост.
______На пеньке сидел красивый рыжий зверёк.
______Она грызла сосновую шишку.
______Это белочка.
VII. Тест (дети вписывают в строчку нужные буквы и, если задание выполнено правильно, получается слово.)
1. Текст – это:
у) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
б) отдельные предложения;
2. Текст имеет:
а) только заглавие;
м) заглавие и части;
в) только части.
3. По заглавию можно определить:
н) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте;
в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная;
и) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
ц) да;
б) нет.
6. Сколько в тексте абзацев, сколько и частей
а) да
б) нет
7. Разговор 2 или нескольких лиц называется:
.) монолог
!) диалог
(Умница!)
VIII. Итог урока
– Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
IX. Рефлексия
– С каким настроением заканчиваем наш урок? (Дети вывешивают на доску знаки)
«?» не все понял, нужна помощь;
«+» урок понравился;
«!» все понял, было интересно.
– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.