Тема: Звуки [з] – [з?]. Буквы «З, з».
Цели:
- Познакомить учащихся со звуками [з] – [з?], буквами «З, з».
- Формировать представления о животных леса.
Оборудование:
- У учителя – предметные картинки, кубики с буквами.
- У учащихся – кубики с буквами, тетрадь для калькирования.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Я прошу Вас не лениться
Не зевать и учение не считать за мучение.
II. Постановка темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем много интересного, познакомимся с новыми звуками, какими буквами они обозначаются, а на следующем уроке будем учиться читать слоги и слова с этими буквами.
III. Фонетическая разминка
Учитель: В начале урока выполним зарядку
для губ и язычка. Скажите, что просит сказать
врач, когда осматривает горло.
Дети: А-а-а.
Учитель: А какой это звук, гласный или
согласный?
Дети: Звук гласный.
Учитель: А какой буквой обозначается этот
звук? Покажите кубик с этой буквой.
(Дети показывают кубик.)
Учитель: Как рычит собака?
Дети: Р-р-р.
Учитель: А какой это звук, гласный или
согласный?
Дети: Звук согласный.
Учитель: Какой буквой обозначается этот звук?
Дети: Буквой «Р» Покажите кубик с этой буквой.
(Дети показывают кубик.)
Учитель: Как пыхтит каша?
Дети: П-п-п.
Учитель: Как жужжит шмель?
Дети: Ж-ж-ж.
IV. Новая тема
Учитель: Как поют комарики?
Дети: З'-з'-з'.
Учитель: Какой это звук? Дайте
характеристику.
Дети: Этот звук согласный, звонкий и мягкий.
Учитель: Что мы слышим, когда муха попадает в
паутину?
Дети: З-з-з.
Учитель: Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Этот звук согласный, звонкий, твердый.
Учитель: Эти звуки обозначаются буквой – «З,
з». Покажите кубик с буквой «З».
Дети: ( Показывают кубик с буквой.)
Учитель: А теперь очень внимательно
послушайте стихотворение:
По лесам и по горам
Буквы едут в гости к нам.
На жирафе едет Ж,
У на узеньком уже.
Сквозь лесные дебри
Скачет З на зебре.
Едет А в автомобиле,
Б на бегемоте,
В на вертолете.
Учитель: На ком ехала буква «З»?
Дети: Буква «З» ехала на зебре.
Учитель: Пофантазируйте, на что похожа эта
буква?
Дети: Эта буква похожа на стружку, крендель,
два полуовала разной величины.
Учитель: Составьте эту букву из полуовалов.
Обведите пальчиком, начиная с верхнего
полуовала.
Дети: (Выполнение задания.)
Учитель: На что еще похожа эта буква?
Дети: На замочек.
Учитель:
«З» – не просто завитушка
«З» – замочек, крендель, стружка.
(Дети хором повторяют стихотворение.)
Учитель: Напечатайте букву через кальку по
контуру в тетради для калькирования. Заштрихуйте
или дорисуйте замочек.
(Дети выполняют задание.)
V. Чтение слогов-слияния
Учитель: Сейчас прочитаем слоги-слияния с этой буквой.
За зо зу зе зи
Учитель: В каком слиянии согласный звук
читается мягко? Почему?
Дети: В слогах – зе и зи
гласные звуки е, и дают мягкость
согласному звуку.
VI. Работа в тетради для калькирования
Учителем рассказывается сказка с последующим выполнением заданий.
Учитель: Теперь мы отправляемся на лесную поляну. Нарисуйте поляну и дерево, которое находится на поляне.
Выполнение задания под музыкальное сопровождение (щебетание птиц).
Учитель: Послушайте загадки, и вы узнаете, кто еще есть на поляне:
1. Кто любит морковку и прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
И удирает без оглядки.2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Шуба для зимы другого цвета.
Дети: Заяц.
Учитель: Да. На лесной поляне появился заяц.
Что узнали о зайце из загадок? (На доске
появляется рисунок зайца)
Дети: У зайца шуба летом – серая, зимой –
белая .Он любит морковку. Умеет прыгать, бегать
без оглядки.
Учитель: Заштрихуйте зайчика.
VII. Дополнительные сведения о лесном жителе
Учитель: Летом зайчик серый. К зиме зайцы линяют. Новая шерсть вырастает густая и теплая. У зайца много врагов (волк, лиса, собака, филин). Выручают его из беды нос, неприметная шуба, быстрые ноги и конечно длинные уши, которыми он слышит самый слабый шорох и определяет далеко или близко опасность, и в какой стороне.
VIII. Работа с кубиками
Учитель: Давайте произнесем слово заяц по
слогам.
Дети: За-яц.
Учитель: Какой первый слог?
Дети: За.
Учитель: Какой второй слог?
Дети: Яц.
Учитель: Как слышим первый звук в этом слове,
твердо или мягко?
Дети: Первый звук слышится твердо.
Учитель: Составьте слово из кубиков,
прочитайте получившееся слово.
Дети: За-яц.
IX. Работа над словом
Учитель: Гулял заяц по лесу и зонтик нашел.
Что нашел заяц?
Дети: Зонт.
Учитель: Произнесите это слово по слогам. (На
доске появляется рисунок зонтика)
Дети: Зонт.
Учитель: Сколько слогов и почему?
Дети: В этом слове один слог, потому что одна
гласная.
Учитель: Какой первый звук?
Дети: Первый звук [З]
Учитель: Этот звук согласный или гласный?
Дети: Согласный.
Учитель: Звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Учитель: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Учитель: Какой буквой обозначается?
Дети: Буквой З
Учитель: Покажите кубик с этой буквой.
Дети: Показывают кубик.
Учитель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: Звук [О]
Учитель: Гласный или согласный?
Дети: Гласный.
Учитель: Ударный или безударный и почему?
Дети: Ударный, потому что одна гласная в этом
слове.
Учитель: Какой буквой обозначается, покажите
кубик с этой буквой.
Дети: Показывают кубик с буквой О.
Учитель: Какой третий звук?
Дети: Звук [Н].
Учитель: Гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Учитель: Звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Учитель: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Учитель: Какой буквой обозначается? Покажите
кубик с буквой.
(Дети показывают кубик с буквой Н.)
Учитель: Какой четвертый звук в этом слове?
Дети: Звук [Т].
Учитель: Какой это звук гласный или
согласный?
Дети: Согласный.
Учитель: Звонкий или глухой?
Дети: Глухой.
Учитель: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Учитель: Какой буквой обозначается, покажите
на кубике.
(Дети показывают кубик.)
Учитель: Прочитайте это слово.
Дети: Зонт.
X. Работа в тетради для калькирования
Учитель: Нарисуйте зонтик.
(Дети рисуют зонтик).
Учитель: Вдруг зайчик видит из кустов, на него
волк смотрит. Кого испугался заяц? (На доске
появляется рисунок волка).
Дети: Заяц испугался волка.
Учитель: Обведите по контуру волка.
Дети: (Обводят волка и слушают сведения о
лесном жителе).
XI. Дополнительные сведения о лесном жителе
Учитель: Волк лесной житель. Волки ведут
бродячую жизнь, выходят на поиски добычи по
ночам. Днем они прячутся в зарослях кустарников и
по оврагам. Охотятся на оленей, лосей, коров,
куропаток и зайцев. Волки охотятся стаей. Обычно
волк съедает 2,5 кг. мяса, но при удачной охоте
может съесть и 10 кг. Остатки пищи волк прячет в
укромное место, чтобы потом доесть, зимой
зарывает в снег.
Учитель: Убегать поздно – подумал заяц.
Сяду-ка я на пенек под зонтик, может быть волк
меня за гриб примет.
Учитель: На что съел заяц? (На доске
появляется рисунок пенька)
Дети: На пенек.
Учитель: Нарисуйте пенек.
(Дети рисуют пенек).
Учитель: Сидит зайчик на пеньке под
зонтиком, не двигается, глаза закрыл от страха.
Учитель: Что закрыл заяц от страха?
Дети: Глаза.
Учитель: Давайте произнесем по слогам.
Дети: Гла-за.
Учитель: Сколько слогов?
Дети: Два.
Учитель: Какой первый слог?
Дети: Гла.
Учитель: Какой второй слог?
Дети: За.
Учитель: Как слышим согласный звук во втором
слоге, твердо или мягко?
Дети: Твердо.
Учитель: Составьте слово из кубиков (ученик у
доски).
Учитель: Как определить ударение в слове?
Дети: Позвать это слово.
Учитель: Давайте прочитаем с ударением.
Дети: Гла-за.
(На доске появляется рисунок зайца).
Учитель: Почему бежит волк?
Дети: Волк бежит по земле.
Учитель: Давайте произнесем по слогам слово
земля.
Дети: Зем-ля.
Учитель: Какой первый звук слышится в этом
слове?
Дети: Звук [З?]
Учитель: Почему?
Дети: Гласная е дает мягкость согласному
звуку.
Учитель: Составьте слово из кубиков (ученик
у доски). Давайте прочитаем это слово.
Дети: Земля.
XII. Физкультминутка
Учитель: Заяц летит над лесом и кричит
«Зарядкой заниматься надо!»
Учитель: Что такое зарядка?
Дети: Зарядка – это физические упражнения.
Учитель: Давайте сделаем зарядку.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку
Весело шагать.
Руки поднимать
Приседать и вставать
Прыгать и скакать.
Учитель: Волк видит не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил зонтик и встал на пенек.
Стоит и ждет, когда взлетит, как заяц. Так до
самого вечера и простоял. Рассердился волк и
закричал: «Не летающий зонт продали». И разорвал
зонт зубами.
Учитель: Чем волк разорвал зонт?
Дети: Волк разорвал зонт зубами.
Учитель: Как слышим первый звук в этом слове
твердо или мягко?
Дети: Первый звук слышится твердо.
Учитель: Давайте произнесем по слогам.
Дети: Зу-ба-ми.
Учитель: Сколько слогов в этом слове?
Дети: Три слога.
Учитель: Составьте слово (ученик у доски)
Дети: Выполнение задания.
Учитель: Прочитайте слово с ударением.
Дети: Зу-ба-ми.
XIII. Чтение слогов (на доске)
зазозе зу зи зы
XIV. Чтение слов
заяц – зайцы волк
– волки
зуб – зубы глаз
– глаза
земля – земли
XV. Игра со словами
Учитель: Составьте из одного слова – несколько.
ЗДОРОВЬЕ (зов, ров, вор, воз, вред, вздор, здоров)
Учитель: Что обозначает каждое слово?
XVI. Обобщение
Учитель: С какими звуками познакомились?
Дети: Познакомились с согласными звуками з-з?
Учитель: Какой буквой они обозначаются?
Дети: З-з.
Учитель: Слепите эту букву из пластилина.
(Выполнение задания).