Урок обучения грамоте в 1-м классе по учебнику В.Г. Горецкого по теме "Русская азбука"

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [з] – [з?]. Буквы «З, з».

Цели:

  • Познакомить учащихся со звуками [з] – [з?], буквами «З, з».
  • Формировать представления о животных леса.

Оборудование:

  • У учителя – предметные картинки, кубики с буквами.
  • У учащихся – кубики с буквами, тетрадь для калькирования.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Я прошу Вас не лениться
Не зевать и учение не считать за мучение.

II. Постановка темы и целей урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем много интересного, познакомимся с новыми звуками, какими буквами они обозначаются, а на следующем уроке будем учиться читать слоги и слова с этими буквами.

III. Фонетическая разминка

Учитель: В начале урока выполним зарядку для губ и язычка. Скажите, что просит сказать врач, когда осматривает горло.
Дети: А-а-а.
Учитель: А какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Звук гласный.
Учитель: А какой буквой обозначается этот звук? Покажите кубик с этой буквой.
(Дети показывают кубик.)
Учитель: Как рычит собака?
Дети: Р-р-р.
Учитель: А какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Звук согласный.
Учитель: Какой буквой обозначается этот звук?
Дети: Буквой «Р» Покажите кубик с этой буквой.
(Дети показывают кубик.)
Учитель: Как пыхтит каша?
Дети: П-п-п.
Учитель: Как жужжит шмель?
Дети: Ж-ж-ж.

IV. Новая тема

Учитель: Как поют комарики?
Дети: З'-з'-з'.
Учитель: Какой это звук? Дайте характеристику.
Дети: Этот звук согласный, звонкий и мягкий.
Учитель: Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?
Дети: З-з-з.
Учитель: Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Этот звук согласный, звонкий, твердый.
Учитель: Эти звуки обозначаются буквой – «З, з». Покажите кубик с буквой «З».
Дети: ( Показывают кубик с буквой.)
Учитель: А теперь очень внимательно послушайте стихотворение:

По лесам и по горам
Буквы едут в гости к нам.
На жирафе едет Ж,
У на узеньком уже.
Сквозь лесные дебри
Скачет З на зебре.
Едет А в автомобиле,
Б на бегемоте,
В на вертолете.

Учитель: На ком ехала буква «З»?
Дети: Буква «З» ехала на зебре.
Учитель: Пофантазируйте, на что похожа эта буква?
Дети: Эта буква похожа на стружку, крендель, два полуовала разной величины.
Учитель: Составьте эту букву из полуовалов. Обведите пальчиком, начиная с верхнего полуовала.
Дети: (Выполнение задания.)
Учитель: На что еще похожа эта буква?
Дети: На замочек.
Учитель:

«З» – не просто завитушка
«З» – замочек, крендель, стружка.

(Дети хором повторяют стихотворение.)
Учитель: Напечатайте букву через кальку по контуру в тетради для калькирования. Заштрихуйте или дорисуйте замочек.
(Дети выполняют задание.)

V. Чтение слогов-слияния

Учитель: Сейчас прочитаем слоги-слияния с этой буквой.

За          зо          зу          зе          зи

Учитель: В каком слиянии согласный звук читается мягко? Почему?
Дети: В слогах – зе и зи гласные звуки е, и дают мягкость согласному звуку.

VI. Работа в тетради для калькирования

Учителем рассказывается сказка с последующим выполнением заданий.

Учитель: Теперь мы отправляемся на лесную поляну. Нарисуйте поляну и дерево, которое находится на поляне.

Выполнение задания под музыкальное сопровождение (щебетание птиц).

Учитель: Послушайте загадки, и вы узнаете, кто еще есть на поляне:

1. Кто любит морковку и прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
И удирает без оглядки.

2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Шуба для зимы другого цвета.

Дети: Заяц.
Учитель: Да. На лесной поляне появился заяц. Что узнали о зайце из загадок? (На доске появляется рисунок зайца)
Дети: У зайца шуба летом – серая, зимой – белая .Он любит морковку. Умеет прыгать, бегать без оглядки.
Учитель: Заштрихуйте зайчика.

VII. Дополнительные сведения о лесном жителе

Учитель: Летом зайчик серый. К зиме зайцы линяют. Новая шерсть вырастает густая и теплая. У зайца много врагов (волк, лиса, собака, филин). Выручают его из беды нос, неприметная шуба, быстрые ноги и конечно длинные уши, которыми он слышит самый слабый шорох и определяет далеко или близко опасность, и в какой стороне.

VIII. Работа с кубиками

Учитель: Давайте произнесем слово заяц по слогам.
Дети: За-яц.
Учитель: Какой первый слог?
Дети: За.
Учитель: Какой второй слог?
Дети: Яц.
Учитель: Как слышим первый звук в этом слове, твердо или мягко?
Дети: Первый звук слышится твердо.
Учитель: Составьте слово из кубиков, прочитайте получившееся слово.
Дети: За-яц.

IX. Работа над словом

Учитель: Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Что нашел заяц?
Дети: Зонт.
Учитель: Произнесите это слово по слогам. (На доске появляется рисунок зонтика)
Дети: Зонт.
Учитель: Сколько слогов и почему?
Дети: В этом слове один слог, потому что одна гласная.
Учитель: Какой первый звук?
Дети: Первый звук [З]
Учитель: Этот звук согласный или гласный?
Дети: Согласный.
Учитель: Звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Учитель: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Учитель: Какой буквой обозначается?
Дети: Буквой З
Учитель: Покажите кубик с этой буквой.
Дети: Показывают кубик.
Учитель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: Звук [О]
Учитель: Гласный или согласный?
Дети: Гласный.
Учитель: Ударный или безударный и почему?
Дети: Ударный, потому что одна гласная в этом слове.
Учитель: Какой буквой обозначается, покажите кубик с этой буквой.
Дети: Показывают кубик с буквой О.
Учитель: Какой третий звук?
Дети: Звук [Н].
Учитель: Гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Учитель: Звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Учитель: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Учитель: Какой буквой обозначается? Покажите кубик с буквой.
(Дети показывают кубик с буквой Н.)
Учитель: Какой четвертый звук в этом слове?
Дети: Звук [Т].
Учитель: Какой это звук гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Учитель: Звонкий или глухой?
Дети: Глухой.
Учитель: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Учитель: Какой буквой обозначается, покажите на кубике.
(Дети показывают кубик.)
Учитель: Прочитайте это слово.
Дети: Зонт.

X. Работа в тетради для калькирования

Учитель: Нарисуйте зонтик.
(Дети рисуют зонтик).
Учитель: Вдруг зайчик видит из кустов, на него волк смотрит. Кого испугался заяц? (На доске появляется рисунок волка).
Дети: Заяц испугался волка.
Учитель: Обведите по контуру волка.
Дети: (Обводят волка и слушают сведения о лесном жителе).

XI. Дополнительные сведения о лесном жителе

Учитель: Волк лесной житель. Волки ведут бродячую жизнь, выходят на поиски добычи по ночам. Днем они прячутся в зарослях кустарников и по оврагам. Охотятся на оленей, лосей, коров, куропаток и зайцев. Волки охотятся стаей. Обычно волк съедает 2,5 кг. мяса, но при удачной охоте может съесть и 10 кг. Остатки пищи волк прячет в укромное место, чтобы потом доесть, зимой зарывает в снег.
Учитель: Убегать поздно – подумал заяц. Сяду-ка я на пенек под зонтик, может быть волк меня за гриб примет.
Учитель: На что съел заяц? (На доске появляется рисунок пенька)
Дети: На пенек.
Учитель: Нарисуйте пенек.
(Дети рисуют пенек).
Учитель: Сидит зайчик на пеньке под зонтиком, не двигается, глаза закрыл от страха.
Учитель: Что закрыл заяц от страха?
Дети: Глаза.
Учитель: Давайте произнесем по слогам.
Дети: Гла-за.
Учитель: Сколько слогов?
Дети: Два.
Учитель: Какой первый слог?
Дети: Гла.
Учитель: Какой второй слог?
Дети: За.
Учитель: Как слышим согласный звук во втором слоге, твердо или мягко?
Дети: Твердо.
Учитель: Составьте слово из кубиков (ученик у доски).
Учитель: Как определить ударение в слове?
Дети: Позвать это слово.
Учитель: Давайте прочитаем с ударением.
Дети: Гла-за.
(На доске появляется рисунок зайца).
Учитель: Почему бежит волк?
Дети: Волк бежит по земле.
Учитель: Давайте произнесем по слогам слово земля.
Дети: Зем-ля.
Учитель: Какой первый звук слышится в этом слове?
Дети: Звук [З?]
Учитель: Почему?
Дети: Гласная е дает мягкость согласному звуку.
Учитель: Составьте слово из кубиков (ученик у доски). Давайте прочитаем это слово.
Дети: Земля.

XII. Физкультминутка

Учитель: Заяц летит над лесом и кричит «Зарядкой заниматься надо!»
Учитель: Что такое зарядка?
Дети: Зарядка – это физические упражнения.
Учитель: Давайте сделаем зарядку.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку
Весело шагать.
Руки поднимать
Приседать и вставать
Прыгать и скакать.

Учитель: Волк видит не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил зонтик и встал на пенек. Стоит и ждет, когда взлетит, как заяц. Так до самого вечера и простоял. Рассердился волк и закричал: «Не летающий зонт продали». И разорвал зонт зубами.
Учитель: Чем волк разорвал зонт?
Дети: Волк разорвал зонт зубами.
Учитель: Как слышим первый звук в этом слове твердо или мягко?
Дети: Первый звук слышится твердо.
Учитель: Давайте произнесем по слогам.
Дети: Зу-ба-ми.
Учитель: Сколько слогов в этом слове?
Дети: Три слога.
Учитель: Составьте слово (ученик у доски)
Дети: Выполнение задания.
Учитель: Прочитайте слово с ударением.
Дети: Зу-ба-ми.

XIII. Чтение слогов (на доске)

зазозе зу зи зы

XIV. Чтение слов

заяц – зайцы          волк – волки
зуб – зубы              глаз – глаза
земля – земли

XV. Игра со словами

Учитель: Составьте из одного слова – несколько.

ЗДОРОВЬЕ (зов, ров, вор, воз, вред, вздор, здоров)

Учитель: Что обозначает каждое слово?

XVI. Обобщение

Учитель: С какими звуками познакомились?
Дети: Познакомились с согласными звуками з-з?
Учитель: Какой буквой они обозначаются?
Дети: З-з.
Учитель: Слепите эту букву из пластилина.

(Выполнение задания).