Цели:
- расширить представление детей об арбузе;
- познакомить учащихся с полезными свойствами этого продукта;
- развивать творческие и познавательные способности детей.
Задачи:
- способствовать развитию желания больше узнавать об окружающем нас мире;
- развивать кругозор;
- способствовать обогащению словарного запаса учащегося;
- воспитывать умение находиться в коллективе.
Оформление:
- плакат «Арбузный банкет»;
- рисунок «Веселый арбуз»;
- фотовыставка с изображением арбузов;
- стенгазеты (дом. задание команд);
- воздушные шары (зеленые и красные);
- конверты с заданиями для команд;
- платки, фартуки, полотенца
- 3 чашки;
- семечки (арбузные, тыквенные);
- арбузы;
- наряд для узбека.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте, дети, дорогие гости! Мы рады видеть Вас на нашем празднике! Сегодня речь пойдет об…
(Загадка)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Дети: Осень.
Ведущий:
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.И, арбуз, увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
– Здравствуй, осени пора!
(Появляется узбек)
Узбек:
Я – Батый-оглы и бек,
Замечательный узбек!
Я король для всех арбузов,
К вам приехал я сюда,
Чтоб у местных карапузов
Была вкусная еда!
Ведущий: Дорогой Бек! Как хорошо, что вы приехали и зашли к нам на банкет.
Узбек: А что такое банкет?
Ведущий: Банкет – это пир, стол, званый обед, ужин, то есть застолье, во время, которого отмечают какой-то праздник или чей-то юбилей.
Узбек: Так, понятно кого мы здесь будем чествовать?
Ведущий: А чествовать будем…
Узбек: Сейчас узнаете.
(Загадка)
Кафтан на нем зеленый,
А сердце – как кумач;
На вкус, как сахар, сладок.
На вид – похож на мяч.
Ведущий: Да, сегодня мы будем говорить об арбузе.
Ведущий: Арбуз – что это фрукт, овощ? Арбуз – это ягода!
(Выносим на блюде арбуз – круг почета, приветствуем «юбиляра» аплодисментами.)
Узбек: Я их узнал, это мои сборщики арбузов. Они очень много знают об арбузе.
Ведущий: Батый-оглы пусть они ребятам расскажут все, что знают.
1. Арбуз, как и любое другое растение, имеет свое название на латинском языке. Звучит оно так – Citrullus lanatus (от латинских слов citrus – цитрусовое дерево; lana – шерсть). Это однолетнее стелющееся растение из семейства тыквенных, как и дыни, тыквы, огурцы.
2. Данные о «первом урожае» арбузов запечатлены еще в иероглифах Древнего Египта почти 5000 лет назад. Обнаружено, что плоды арбуза часто помещали в могилы фараонов как хлеб насущный для загробной жизни. Согласно египетским мифам, арбуз «посеял» бог пустыни и грозы Сет, олицетворявший злое начало.
3. К десятому столетию нашей эры арбуз выращивался в Китае, который на сегодняшний день является ведущим производителем этого продукта. В Европу чудо-ягоду привезли мавританские захватчики к тринадцатому столетию, а в английском словаре слово «арбуз» появилось в 1615 году.
4. В Россию же арбуз был завезен в VIII–X веках из Индии во время оживленной торговли с Киевской Русью. На юге России были посеяны арбузы по царскому указу (от 11 ноября 1660 года), причем предписывалось: как, только диковинные овощи поспеют, немедленно доставить их в Москву.
5. При Петре I арбузы уже не ввозили из-за границы. Их часто подавали во дворцах. Но опять-таки не свежими, а вымоченными в сахарном сиропе.
6. Сейчас существует 7 видов арбузов, самые маленькие из них не больше апельсина, бывают арбузы с желтой мякотью. Самый большой арбуз в мире весит 120 кг. Оказывается, некоторые убежденные вегетарианцы отказываются, есть арбузы, так как их красная мякоть напоминает мясо.
7. Арбуз часто используется не только в свежем виде, но и в напитках и салатах. Арбузные корки также съедобны и иногда используются как овощ. В Китае их жарят, тушат, а еще чаще маринуют. А еще в Китае арбузные семечки составляют конкуренцию подсолнечным, их продают поджаренными и обваленными в приправах. В Западной Африке из них выдавливают масло.
8. Известно, что на 90% арбуз состоит из воды. В арбузе содержится много полезных веществ: сахара (фруктоза), витамины B1, B2, никотиновая кислота, аскорбиновая кислота (витамин С) и др. Благодаря своему уникальному составу арбуз может использоваться в качестве лечебного средства. Так, врачи рекомендуют включать побольше арбузов в меню страдающих заболеваниями печени и почек, атеросклерозом, гипертонией, нарушениями в работе кишечника, в целях похудания. Правда, при употреблении арбуза тоже надо знать меру, чтобы случайно «не перегрузить» почки.
Узбек: А еще хочу рассказать Вам, что в
этом сезоне Россию заполонили "длинные"
арбузы торпедообразной формы. Особо
беспринципные торгаши сватают их покупателям
под именем "ардыни" – якобы гибрида арбуза с
дыней, конечно же, "сладкой как мед".
На самом деле этот сорт арбуза – кормовая
скороспелка, и вкусовые ее качества оставляют
желать много лучшего. Есть эти "торпеды" –
все равно, что варить борщ из кормовой свеклы, к
тому же содержание в них нитратов зашкаливает за
все мыслимые нормы.
А в Японии в этом году стали выращивать
квадратные арбузы, чтобы удобно было хранить их в
холодильнике. В дальнейшем они хотят так же,
выращивать цукини.
Узбек:
Я великий бай-узбек
Я – арбузный человек!
Если все вы постараетесь
И сейчас посостязаетесь
То получите в дар арбуз
Замечательный на вкус.
Ведущий:
Арбуз коркою сверкает,
Эта корка защищает
Мякоть, семечки внутри
От зари и до зари!
Ведущий:
Пусть же дружба, словно корка,
Охраняет всех нас зорко!
От несчастий и напастей.
Что ж, пора бы за турнир,
А потом устроим пир!
Турнир:
1. «Составь пословицу»
В конверте набор слов: «Чем больше в арбузе частей, тем больше хороших друзей!»
2. «Семечки»
Участвуют по 2 человека из каждой команды. На полу разбросаны арбузные семечки. Кто больше соберет?
3. «Вообразилия»
Задание – изобразить человека, который объелся. Выходят по 1 человеку из каждой команды, показывают портрет одновременно (за шторками).
4. «Запоминалкино»
Кто больше запомнит слов из стихотворения.
* * *
Осень шагает в желтом пальтишке,
С кедров сшибает бурые шишки.
Трах – на опушку, бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку падают шишки.
Ходит зайчишка весь в синяках,
Как после стрижки шерсть на боках.
5. Домашнее задание
Частушки об арбузе, об урожае.
6. «Накорми друга»
Участвуют по 2 участника из каждой команды.
7. «Ловкий арбуз»
В 3 чашки с водой поместили 3 дольки арбуза. Задача участника – достать ломтики арбуза ртом, без рук.
8. Конкурс стенгазет
Подведение итогов. Вручение грамот.
– Ну, а теперь и пир!
В конце банкета:
– Кто сегодня съел больше 3 (4, 5, 6) кусков арбуза?
– Кто не наелся арбузов?
Если есть такие, то их вызывают к доске и предлагают съесть еще по куску арбуза.