Объяснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сабинского района Республики Татарстан
Шеморданский лицей. Данная программа рассчитана
на 18 учебных часов,
для классов изучающих историю на профильном
уровне.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с выдающимися людьми России. Происходит формирование социально-личностных компетенций. Под компетенциями понимаются способности личности, ее знания, умения, опыт.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемной, эвристической характер их рассмотрения);
- создание открытых, проблемных ситуаций, познавательных ситуаций;
- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой работы учащихся;
- в ходе изучения материала актуализируется ранее изученный материал.
Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
- доступность для учащихся средней школы;
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;
- инвариантность содержания – программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков;
- содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими персоналиями, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;
- систематичность программы обеспечивается логикой развертывания содержания программы;
- реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.
Предполагаемые результаты
Предлагаемый учебный курс должен помочь
учащимся усвоить исторические факты, события,
явления, ключевые понятия, связанные с
историческими персоналиями.
Курс позволяет познакомиться с биографиями
ведущих деятелей культуры, политических,
общественных, государственных деятелей России,
их ролью в победах России.
Курс дает возможность успешной подготовки к
сдаче ЕГЭ. Содержание программы дает прекрасную
возможность воспитания чувства патриотизма и
гордости за свою Родину.
Итогом курса является защита
проектно-исследовательских работ, темы которых
определяются в начале курса.
Содержание программы
Тема 1. «Великие государи» (4 часа)
Святослав – «Александр Македонский Восточной
Европы»
Владимир «Красное Солнышко» – крещение Руси.
Борис и Глеб – первые русские святые.
Ярослав Мудрый – «Русская Правда».
Владимир Мономах – крестовый поход в степь.
Владимиро-Суздальские князья: Юрий Долгорукий,
Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
Александр Невский,
Иван Калита,
Иван III,
Иван Грозный,
Петр I.
Тема 2. «Зарождение и расцвет русской культуры» (4 часа)
Летописи: «Повесть временных лет»
Литература: Митрополит Иларион «Слово о законе и
благодати», «Слово о полку Игореве», «Поучение
детям» Владимира Мономаха, «Домострой», XVII век –
обмирщение культуры. Академия наук в Петербурге,
Московский университет. М.В.Ломоносов.
Великие живописцы и зодчие. Русский театр.
Тема 3. «Великие победы. Воины-спасители Отечества» (4 часа)
Невская битва. Ледовое побоище. Куликовская
битва. Северная война. Полтава. Смутное время.
Русско-турецкие войны XVIII века.
Александр Невский. Дмитрий Донской. Иван Сусанин,
Д.Пожарский, К.Минин.
Великие полководцы и флотоводцы XVIII века.
Тема 4. «Русские женщины, великие россиянки» (4 часа)
Княгиня Ольга. Софья Алексеевна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Екатерина Дашкова.
Защита проектных работ (2 часа)
Учебно-тематический план
№ урока |
Тема урока |
Тип, урока, методы проведения. |
Цели и задачи |
Планируемые навыки и умения |
Виды контроля и обратной связи, формы организации учебной деятельности |
Задание на дом |
1 | Правление Святослава, Русь во времена Владимира Святославовича, Борис и Глеб – первые русские святые. | Урок-исследование | Рассмотреть процесс становления Древнерусского государства, систему управления, внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Значение принятия христианства. | Умение работать с источником. | Исследование и анализ отрывков «Повести временных лет» | Подготовить сообщения о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. |
2 | Правление Ярослава Мудрого, Владимир Мономах – великий князь | Лекция с элементами беседы. | Рассмотреть расцвет Древнерусского государства. Личности Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. | Умения готовить выступления и выступать перед аудиторией. | Прослушивание и обсуждение выступлений. | Подготовить биографии Владимиро-Суздальских князей и личности князя Александра Ярославовича. |
3 | Владимиро-Суздальские князья, Александр Невский. | Семинар – «круглый стол». | Обсудить внутреннюю и внешнюю политику Владимиро-Суздальских князей, деятельность и победы Александра Невского. | Умение вести дискуссию | Беседа дискуссия. | Сделать письменное обобщение урока. |
4 | От Ивана Калиты до Петра I | Урок-исследование | Исследовать этапы становления и расцвета Российского государства. | Умение систематизировать материал. | Сравнительная таблица. | Закончить таблицу. |
5 | Путешествие по древней библиотеке-летописи. | Путешествие по летописям. | Рассмотреть историю создания, содержание, значение древних летописей и поучений(«Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение детям», «Слово о полку Игореве», », «Домострой».) «Задонщина | Умение анализировать исторический источник | Анализ источников. | Эссе «Древние летописи-источники мудрых мыслей и афоризмов». |
6 | XVII век – обмирщение культуры | Урок-лекция | Выделить особенности развития отечественной культуры в XVIIвеке по сравнению с предшествующим периодом, познакомить с достижениями культуры данной эпохи. | Умение выделять тезисы. | Оформление тезисов темы урока. | Подготовить доклады о М.В.Ломоносове. |
7 | Наука XVIII века. М.В.Ломоносов. | Лекция с.элементами беседы, выступления учащихся | Рассмотреть развитие науки в XVIII веке, первые высшие учебные заведения. Роль М.В.Ломоносова в развитии отечественной науки. | Умение обобщать, делать выводы. | Сделать выводы по теме урока. | Подготовить слайды к теме следующего урока. |
8 | Великие живописцы и зодчие. Русский театр. | Просмотр слайдов с комментариями. | Рассмотреть деятельность великих живописцев и зодчих XVIII века, становление русского театра. | Умение создавать и комментировать слайды по культуре. | Обсуждение содержания слайдов, доработки. | Исправить замечания к слайдам. |
9 | От Невской победы до Куликовской битвы. Александр Невский, Дмитрий Донской. | Урок-исследование. | Исследовать предпосылки, итог, значение побед А.Невского, Д.Донского. | Умение работы с источниками. | Сделать письменные обобщения материала урока. | Подготовить материалы о Северной войне и соратниках Петра I |
10 | Победы Петра. «Птенцы гнезда Петрова» | Семинар | Обсудить значение побед Петра и роль в них его соратников. | Умение рассуждать. | Сделать хронологическую таблицу по теме урока. | Закончить таблицу. |
11 | Смутное время. Д.Пожарский. К.Минин. | Лекция | Выяснить причины, рассмотреть ход и итоги Смуты. Личности Д.Пожарского, К.Минина. | Умение обобщать, делать выводы. | Подвести итоги смуты (письменно). | Подготовить сообщения о полководцах и флотоводцах XVIII века |
12 | Русско-турецкие войны XVIII века. Великие полководцы и флотоводцы. | Самостоятельное изучение материала | Рассмотреть причины, ход, итоги войн, обсудить роль полководцев и флотоводцев в победах. | Умение делать выводы. | Сделать сравнительную таблицу по теме урока. | Готовиться к защите проектных работ |
13 | Древняя Русь. Княгиня Ольга. | Урок-исследование | Исследовать Русь эпохи княгини Ольги. | Умение делать выводы по теме. | Написать характеристику княгини Ольги. | Готовиться к защите проектных работ. |
14 | Правление Софьи Алексеевны. | Урок-путешествие | Рассмотреть предпетровскую Русь через деятельность Софьи Алексеевны. | Умение выступать перед аудиторией. | Составить рассказ для гида по данной эпохе. | Готовиться к защите проектных работ, подготовиться к семинару. |
15 | Елизавета Петровна –наследница Петра. | Семинар | Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Елизаветы Петровны, дать ее оценку как личности в истории. | Умение оценивать исторические события. | Тестирование | Готовиться к защите проектных работ |
16 | Екатерина Великая .Екатерина Дашкова. | Пресс-конференция. | Рассмотреть и охарактеризовать личность и деятельность Екатерины Великой и ее знаменитых современниц. | Умение брать интервью и писать заметки. | Написать заметку о Екатерине Великой. | Готовиться к защите проектных работ |
17 | Защита проектных работ. | Выступать перед аудиторией, защищать свое мнение. | ||||
18 | Защита проектных работ. | Выступать перед аудиторией, отстаивать свое мнение. |
Литература:
1. В. И. Буганов, А.И.Сахаров. История России
М., Просвещение, 2000 г.
2. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси:
Исторические портреты. М.,1990.
3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.
СПб.,1993.
4. Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VII–XV
вв. Мирос.1995.
5. Балязин В.Н. Неофициальная история России.
М., ОЛМА Медиа-Групп, 2008.
6. «Русика», 2003 г. Энциклопедический справочник
школьника. «История России». М.,1997.
Примерные темы проектных работ:
1. Путешествие по Древней библиотеке.
2. Первые русские святые – Борис и Глеб.
3. Святослав – «Александр Македонский Восточной
Европы».
4. Юрий Долгорукий – основатель Москвы.
5. Преподобный Сергий Радонежский.
6. Возникновение государства Российского.
7. Иван Грозный и его соратники.
8. Симеон Полоцкий.
9. «Птенцы гнезда Петрова».
10. Петербург – северная столица.
11. Архитектура Санкт–Петербурга.