Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки – ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления.
Вычислительная культура формируется у
учащихся на всех этапах изучения курса
математики, но основа ее закладывается в первые
5-6 лет обучения. В этот период школьники
обучаются именно умению осознанно использовать
законы математических действий (сложение,
вычитание, умножение, деление, возведение в
степень). В последующие годы полученные умения и
навыки совершенствуются и закрепляются в
процессе изучения математики, физики, химия и
других предметов.
Вычислительные навыки и умения можно считать
сформированными только в том случае, если
учащиеся умеют с достаточной беглостью
выполнять математические действия с
натуральными числами, десятичными и
обыкновенными дробями, рациональными числами, а
также производить тождественные преобразования
различных числовых выражений и приближенные
вычисления.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.
Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и его особенности.
Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы. Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
Для формирования у школьников прочных вычислительных навыков учителя нашей школы используют различные методические приемы и формы, такие как, например, устный счет, конкурс «Смекалка», игры «Математическое домино», «Звездный час», математический графический диктант и многие другие. Освоение приемов устного счета способствует развитию памяти школьников и повышению математической культуры мышления. Устные упражнения на уроках и внеклассная работа развивают активность учащихся. При небольшой затрате времени учитель получает более полное представление об усвоении учащимися различных разделов математики. Многолетний опыт позволяет утверждать, что различные формы и методы работы по совершенствованию вычислительной культуры учащихся применимы не только при выработке вычислительных навыков, но и при контроле за формированием многих общих учебных навыков по разным предметам.