Пояснительная записка
Язык отражает особенности жизни людей. Изучая
многообразие планов выражения, можно многое
понять и узнать о культуре стран изучаемого
языка. Сегодня, говоря о том, что целью обучения
является общение на иностранном языке,
подразумевается не просто диалог на уровне
индивидуумов, но готовность и способность к
ведению диалога культур. Это подводит нас,
преподавателей иностранного языка, к
необходимости формирования социокультурной
компетенции, которая является основным
инструментом воспитания
международно-ориентированной личности,
осознающей взаимосвязь и целостность мира,
необходимость межкультурного сотрудничества в
решении важных проблем человечества.
Необходимость и актуальность курса определяется
вышеназванными проблемами и потребностями
учащихся, выявленными в ходе анкетирования.
Курс «Британия и британцы» направлен на
углубление и расширение тем базовой программы
предмета «Иностранный язык» и имеет целью
предоставить ученику возможность реализовать
свой интерес к предмету, утвердиться в сделанном
выборе, а также помочь при подготовке к экзамену
по английскому языку.
Элективный курс «Британия и британцы» имеет
следующие развивающие и воспитательные цели:
- Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
- Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство общения и образования в области лингвострановедения.
- Расширение кругозора и эрудиции.
- Развитие навыков познавательных интересов и исследовательской работы.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- Обучить лексическим единицам в соответствии с отобранными темами.
- Развивать навыки оперирования лексическими единицами в коммуникативных целях.
- Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
- в области говорения – обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проводить презентации;
- в области письма – обучать выделять ключевую информацию, делать выписки (тезисы), кратко излагать или расширять текст уметь написать поздравительную открытку;
- в области аудирования – совершенствовать умение воспринимать на слух аутентичные тексты с пониманием общей идеи и детальным пониманием;
- в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с извлечением полной или детальной информации.
В результате прохождения курсов учащиеся
- овладеют лексическими единицами в соответствии с тематикой курса;
- научатся пользоваться разговорными клише адекватно ситуации общения;
- смогут выполнять групповые и индивидуальные задания и выступать с отчетами по ним;
- научатся кратко излагать письменно или устно предложенную информацию;
- смогут работать со справочными материалами на английском и русском языках;
- могут воспользоваться сайтами сети Интернет при работе над проектами;
- научатся готовить презентации на английском языке.
Структура и организация курса
Курс рассчитан на 26 часов и состоит из 6 блоков
по 4 урока каждый.
На итоговые занятия отводится 2 часа.
В основе курса лежат следующие методические
принципы:
- Интеграция основных речевых умений и навыков.
- Последовательное развитие основных умений и навыков.
- Коммуникативная направленность заданий.
- Контекстуальное введение лексики.
- Применение полученных знаний в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
- Соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка
приобретенных умений и навыков проводится по
окончании всего курса. Возможен промежуточный
контроль на каждом последнем занятии блока.
Учащимся могут быть предложены следующие темы
рефератов и проектов:
Темы рефератов
- How Does the Geographical Position Influence the People’s Lives?
- An Englishman’s Home Is His Castle.
- Land of Traditions.
Темы проектов
- Welcome to Britain!
- East or West, Home is Best
- Those Mystifying British People
Целесообразно познакомить учащихся с темами рефератов и проектов на первом уроке, чтобы они могли накапливать материал постепенно. Учащиеся сами выбирают формы представления проектов и защиты рефератов. Роль учителя заключается в организации обсуждения содержания и формы представляемой работы, а также роли каждого учащегося в групповой или индивидуальной работе. Образовательный продукт может быть представлен также в форме диалога (полилога), ролевой игры, презентации, слайд-шоу, постера, рекламы, афиши, личного или делового письма, поздравительной открытки, тезисов лекций, таблиц, etc.
Содержание элективного курса
Блок | Урок | Тема урока | Форма урока | Кол-во часов |
1 | 1 2 3 4 |
Британский характер Британский характер Манеры Манеры |
Лекция Фронтальная беседа Лекция Диалог – обмен мнениями |
1 1 1 1 |
2 | 5 6 7 8 |
Дом англичанина Дом англичанина Британская семья Британская семья |
Видеоурок Работа с видеоматериалом Дискуссия Ролевая игра «Социологический опрос» |
1 1 1 1 |
3 | 9 10 11 12 |
Магазины и покупки Лучшие магазины Лондона Британская кухня Кафе, пабы и рестораны |
Лекция Видеоурок Лекция Диалог-расспрос |
1 1 1 1 |
4 | 13 14 15 16 |
Развлечения Кино Театр Шекспира Театры Лондона |
Лекция Видеоурок Урок чтения Беседа, викторина «Знаете ли вы?» |
1 1 1 1 |
5 | 17 18 19 20 |
Свободное время Хобби Британцы и спорт Национальные виды спорта |
Урок чтения Диалог – обмен мнениями Видеоурок Видеоурок |
1 1 1 1 |
6 | 21 22 23 |
Праздники в Британии Рождество Поздравление с праздником |
Конкурс знатоков Ролевая игра « Рождество в кругу семьи» Пишем открытки Видеоурок |
1 1 |
25-26 | Итоговые занятия | Защита рефератов и проектов. Презентации учащихся | 2 |
Список используемой литературы:
- Грачева М.Л., Лытаева М.А., Щепилова А.В. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Английский язык в школе. №3. 2003.
- Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика // Английский язык в школе. №2. 2007.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2005.
- Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях федерального государственного стандарта образования» // Иностранные языки в школе. №5. 2004.
- Тенсон И.А. и Войтова Г.А. Habits and Ways in Great Britain and the United States.– М.: Международные отношения, 1978.
- Томахин Г.Д. Дом англичанина – его крепость. – М.: Просвещение, 2002.
- Томахин Г.Д. Будни и отдых британцев. – М.: Просвещение, 2002.
- Видеокурс «Английский язык для повседневного общения». – Издательство «Титул», 2007.