Цели:
- рассмотреть некоторые способы решения задач с помощью уравнений;
- развивать навыки составления уравнений, вычислительные навыки;
- воспитывать творческую активность при решении задач;
- расширение общего кругозора.
Межпредметные связи: литература (А. Барто)
Оборудование: книжки-малышки, доклад о биографии А.Барто.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Скажите, а можно ли связать литературу и
математику? Как, приведите примеры?
Сегодня мы узнаем, как ещё связаны эти два
школьных предмета.
II. Актуализация опорных знаний
Скоро 10 лет Серёже.
Диме нет ещё шести, –
Дима всё никак не может
До Серёжи дорасти.
Бедный Дима, он моложе!
На сколько лет? Ты дай ответ. (9 – 5 = 4 или 10 – 6 = 4)Больших лепешек 10 штук –
Испекла мне мать.
Я утром встал и съел одну,
А сколько осталось лежать? (10 – 1 = 9)Какое стадо обслужить ребятам надо?
Индюшат (их 240)
Водит Катя на пригорок.
Машет прутиком Илья –
8 уток, один – я,
Куда утки, туда я.
Что-то громко чересчур
Раскричались курицы!
380 кур вдруг как развоюются!
А на речке уток 200
Как закрякают все вместе! (240 + 8 + 380 + 200 = 828)600 гусей на 30
Помножить я не мог.
И просьба к вам, ребята,
Ну, кто бы мне помог? (600 * 30 = 18000)
– Все эти стихотворения написала детская поэтесса. А вот имя её мы узнаем, после того как решим следующие задачи.
III. Решение задач
Учитель достает книжки-малышки на которых записаны задачи. Сначала учитель зачитывает стишок, а потом предлагает решить задачу, которую можно составить в соответствии со стихом. Все задачи решаются с помощью уравнений (от более простых – к сложным).
Задача 1. «Бычок» (Приложение)
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Длина доски 240 см. Один шаг бычка составляет 30 см. Вычислите сколько шагов надо сделать бычку, чтобы не упасть. Длина самого бычка составляет 60 см.(30х = 240 – 60).
Задача 2. «Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Успеет ли девочка пришить мишке лапу до возвращения мамы, если за минуту девочка делает 5 стежков и ей надо прошить 20 см. На 1 см помещается 3 стежка. А мама возвращается через 9 минут. (5х = 20 * 3).
Задача 3. «Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
Грузовик едет со скоростью 25 см/с. Сколько потребуется времени, чтобы доехать до кресла, находящегося на расстоянии 2 метров. (2м = 200 см, 25х = 200).
Задача 4. «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Сколько времени понадобится Тане, чтобы достать из реки мяч? Если он отскочил от причала на 15 см, при этом река течет со скоростью 5 метров в минуту. Рука Тани вытягивается на 50 см. (15 + 5х = 50).
Задача 5. «Встреча»
Я шел по улице пешком
И повстречался со щенком.
И неизвестно почему
Я вдруг понравился ему.
И, несмотря на летний зной,
Щенок всё время шел за мной.Дошли мы вместе до ворот,
И вдруг щенок пошел вперед.
Я закричал, позвал щенка, –
Он зарычал издалека.
Он не хотел со мной идти,
Нам просто было по пути.
Сколько времени шел мальчик и щенок вместе. Если мальчик шел со скоростью 5 м/мин, а щенок со скоростью 3м/мин. При этом щенок отставал на 18 метров от мальчика. Сколько метров при этом они прошли вместе. (3х + 18 = 5х).
Сегодня на уроке мы использовали стихи детского писателя Агнии Барто и задачи, составленные по ее стихам. А что вы знаете о ней?
IV. Доклад о биографии А. Барто
Родилась 5 февраля (17 н.с.) в Москве в семье
ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее
воспитание, которым руководил отец. Училась в
гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно
занималась в хореографическом училище, куда на
выпускные зачеты приехал А. Луначарский и,
прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать
писать.
В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей –
«Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка». Беседа с
Маяковским о том, как нужна детям принципиально
новая поэзия, какую роль она может сыграть в
воспитании будущего гражданина, окончательно
определила выбор тематики поэзии Барто. Она
регулярно выпускала сборники стихов: «Братишки»
(1928), «Мальчик наоборот»(1934), «Игрушки», (1936),
«Снегирь» (1939).
В 1937 Барто была делегатом Международного
конгресса в защиту культуры, который проходил в
Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм
(заседания конгресса шли в осажденном пылающем
Мадриде). Во время Отечественной войны Барто
часто выступала по радио в Москве и Свердловске,
писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была
корреспондентом «Комсомольской правды» на
Западном фронте.
В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии,
Японии, Англии и других странах.
В 1940-50 выходят новые сборники: «Первоклассница»,
«Звенигород», «Веселые стихи», «Стихи детям». В
эти же годы работает над сценариями детских
кинофильмов «Подкидыш», «Слон и веревочка»,
«Алеша Птицын вырабатывает характер».
В 1958 написала большой цикл сатирических стихов
для детей «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина
внучка» и др.
В 1969 вышла книга прозы «Найти человека», в 1976 –
книга «Записки детского поэта». Умерла А. Барто в
1981 в Москве.
V. Итог урока
– Так можно ли связать математику с
литературой? С помощью чего?
– С каким способом решения задач вы сегодня
познакомились?
VI. Домашнее задание: № 476, № 511 (а, в, г). Составьте задачу по любому произведению. Оформите её на альбомном листе, но решаться задача должна с помощью уравнения.