Открытый урок в 8-м классе по теме "Памятники древнегреческой культуры"

Разделы: МХК и ИЗО


Эпиграф:

Люди смотрят, но не видят…

Леонардо да Винчи.

Прошлое нам нужно для того, чтобы понять вечное.

Лукино Висконти

К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла.

А.Дюрер.

… Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее– то, что каждый хотел бы сказать, но не может.Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь, тем кто стремится вперед, к свету, хочет быть лучше, совершенственнее .Таков истинный смысл искусств…

М.М.Антопольский

Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир, а объясняет его, расширяет и продолжает.

К.Ф.Юон

Цель: дополнить теоретические знания учащихся по теме “Памятники Древнегреческой культуры” образным восприятием материала с помощью действенных форм театральной педагогики, игры, практической работы, повторением полученных знаний, межпредметная связь.

Задача: разбудить творческую активность учащихся через осознание собственной сопричастности событию.

Оборудование: Лавровый венок, фрагменты скульптур, костюмы, маски, жетоны– коронки, картины, карты, слайды, принадлежности и инструменты для работы, подарки, таблицы с фрагментами произведений, музыкальные фрагменты.

Раздаточный материал: карточки с проверочным заданием по архитектуре Древней Греции, карточки для работы с вопросами, карточки для работы с фрагментами статуй, колонн, материал для работы с бумажной пластикой.

Фрагменты статуй:

Статуи – Афина, Афродита, Греческий лучник; Геракл, борющийся со львом; Мальчик, вынимающий занозу; Девушка бегунья; Дельфийский возничий; Участник состязания в беге; Задумавшаяся Афина; Статуя Афины в Парфеноне работы Фидия; Педагог, сопровождающий ребенка в школу; Дискобол – метатель диска; Копьеносец – статуя скульптура Поликлета; Софокл; Демосфен; Крылатая богиня победы Ника – Статуя II века до н.э. Богиня изображена слетевшей на нос корабля, Скульптор передал стремительное движение Ники навстречу ветру и др.

Воспитательная цель: привитие у учащихся доброжелательности, дружелюбия, привитие любви к памятникам, культуре и обычаям, музыке Древней Греции, на этой основе, прививать любовь к памятникам культуры своей стране, своего народа.

Организация: на доске написана тема урока, эпиграф.

На доске таблицы с архитектурой Древней Греции, карта Древней Греции, фрагменты статуй, в классе работы учащихся выставленная бумажная пластика архитектуры Древней Греции. На доске запись двух главных слов по две стороны Архитектура, Скульптура. В центре у доски стол с участниками жюри в количестве 3-х человек. Ведущие учитель и два ученика гида. Полукругом выставлены парты с открытым центральным входом. Освобождая круг в середине класса, по двум сторонам полукруга стоят парты для двух команд группы поддержки. На другой половине класса зрители и участники дополнительных ответов, болельщики двух команд.

Тема. “Памятники Древнегреческой культуры”.

Ребята, сегодня на уроке за каждый правильный ваш ответ будете получать маленькую корону (из цветной клейкой бумаги). Общая сумма коронок и составит вашу оценку за урок. Победитель становится королем или королевой.

Для оценки работ и ответов выбирается 3 человека в жюри из состава учащихся. Два ученика ведущих (гид). Победителя награждают лавровым венком.

Мы знаем, что культура Древних стран зарождалась из традиций народов, обрядов, обычаев народа. Есть ли обряды в современной жизни? Какие? Назовите обряды, в которых вы наверняка принимали участие. Какой самый любимый праздник и самый любимый обряд?. Правильно, встреча Нового года! Давайте попробуем вспомнить этот долгожданный праздник, кто является в нем главным символом. Дед Мороз и Снегурочка, их поздравление, а так же красавица, вечно зеленая и молодая елочка– королева бала. Прошу всех учеников выйти на середину класса.

Дед Мороз и Снегурочка (в костюмах) поздравляют всех учеников с наступающим Новым годом в центре становится ученица в костюме елочки с короной.

Ученики берутся за руки и, идя по кругу, поют новогоднюю песню, водят хоровод. Просят елочке улыбнуться, зажечь свои огни. Зовут Деда Мороза и Снегурочку, они поздравляют детей с новогодним праздником и преподносят детям подарки, угощают конфетами.

Дети рассаживаются по местам.

– А как проходит праздник Нового года в других странах?

– Какие обряды, традиции других стран вам известны?

– Как проходит праздник Нового года в зарубежных странах?

– А как встречают Новый год в Италии?

– Новый год это любимый праздник каждого и к этому празднику готовятся основательно, готовят увеселительные праздничные мероприятия и обязательно готовят праздничные столы со всякими кушаньями– это пироги, первые и вторые блюда, торты и многое другое, но не один стол не обходится без салатов и салат конечно не обходится без оливка или оливкового масла, это уже стало не только традицией, но и обязательным дополнение к столу.

– Давайте угадаем слово, которое состоит из шести букв

о л и в к и

из него вырабатывают масло?

– Какая страна славится выращиванием маслины? Угадай слово, которое состоит из шести букв.

Г р е ц и я

– В какой стране производят оливковое масло?

– Как называется город, который расположен в Южной Греции? Слово состоит из семи слов.

О л и м п и я

– Какой город Древней Греции напоминает съедобное название? Слово состоит из шести букв?

О л ь в и я

– Какая легенда вам известная, которая произошла в Ольвии в отношении со Скифским царем?

В своей книге Геродот рассказывает легенду о скифском царе Скиле и его отношениях с греками в Ольвии. Матерью Скила была гречанка. Она научила сына говорить и писать на ее родном языке. Царствую над скифами, Скил вовсе не любил их образа жизни. Гораздо ближе ему были обычаи греков, и он охотно посещал Ольвию. Всякий раз Скил оставлял свою охрану за крепостной стеной, один входил в город и сразу же требовал закрыть за собой ворота. Затем переодевался: сняв скифские сапожки, кафтан и длинные штаны, Скил облачался в греческую одежду. Она была не сложной.

– Угадайте слово из пяти букв: Как называлась рубаха из легкой ткани без рукавов?

х и т о н

– Как называлась одежда, которую накладывали поверх хитона наподобие плаща? Слово состоит из семи букв.

г и м а т и й

– Как называлась обувь, которую носили греки? Слово состоит из восьми букв.

с а н д а л и и

– Какой головной убор носили греки только за городом для защиты от солнца и дождя, обычно не носившие головной убор? Слово состоит из пяти букв.

ш л я п а

В старину не было швейных фабрик и одежду шили своими руками. Давайте откроем мастерскую дома моделей, где наши мастерицы создадут наброски костюмов. В конкурсе модельеров наш король выберет принцессу.

В конкурсе участвуют две команды: по две девочки и группа поддержки , состоящая из учащихся по 4 человека, остальные учащиеся зрители могут отвечать на дополнительные вопросы. По числу корон определяется победитель или победившая команда. Среди главных участниц конкурса девочек модельеров – победившую король выбирает себе принцессу, надевая ей корону на голову, проведя ее по залу. Остальные участники получают подарки.

Задание: для модельеров– девочек. Нарисуйте древнегреческий костюм, создавая с эскизом древнегреческой прической.

Для группы поддержки: Изобразите эскиз Древнегреческой архитектуры.

– Кому приклонялись греки. Где жили боги? (На горе Олимпия.)

– Кто был главным богом? Какие боги Древней Греции вам известны?

– Какое количество богов насчитывалось в Древней Греции? (15 богов.)

– Кто из богов поделил власть над всем миром?

Боги жили на вершине горы Олимп. Три брата – Зевс, Посейдон, Аид – поделили между собой власть над всем миром.

15 богов – это: Посейдон, Зевс, Аид, Гера, Артемида, Апполон, Афина, Афродита, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес, Арес, Сатиры, Нимфа.

Никто из скифов не догадывался о том, что их царь носит чужеземной наряд. Скил в одиночестве бродил по Ольвии. Вместо степных просторов он видел узкие улочки, ведущие к гавани, торговые склады, кузнечные и гончарные мастерские. Вместо скифских кочевых кибиток – крытые черепицей дома с внутренними двориками. А теперь давайте и мы закроем глаза и отправимся в Древнюю Грецию. Сядем на корабль и отправимся по водным просторам в путешествие по Греции. Сегодня мы поплывем с вами по двум крупным морям, которые расположены на территории Греции – это Средиземное и Черное море.

На доске карта городов, морей и других частей Греции, без названий.

– Какое крупное море располагается на территории Греции проходящее по территории Италии и Греции? Слово состоит из 11 букв.

с р е д и з е м н о е

– Какое крупное море располагается на территории городов Византия, Ольвия, Херсонес, Пантикапей?

ч е р н о е

Можно сказать, что Афины, Спарта располагаются в центре Средиземного моря, теперь поплывем дальше и увидим, что Ольвия, Херсонес, Пантикапей расположены вблизи Черного моря.

– Какое море располагается вблизи Северной Греции, вблизи городов Дельфы, Олимпия, Мессения, Лаконика, Спарта? Слово из 10 букв.

и о н и ч е с к о е

– Какое море расположено близ городов Марафон, Афины, Троя, Милет? Слово из 8 букв.

э г е й с к о е

– Какое море расположено на территории вблизи города Троя и Черного моря? Слово из 9 букв.

м р а м о р н о е

– Сколько островов располагается вблизи территории Греции и Италии? (16 островов.)

– Сколько и какие полуострова расположены на территории Греции? (2 полуострова.)

– Какие это полуострова? 10 букв и 10 букв.

а п е н и ч е с к и й       б а л к а н с к и й

Скил мог любоваться красивым многоколонным храмом, наблюдать за тем, как греки приносят жертвы Зевсе и Аппалону. Возможно, Скилу казалось странным, что в Ольвии нет царей.

– При каких обстоятельствах была сделана статуя Зевса Олимпия?

– Кем была выполнена статуя Зевса?

– Из какого материала была выполнена статуя Зевса?

В Греции завораживают красота гор, на которых сохранились остатки древних храмов. Особенно знаменита гора Олимп, о которой сказано в мифах.

Олимпия расположена в Южной Греции. В центре – главный храм Зевса. Вблизи от него другие храмы и статуи победителей на играх. Ряд небольших зданий сокровищниц городов , сделавших подарки Олимпии. Вокруг центрального двора – гимнасии, другие здания и места для состязаний.

Карточки. Просмотр слайда Олимпия. Реконструкция.

Записать на карточке названия под нумерацией. Для чего они предназначены.

– Кто мог участвовать в состязаниях? (Богатые и бедные греки, мужчины знатные и незнатные.)

– Какая роль в играх отводилась женщинам? (Женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц.)

– Кому посвящены Олимпийские игры? (Зевсу.)

– Расскажите о легенде смелой гречанки.

Она надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на вступление сына. Когда юноша победил, его мать бросилась к нему в восторге, и все поняли, что перед ними женщина. Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну – победителю – помиловали.

Олимпийские игры – это чисто мужской праздник. Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама и знаменитого бегуна, кулачного бойца Феагена.

– Расскажите о их истории знаменитости

– Как рассматривали гимнастику в древние века? Как подготовку к войне, а войну как подготовку к гимнастике.

Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.. В Древней Греции место около города Олимпии (на полуострове Пелопоннес, в области называемой Этолия) связывали с мифом о победе Зевса над его отцом Кроном. Именно здесь извергал Крон своих ранее проглоченных детей, братьев и сестер Зевса, и отдал ему власть над миром. В память этой победы, как говорит легенда, великий сын Зевса Геракл создал здесь храм и проводил торжественные ритуальные спортивные состязания, названные Олимпийскими играми. Раз в четыре года в середине лета сюда на пять дней съезжались лучшие спортсмены и тысячи зрителей. Чтобы можно было без препятствий доехать до Олимпии, на два месяца прекращались все военные действия. Нарушивших это правило города лишались права участвовать в играх.

– Чем награждали победителей? (Лавровым венком.)

– Какие виды спорта входили в состав олимпийских игр и состязаний и используются в наши дни и нашли дальнейшее развитие.

Заполните таблицу: какие виды игр и состязаний были развиты?

В эпоху Древней Греции В нашей современной жизни
Скачки на колесницах  
Гладиаторские поединки  
Метание копья  
Метание ядра  
Гребля  

и т.д.

– Какой остров расположен между берегами Аттиком и портом Пирея? Слов из 7 букв.

с а л а м и н

– Какой порт расположен в Афинах? Слово из 5 слов

п и р е й

– Как называется главная площадь Афин? (5 букв.)

а г о р а

– Где расположен Акрополь? (На холме.)

а ф и н а х

– Каким скульптором была создана статуя Афины?

ф и д е й

Отовсюду в Афинах был виден Акрополь– холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный Фидий. Моряки подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные шлем и наконечник копья.

Просмотр слайда.

Карточка. Из каких частей – зданий состоит расположение Акрополя Опишите название храмов в Акропле. Для чего они предназначены?

– Какое название имеет храм с ионическими колоннами? (Храм богини победы Ники.)

Обычно ее изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

-Какие виды колонны составляют архитектуру Древней Греции? (Цилиндрической, граненой формы.) Сколько их?

Через маленькие портики дорога ведет на вершину Акрополя. Здесь открывается вид на Парфенон. Парфенон– это самое прекрасное творение греческой архитектуры, было посвящено богине Афине. Построенный целиком из мрамора, окруженный дорическими колоннами Парфенон вызывал всеобщее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыш и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне они изображали спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом– рождение Афины. Внутри Парфенона стояла статуя той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из золота; лицо, шея и руки покрыты пластинками из слоновой кости цвета человека.

Слева от Парфенона, на том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли каменные фигуры юных девушек. Рядом росло старое оливковое дерево, выросшее как верили греки, из копья богини Афины.

Посещение Агоры и Акрополя производило неизгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

Мы знаем, что украшением городов является архитектура.

Конкурс (на время). Из готовых кусочков бумаги альбомного листа командам предлагается склеить колонны различных видов, чья команда больше и лучше выполнит задание.

– В архитектуре Древней Греции какие сложились ордера? Сколько их? (Дорический, ионический, коринфский.)

– Из чего состоит Антамблет? (Карниза, фриза, архитрава.)

– Чем служила архитектура Акрополя? (Музейными залами под землей.)

– В какой архитектуре нашей страны и других стран встречаются колонны этих видов? (Просмотр таблиц с колоннами 3-х ордеров.) Определи название каждой колонны.

– Чем были богато украшены храмы Акрополя? (Скульптурами: рельефными статуями, роскошными фонтанами и кариатидами.)

– Кто является автором скульптуры Дискобол?

м и р о н

– Что передавал он в своих работах? (Мастер передачи мгновенных состояний.)

– Кто является автором скульптуры “Менада”.

с к о п а с

– Что передавал он в своих работах? (Художником бури, движения его фигур.)

Конкурс. Командам раздаются картины художников. Конкурс “Живая картина” – изобразить позы действующих лиц на картине или скульптор. Ответы на вопросы команд соперниц.-Какая это картина? Кто художник этого произведении?

Скил в Ольвии познакомился с местной девушкой, полюбил ее и женился на ней. Для молодой жены он построил роскошный дворец, украшенный мраморными фигурами сфинксов.

Конкурс. Чья команда больше назовет художников, скульпторов Греции и названия их работ. Какие архитектурные постройки Греции? (Чья команда больше назовет.) Просмотр слайдов. (Узнай название произведения.)

Печальная участь, однако была суждена скифскому царю. Он пожелал принять участие в празднестве, посвященном богу виноделов – Дионису.

– Какие это были танцы?

На этих празднествах греки в венках, в звериных шкурах исступленно плясали под звуки музыки. Танцующие приходили в полное изнеможение, их лица искажали судороги.

– Какой самый знаменитый, любимый музыкальный инструмент у греков? (Орфей.)

– А что вы знаете о боге Дионисе, расскажи легенду.

На пустынный берег моря вышел юноша небывалой красоты. Это был бог Дионис. Он научил людей разводить виноград и делать вино из его гроздей. Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников

– Эй, рулевой, – приказал главарь пиратов.– Правь к берегу! Вон юноша в пурпуровом плаще. Схватить его, связать и привести сюда!

Приказ был выполнен. Но, что за чудо. Веревки упали с рук пленника.

– Безумцы! – закричал рулевой, – вы захватили бога!

– Замолчи, – оборвал его главарь, – мы продадим юнца и быть ему рабом

Вдруг лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и престал в образе рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов. Одного только рулевого пощадил бог виноделия.

Скифы знали об этих танцах и насмехались над ними: “Греки почитают бога, который лишает их рассудка!” Услышав такие слова, один ольвинец вспылил: “А ваш царь, разве он не привержен нашим обычаям? Пойдемте со мной, вы убедитесь, что я не лгу”. Он тайно провел их на крепостную башню, с которой скифы разглядели Скила. Царь, как одержимый, свершал религиозный танец, подбрасывая ноги и выкрикивая бессвязные слова. Скифы пришли в ярость: “Царь Скил попрал обычаи предков, он поклоняется чужим богам!”

Скифские племена восстали против Скила и выбрали себе нового царя. Скил был убит.

Греки свой народ и самих себя называли эллинами, а Грецию Элладой.

– А какой у греков самый любимый танец?

с е р т а к и

Каждый народ любит свою музыку, свой язык, свой танец и бережет, и чтит свои традиции, обычаи. Но такие красивые танцы, песни, музыка и др. завораживают и привлекают всех людей независимо от национальностей и обычаев. На праздниках люди веселятся и поднимают настроение себе и окружающим, становятся добрыми, дружелюбными.

Сегодня и мы с вами в конце нашего урока поднимем себе настроение, получим удовольствие и вспомним какой же это веселый и красивый танец “Сертаки”– любимый разными народами, который украшен красивой энергичной мелодией.

Начало танца начинают участники урока, затем присоединяются остальные.