Урок русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с правилом написания безударной гласной в корне слова; провести наблюдения за способами проверки безударной гласной в корне слова.
  2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; связную речь учащихся, их внимание.
  3. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять –
Чтобы грамотно писать.

II. Минутка чистописания.

Соединим пять строчных гласных букв: иеяоа.

III. Актулизация знаний.

Работа в парах (задания на карточках для каждого ученика) по рядам.

– Прочитайте слова, подумайте, какие буквы пропущены. Вставьте буквы. Докажите друг другу, почему вы так думаете.

1 ряд: м.рской м.ряк 2 ряд: гр.бок гр.бной 3 ряд: с.довый с.довник

– Какая буква пропущена в словах?

– Почему вы так думаете?

– Запишите проверочные слова.

– По каким признакам вы определили, что эти слова являются проверочными? Вспомните правило.

– Поставьте ударение, выделите корень. Проверим.

– Как подчеркнем гласную, которая обозначает ударный гласный звук в проверочном слове? Подчеркните.

– Как вы думаете, почему была пропущена гласная в этих словах?

– Какие гласные надо проверять?

– В каком случае их надо проверять?

– Как подчеркнем буквы, которые обозначают безударные гласные звуки? Подчеркните.

IV. Формулирование темы урока.

– Что мы подчеркиваем одной чертой?

– Как называется орфограмма, над которой мы работаем?

– Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Карточка с названием темы.)

Цель урока: научиться правильно писать безударную гласную в корне слова.

V. Физминутка.

VI. Работа над правилом.

  1. “Создание” правила детьми.
  2. – Мы знаем, что орфограмма – это написание по правилу. Я предлагаю побыть вам в роли ученых. Создайте правило, как надо правильно писать безударную гласную в корне слова.
  3. Чтение правила по учебнику.
  4. – Совпали ваши мысли с правилом?
  5. Наблюдение над способами проверки безударной гласной.
    – Сейчас я проверю, кто при чтении был самым внимательным. Какие способы проверки безударной гласной в корне слова предлагает нам правило?

Карточки:

  • изменить слово;
  • подобрать однокоренное проверочное слово.

VII.Закрепление изученного правила.

– Сейчас мы будем закреплять правило и наблюдать за этими способами проверки.

1. Проверка безударной гласной с помощью изменения слова.

Упражнение 225.

– Прочитай задания. Что надо выполнить?

– Вторую пару напишем во второй столбик.

– Что можете сказать о парах?

– Какой из этих способов мы наблюдали?

– Что значит изменить слово?

Безударный гласный проверяю
Число у слова изменяю.

– Следующие пары будем писать либо в первый столбик, либо во второй.

– Из упражнения добавьте одну пару слов в первый столбик и одну пару во второй.

Проверка.

2. Проверка безударной гласной с помощью однокоренных слов.

Карточка: к.вер ч.совой.

– Вставь пропущенную гласную. Докажи.

– Запиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.

– Отметь изучаемую орфограмму. Изменилось слово по числам?

– Каким способом проверки мы воспользовались?

* К первому слову подобрали однокоренное с уменьшительно-ласкательным значением.

– Какая часть слова помогла нам в этом?

* Ко второму слову подобрали однокоренное слово, состоящее из одного корня.

3. Повторение правила.

Продолжи мое предложение.

– Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо …

…, чтобы безударный звук … .

Учитель включает в повторение карточки.

VIII. Итог урока.

Прочитай предложение. (У каждого ученика карточка).

На дваре висна.

– Что можете сказать об ученике, который писал это предложение?

– Что можно ему посоветовать?

– Исправь ошибки. Докажи написание безударной гласной.

– Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

Слуху вы не доверяйте
Удареньем проверяйте:
Сосна, воды, травы, дело
А теперь – пишите смело.

IХ. Рефлексия.

– Раз на дворе весна, мы на веточку “оденем” листочки. Кто понял тему урока, тот на веточку повесит зеленые листочки, кто сомневается – белые.

– На следующих уроках русского языка будем упражняться в написании слов с безударной гласной в корне слова. Я надеюсь, что каждый из вас научится грамотно писать такие слова.