Цели урока:
- Познакомить учащихся с правилом написания безударной гласной в корне слова; провести наблюдения за способами проверки безударной гласной в корне слова.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; связную речь учащихся, их внимание.
- Прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять –
Чтобы грамотно писать.
II. Минутка чистописания.
Соединим пять строчных гласных букв: иеяоа.
III. Актулизация знаний.
Работа в парах (задания на карточках для каждого ученика) по рядам.
– Прочитайте слова, подумайте, какие буквы пропущены. Вставьте буквы. Докажите друг другу, почему вы так думаете.
1 ряд: м.рской м.ряк 2 ряд: гр.бок гр.бной 3 ряд: с.довый с.довник
– Какая буква пропущена в словах?
– Почему вы так думаете?
– Запишите проверочные слова.
– По каким признакам вы определили, что эти слова являются проверочными? Вспомните правило.
– Поставьте ударение, выделите корень. Проверим.
– Как подчеркнем гласную, которая обозначает ударный гласный звук в проверочном слове? Подчеркните.
– Как вы думаете, почему была пропущена гласная в этих словах?
– Какие гласные надо проверять?
– В каком случае их надо проверять?
– Как подчеркнем буквы, которые обозначают безударные гласные звуки? Подчеркните.
IV. Формулирование темы урока.
– Что мы подчеркиваем одной чертой?
– Как называется орфограмма, над которой мы работаем?
– Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Карточка с названием темы.)
Цель урока: научиться правильно писать безударную гласную в корне слова.
V. Физминутка.
VI. Работа над правилом.
- “Создание” правила детьми.
- – Мы знаем, что орфограмма – это написание по правилу. Я предлагаю побыть вам в роли ученых. Создайте правило, как надо правильно писать безударную гласную в корне слова.
- Чтение правила по учебнику.
- – Совпали ваши мысли с правилом?
- Наблюдение над способами проверки безударной
гласной.
– Сейчас я проверю, кто при чтении был самым внимательным. Какие способы проверки безударной гласной в корне слова предлагает нам правило?
Карточки:
- изменить слово;
- подобрать однокоренное проверочное слово.
VII.Закрепление изученного правила.
– Сейчас мы будем закреплять правило и наблюдать за этими способами проверки.
1. Проверка безударной гласной с помощью изменения слова.
Упражнение 225.
– Прочитай задания. Что надо выполнить?
– Вторую пару напишем во второй столбик.
– Что можете сказать о парах?
– Какой из этих способов мы наблюдали?
– Что значит изменить слово?
Безударный гласный проверяю
Число у слова изменяю.
– Следующие пары будем писать либо в первый столбик, либо во второй.
– Из упражнения добавьте одну пару слов в первый столбик и одну пару во второй.
Проверка.
2. Проверка безударной гласной с помощью однокоренных слов.
Карточка: к.вер ч.совой.
– Вставь пропущенную гласную. Докажи.
– Запиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.
– Отметь изучаемую орфограмму. Изменилось слово по числам?
– Каким способом проверки мы воспользовались?
* К первому слову подобрали однокоренное с уменьшительно-ласкательным значением.
– Какая часть слова помогла нам в этом?
* Ко второму слову подобрали однокоренное слово, состоящее из одного корня.
3. Повторение правила.
Продолжи мое предложение.
– Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо …
…, чтобы безударный звук … .
Учитель включает в повторение карточки.
VIII. Итог урока.
Прочитай предложение. (У каждого ученика карточка).
На дваре висна.
– Что можете сказать об ученике, который писал это предложение?
– Что можно ему посоветовать?
– Исправь ошибки. Докажи написание безударной гласной.
– Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
Слуху вы не доверяйте
Удареньем проверяйте:
Сосна, воды, травы, дело
А теперь – пишите смело.
IХ. Рефлексия.
– Раз на дворе весна, мы на веточку “оденем” листочки. Кто понял тему урока, тот на веточку повесит зеленые листочки, кто сомневается – белые.
– На следующих уроках русского языка будем упражняться в написании слов с безударной гласной в корне слова. Я надеюсь, что каждый из вас научится грамотно писать такие слова.