Урок внеклассного чтения в 4-м классе по теме "Животные в нашем доме"

Разделы: Начальная школа


Тип: урок – викторина.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с творчеством А.И. Куприна
  2. Развивать устную речь, память, мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.
  3. Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить детей сопереживать, сочувствовать.

Наглядность: портрет А.И.Куприна, выставка книг, детских рисунков к рассказам “Ю – ю”, “Барбос и Жулька”, “Сапсан”.

ТСО: магнитофон.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Отгадайте ребус. О произведениях какого писателя сегодня мы будем говорить.

– Правильно, о произведениях Александра Ивановича Куприна. А.И.Куприн – известный русский писатель – родился в 1870 году. Его отец рано умер, и мать, оставшись без всяких средств к жизни, вынуждена была воспитывать детей в приютах для детей – полусирот. Писать Куприн начал рано. В его рассказах нас пленяет удивительный талант рисовать словами людей, природу, животных.

Он был большим любителем животных. Он относился к ним с пониманием и уважением. У него самого были кошки, собаки, лошади.

В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов.

Все животные, о которых писал Куприн, жили на самом деле. На своем веку он немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.

– Итак, наше сегодняшнее соревнование называется “Литературный ринг” потому, что состоит из трех раундов – как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности произведений А.И. Куприна.

В нашей игре примут участие две команды “Молодцы” и “Умники”. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку – золотая – 1 балл, – серебряная – 0,5 балла.

II. 1 раунд.

– Я объявляю первый раунд. В нем 2 задания.

1 задание.

– Угадайте, о каких произведениях мы будем говорить сегодня, узнайте эти строчки.

  1. “… За всю свою жизнь она ни разу не мяукнула, а произносила только этот довольно музыкальный звук: “Муррм” Но была в нем много разнообразных оттенков, выражавших то ласку, то тревогу, то требование, то отказ, то благодарность…”
    (“Ю – ю”)
  2. “ … Он твердо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первым, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приемов, …”
    (“Барбос и Жулька”)
  3. “… Я силен. Я сильнее всех собак на свете. Они это узнают еще издали по моему запаху, по виду, по взгляду. Строгие правила собачьего единоборства воспрещают мне трогать сдавшегося, и я не нахожу себе достойного соперника для хорошей драки …”
    (“Сапсан”)

– Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

2 задание. Обсуждение рассказа “Ю – ю”.

а) – В этом задании мы поговорим об одном из ваших любимых рассказов “Ю – ю”.

– Кто является рассказчиком?

– Почему этот рассказ построен как разговор писателя с девочкой Никой?

б) – На протяжении всего рассказа писатель опровергает те “истины”, которые многим кажутся общепринятыми: “осел глуп”, “глуп как гусь”, “лошадь глупа … у нее только красота, способность к быстрому бегу да память мест”, “Кошка – животное эгоистическое … она привязывается к жилью, а не к человеку”.

Какие доводы против этих “истин” приводит А.И.Куприн? Чему он учит Нику?

(“И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных”)

– Опишите внешность Ю – ю. Докажите текстом рассказа, что Ю – ю есть душа, привычки и характер.

(Черно – рыже – белая, большая, стройная, гордая кошка. Очень любила лежать на газетах … Открывала мордочкой и лапками неплотно затворяемую дверь, входила, короткое: “Муррм” всегда означало “Иди за мной”.

Ю – ю не попрошайничала, кухонную дверь открывает сама с непостижимой ловкостью, спит под газетой.)

– Какого человека она напоминает?

(Гордого, доброго, заботливого, мудрого …)

– В каких отношениях находятся автор и Ю – ю?

Можно ли сказать, что они нужны друг другу?

(Они очень дружны. Куприн любуется Ю – ю, рисуя нам ее портрет, уважает ее и слушается, восхищается ее преданностью больном Коле, нуждается в ней во время ночной работы. Он замечает: “Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные – людей гораздо быстрее и тоньше”).

– Как объясняет каждое “слово” Ю – ю?

– А вы понимаете, что говорят ваши четвероногие друзья?

– Почему автор говорить, что Ю – ю была “всем кошкам кошка?” Только ли потому, что она очень красива?

– Почему кошка дежурила у двери своего любимца?

(Потому что Ю – ю переживала из-за болезни Коли. Ушла от дверей только тогда, когда Коле стало лучше. Боялась потерять друга).

_ Что вас удивило в этом рассказе, а что, может быть, огорчило? Почему?

– Спасибо, этот раунд вы провели очень хорошо.

II раунд.

– Следующий раунд по рассказу “Барбос и Жулька”.

1. Вопрос: Опишите, как выглядел Барбос?

– Какой у него характер?

(“Умники” отвечают) – Почему?

2 вопрос: Опишите, как выглядела Жулька?

– Какой у нее характер?

(“Молодцы” отвечают) – Почему?

3 вопрос: Обеим командам.

– Как вы думаете: почему две такие разные собаки подружились?

4 вопрос:

– Как вам кажется, о чем этот рассказ?

(О любви, о дружбе, о преданности совершенно разных собак.

Барбос – неряшливый, драчливый, отличается независимым характером, тонким слухом, верностью.

Жулька – деликатная, гордая, добрая, вежливая, аккуратная, верная, преданная.)

III раунд. В III раунде 2 задания.

1 задание:

– Сейчас мы будем говорить о другой собаке, совершенно отличающейся от Барбоса и Жульки.

– Вы наверно все догадались, о ком мы будем говорить? (О Сапсане)

– Кто является рассказчиком в этом произведении?

– Опишите его?

– Какой он?

– Какой из рассказов Сапсана вам особенно понравился и запомнился?

Каким вы видите Сапсана?

1 команде: “Молодцы”.

II команде: “Умницы”.

– Докажите, что Сапсан любит свою маленькую хозяйку.

В течение всего урока мы говорили о самых важных качествах характера: о дружбе, верности, преданности. Об этом послушаем песню “Настоящий друг”.

– Молодцы обе команды литературный ринг выдержали очень хорошо.

2 задание:

Разгадайте кроссворд.

1 вопрос: (гор) Как Сапсан называл любимую девочку? (Маленькая.)

2 вопрос: (верт) Как звали драчливую собаку? (Барбос.)

3 вопрос: (верт) Как звали ребенка, которого очень любила Ю – ю? (Коля.)

4 вопрос: (гор) Кто очень досаждал кошке Ю – ю? (Жаржик.)

4 вопрос: (верт) Самая деликатная собака. (Жулька.)

5 вопрос: (верт) Как нежно называли Ю – ю? (Ю – юшка.)

– Что особенно запомнилось вам в рассказах А.И. Куприна?

Домашнее задание:

  1. – О животных писал не только Куприн, но и другие писатели с произведениями которых вы можете познакомиться на нашей выставке и прочитать их.
  2. – Скажите пожалуйста: задумывались ли вы над тем, что собаки, кошки могут думать, чувствовать, говорить?
  3. – Дома напишите сочинение на тему “Что может рассказать о жизни моя знакомая собака или кошка?”

а) Сначала выберите сюжет.

б) Составьте план.

в) По ходу запишите ключевые слова.

г) Устно составьте рассказ.

д) Напишите на черновиках.

е) Сделайте поправки, проверьте.

ж) Напишите в рабочих тетрадях.

На прощание я хочу вам подарить Валентинки, в которых ваши четвероногие друзья посылают свои пожелания.