Цели урока:
- Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движении, роли в природе Земли.
- Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения.
- Способствовать развитию интереса к географии, любви к природе, стремления расширять кругозор.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор;
- Киноаппарат и кинофрагмент “Ледники”;
- Атласы и настенная физическая карта полушарий;
- Стакан с кусочками льда;
- Таблички для желающих выполнить соответствующее д/з.
- Презентация, используемая по ходу урока (Приложение).
Ход и содержание урока
Учитель: Ребята! Можете ли вы себе представить, что место, где мы сейчас находимся (наша деревня, вся наша область и соседние области и республики тоже), несколько тысяч лет тому назад были покрыты толстым слоем льда? А так оно и было на самом деле! И слой этот имел толщину не 10, не 20 и даже не 100 метров, а значительно больше.
Приложение (слайд 1)
Представили? И каковы ваши ощущения? (Не холодно ли вам?)
Ну, это дело прошлое. А теперь попробуем представить будущее. Вы, конечно, знаете о мнении многих современных ученых о глобальном потеплении климата. Что может произойти в результате потепления климата?
Ученики: Могут растаять ледники, поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены значительные участки современной суши.
Учитель: Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня изучать?
Верно. Наша тема – “Ледники”. Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).
Приложение (слайд 2).
Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение целей урока.)
Ученики: Что такое ледники? Где и как образуются? Какие бывают? Какова их роль в природе Земли? (Учитель кратко записывает на доске: Что? Где и как? Какие? Роль?)
(1-я проработка материала)
Учитель: С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Вот он у меня в стакане. Как и из чего образуется лед?
Ученики: Лед образуется из воды при температуре 0° и ниже. Вода жидкая становится твердой.
Учитель: Представьте себе реку зимой: сверху лед, а под ним – вода. Весной река вскроется , и льдины поплывут по воде. Это ледник или нет? (Нет.)
– А теперь еще раз представьте ледник, который когда-то покрывал нашу территорию и попробуйте сами ответить на вопрос “Что такое ледник?”
Дети дают определение ледника.
Учитель: Сравним наши определения с учебником. (Открыть стр. 98.)
Лед, который образуется на воде, пресный или соленый? А в ледниках лед всегда пресный. Поэтому запишем в тетрадях такое определение:
Ледник – это скопление пресного льда на суше. (Слайд 3)
Как же и при каких условиях ледники образуются? Как вы думаете?
Дети высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы: Образуются ледники из снега. Происходит это в тех местах Земли, где круглый год низкие температуры. Выпавший снег не успевает растаять (он лишь чуть подтаивает) и накапливается. В него может просачиваться талая вода из верхних слоев. Вода замерзает, снег уплотняется и сначала превращается в зернистый лед (в крупинки) – фирн, а при дальнейшем уплотнении фирн превращается в настоящий лед – глетчер.
Места на Земле, где всегда холодно - это полярные области и вершины некоторых гор. Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то на их вершинах холодно, и образуются ледники.
Приложение (слайд 4)
Посмотрите на этот рисунок. Какой вывод можно сделать о понижении температуры с высотой местности?
Дети делают вывод. Вывод записывают в тетрадь. . (Слайд 5)
Температура понижается на 6° через каждую тысячу метров высоты.
(Слайд 6 – копия слайда 4)
Учитель: В этом примере на какой высоте снег не будет таять? (4000 метров.)
Эта линия, выше которой снег не тает, называется снеговой границей.
Учитель прикрепляет к настенной карте полушарий на разных широтах (от экватора до полюсов) 4 рисунка. (Слайд 7)
Посмотрите, на какой высоте находится снеговая граница в горах, имеющих одинаковую высоту, но расположенных на разных широтах. Сравните высоты снеговой границы. Какой вывод можно сделать?
(Дети говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам – тем ниже, в полярных областях- на уровне океана.)
Учитель говорит о 2-х видах ледников. Дети заносят в тетради схему.
(Слайд 8)
Горные ледники очень разнообразны по размерам и форме: одни из них как шапки покрывают горные вершины, другие образовались на склонах в углублениях, третьи разместились в долинах между хребтами.
(Слайды 9, 10)
Место, где лед образуется, накапливается – область питания (слайд 11). Ледник под действием собственной тяжести движется вниз, течет, как река, со скоростью 20–80 м в сутки. По мере движения разрушает горы, обломки горных пород падают на края ледника, и он несет их на себе. Ниже снеговой границы лед тает, обломочный материал здесь скапливается в виде нагромождений. Эти ледниковые отложения называются конечной мореной.
Приложение (слайд 12)
В длину ледник может быть в несколько десятков километров. В нашей стране самый длинный ледник находится в горах Кавказа (Безенги) – 17,6 км.
(Слайд 13)
Вы уже знаете, что в горных ледниках находятся истоки многих рек.
(Слайд 14)
Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой территории мира, а 98,5% приходится на покровные ледники. Они покрывают в виде щита или купола почти весь материк Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в полярных областях, где снеговая граница находится очень низко.
(Слайды 15, 16)
Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны.
(Слайд 17) – толщина льда в Антарктиде.
А дальше, на краю ледника, может вот что произойти (догадайтесь, о чем идет речь):
Обломились горы льда с материка,
Понесла их океанская река,
Изо льда плывет высотный белый дом,
Над водою только крыша и балкон.
На десятки километров он в длину,
Может судно оказаться, как в плену.
Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”,
И умеет кувыркаться этот лед.
Дом тот тает в теплых водах, потому
Накрениться очень хочется ему.
Капитаны избегают тех широт,
Где в тумане встреча с … ждет. [2]
(Слайды 18–19)
Работа с атласом: выяснить, какими условными знаками обозначаются горные и покровные ледники на физических картах.
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют покровные ледники?
Дети высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы:
- ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды;
- эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.
А сейчас посмотрим фильм “Ледники”. (2-я проработка материала)
Задание: сравнить содержание фильма с тем, что уже было сказано на уроке. Обратить внимание на те моменты, которые еще не были освещены.
После просмотра фильма дети получают задание: прочитать текст по учебнику, § 32, стр. 98–100. (3-я проработка материала)
Проверочная работа в форме теста, который можно включить в презентацию.
Приложение (слайды 20–22) или оформить, используя программу MS Office Excel.
1. Где образуются ледники?
а) на реках и озерах;
б) в морях и океанах;
в) на суше.
2. Как быстро образуется ледник?
а) в течение зимы;
б) за много лет.
3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.
а) горный;
б) покровный.
4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.
а) горный;
б) покровный.
5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов.
а) горный;
б) покровный.
6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие – на реку)
а) горный;
б) покровный.
7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.
а) горный;
б) покровный.
8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно.
а) горный;
б) покровный.
9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки.
а) горный;
б) покровный.
10. О каком леднике идет речь: образуют морену.
а) горный;
б) покровный.
11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник?
а) да;
б) нет.
Ключ для самопроверки: 1-в; 2-б; 3-а; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а; 11-а.
Критерии для выставления оценки: 6–7 б – “3”; 8–9 б. – “4”; 10–11 Б. – “5”.
Домашнее задание на выбор:
- придумать 2 задачи: об образовании и необразовании горного ледника;
- заполнить табличку об отличиях горного и покровного ледников.
Чем отличаются горные и покровные ледники ?
Горный ледник | Покровный ледник | |
Размеры | ||
Форма | ||
Высота снеговой линии | ||
Скорость движения | ||
Значение |
Рефлексия.
Посмотрите на цели урока:
– кто считает, что материал усвоил, стал чуть-чуть гляциологом?
– кто может продолжить фразу: “Я усвоил материал благодаря тому, что…”?
– кто может продолжить фразу: “Я не очень хорошо усвоил материал, потому что…”?
Литература и пособия:
- Атлас по физической географии. М., “ОЛМА – ПРЕСС Экслибрис”, 2004 г.
- Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. Творческий центр “Сфера”, М., 2004 г.
- Учебник географии для 6 класса “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова “Дрофа”, М., 2004 г.
- В презентации использованы фотографии из Интернета: http://images.google.ru/