СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. Актуальность проблемы. | |
I. | Теоретическая часть. |
1.1. | Анализ психолого – педагогических исследований |
1.2. | Анализ программно – методического обеспечения |
1.3. | Психологические особенности детей 4 года жизни |
II. | Система работы по формированию познавательных способностей у детей среднего возраста |
2.1. | Педагогический анализ познавательных способностей |
2.2. | Цель, задачи |
2.3. | Этапы работы |
2.4. | Организация предметно – развивающей среды |
2.5. | Работа с родителями |
2.6. | Связь со специалистами |
2.7. | Результаты работы |
2.8. | Задачи на будущее |
Заключение | |
Библиографический список | |
Приложения |
Введение. Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем, и не только при обучении.
Практика показывает, что минимум трудностей испытывают при дальнейшем обучении не те дети, у которых хорошие показатели в усвоении величин, знаний цифр и их свойств. Это происходит по тому, что, сталкиваясь с новой задачей, проблемой ребенок теряется, не зная как применить свои знания в сложной ситуации. Те дети, у которых развито логическое мышление, начинают искать выход из создавшейся ситуации, ищут разные способы решения, а самое главное, не бояться таких ситуаций.
Главное при этом учитывать природу ребенка. Правильно выстроенное обучение должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребенком.
Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.
Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это обусловлено рядом причин:
- обилие информации, получаемой ребенком;
- повышенное внимание к компьютеризации;
- стремление родителей, как можно раньше научить ребенка арифметическим приемам (узнавать цифры, считать, решать задачи и др.);
- повышение требований начальной школы к знаниям и умениям детей.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Анализ психолого – педагогических исследований
Поиском эффективных средств развития познавательных способностей детей, выявлением условий формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве занимались многие исследователи (Л.А.ВЕнгер, Е.А.Агаева, О.В.Суворова и другие).
Л.А.Венгер на основе своих исследований и работ А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова и других разработал концепцию развития способностей. Согласно этой теории развитие ребенка, его способностей во многом зависит от его действий в окружающем мире, умении ориентироваться в нем.
Сотрудники лаборатории Л.А.Венгера (О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Н.А.Короткова и другие) пришли к выводу, что способности – это такие психологические качества, которые присущи человеку в разной степени. Их необходимо отличать от степени обученности и от желания и нежелания чего – либо сделать, от степени заинтересованности.
Познавательные способности проявляются в решении интеллектуальных задач, требующих нахождения верного ответа и тесно связаны с творческими способностями.
Л.С.Выготский в своих исследованиях доказал, что мышление и воображение тесно связаны между собой. Он писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни».
Отечественные и зарубежные психологи изучили роль отдельных мыслительных операций в развитии мышления. Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации – центральным показателем интеллектуального развития.
Дж.Брунер рассматривал установление логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности.
По мнению П.Я.Гальперина, умение выделять из целого предмета отдельные его признаки, отбирать наиболее существенные, выявлять связи – важное условие понимания ребенком окружающего мира. Это позволяет привести в систему имеющиеся знания и продуктивно использовать их в процессе мышления.
Значение практической предметной деятельности для развития познавательных способностей показали в своих исследованиях А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин. Они доказали, что внутренним умственным процессам предшествует внешняя предметная деятельность.
Исследования, проводимые в лаборатории Л.А.Венгера, показали, что основной путь развития – обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому основным в образовании дошкольников является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить.
При исследовании проблемы интеллектуального развития важным является вопрос об отборе и систематизации знаний.
Исследования А.в.Запорожца и Н.Н.Поддьякова показали, что наиболее существенные сдвиги в развитии ребенка являются результатом усвоения не каких – либо отдельных знаний, а определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости. Именно эти связи и становятся обобщенными знаниями.
Проблема систематизации знаний нашла свое отражение и в трудах А.П.Носовой, А.М.Леушиной, П.Г.Саморуковой. и других.
В психолого – педагогических исследованиях называются принципы отбора содержания знаний:
- научность,
- системность,
- доступность,
- направленность на личностное развитие,
- учет среды, которая окружает ребенка.
Обучение для маленького ребенка это труд, а труд основывается на чувстве долга. Но у детей 4 лет еще не сформировано чувство долга. Основной интерес у маленького ребенка – это игра. Игра это не просто ведущий вид деятельности маленького ребенка. Именно в ней формируются основные психологические процессы.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.
Велико значение игры в развитии мотивационной сферы ребенка. Обращая внимание на эту особенность, Д.Б.Эльконин писал: «Именно в игре происходит переход от мотивов непосредственного желания, к мотивам стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение игры для развития ребенка».
Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться чьим – то требованиям. Сама роль несет в себе определенные правила, задачу, которую выполняет ребенок.
Ценность игровой деятельности заключатся в том, что она влияет и на формирование детского коллектива. В игре ребенок раньше и легче выделяет социальную цель запомнить и припомнить (З.М.Истомина). В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Развивается способность создавать системы обобщенных образов и мысленно преобразовывать их. В процессе игры формируется воображение, как психологическая основа творчества.
Основным средством формирования познавательных способностей, мы выбрали сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.
В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».
Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.
Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.
Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.
Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.
Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по - разному воспринимают сказку.
Так, например, в младшем возрасте восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен.
При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но, так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях.
Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.
В среднем возрасте расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по прежнему несут положительную функцию.
В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно – следственные связи. Характеризуя героя чаще всего, высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.
Математика требует от детей точного запоминания и оперирования такими абстрактными и непонятными для детей терминами как цифра, знак, размер, цвет, понятиями больше и меньше и другими. Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.
1.2. Анализ программно – методического обеспечения
Введение государственного стандарта образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
В ней ставится задача формирования приемов умственной деятельности, творческого мышления, обеспечение условий для проведения экспериментальной деятельности.
Программа предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие у ребенка познавательных способностей: внимания, восприятия. Памяти, мышления, воображения, речи, стимулирует развитие любознательности.
Программа «Радуга», авторы Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.и.Гризик, Л.Д.Гусарова, Е.В.Соловьева.
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающий для становления определенных психических новообразований. В младшем возрасте это целенаправленность детской деятельности, в среднем – выход за пределы действительности и интерес к знаковой системе. В старшем возрасте – произвольность психических процессов.
Задачи познавательного развития среднего возраста:
- Развивать способность в течение длительного периода времени развертывать систему взаимосвязанных целей.
- Помогать ребенку, овладевать различными способами достижения цели: формировать обобщенные способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть осмыслен и использован в индивидуальной творческой деятельности.
- Способствовать овладению операциональными системами сознания (формировать познавательные способности и умение выделять основные признаки, сравнивать и классифицировать по признакам, сериации и счета).
Решаются задачи в разных видах деятельности: на занятиях, в играх, конструировании, художественно – творческой деятельности, в самостоятельной деятельности.
Программа «Детство».
Наш детский сад № 2 «Дружная семейка» работает по программе «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Девиз программы: «Чувствовать – Познать – Творить». Авторы программы считают, что этот девиз и определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы. Главная задача познавательного развития способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Программа «Детство» дает большие возможности для создания у детей комфортного состояния, благоприятных условий для всестороннего развития личности детей и определяет задачи, представления, умения, уровни усвоения на определенном возрастном этапе, но не привязана к определенным авторам, что дает возможность использовать в своей работе различные методики.
В настоящее время существуют различные парциальные программы и технологии, которые могут помочь в развитии познавательных способностей. «Математика в детском саду» пособие для воспитателей детского сада под редакцией Л.С.Метлиной.
В пособии предлагаются занятия, на которых дети получают знания и умения, и навыки по ФЭМП. Задачи познавательного развития:
- познакомить детей со способами установления количественных и пространственных отношений;
- развивать интерес к математическим занятиям, самостоятельность и гибкость мышления, смекалки и сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность суждений.
Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» Л.Г.Петерсона и Е.Е.Кочемасовой ставят перед собой наряду с формированием мыслительных процессов, развития знаний, умений и навыков, такие задачи как:
- развитие творческих способностей, фантазии, воображения;
- развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Все занятия строятся на поисковой и игровой деятельности, что позволяет поддерживать интерес детей в процессе формирования познавательных способностей, побуждают ребенка к самостоятельному поиску решения.
В этом пособии, на мой взгляд, учитываются психологические особенности восприятия, внимания, мышления, памяти. Материал, предложенный в сборнике, яркий, интересный, что так же способствует развитию познавательного интереса детей до конца занятия.
В своей работе мы используем систему проблемно – игровых методов и приемов. Это позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным, создать условия для формирования и развития познавательных способностей детей.
Большое внимание в своей работе мы отводим развивающим играм. Их развивающий эффект очень велик. Развивающие игры используются с целью:
- Активизации учебной деятельности, повышения познавательной, творческой активности и самостоятельности;
- Улучшения взаимоотношений детей, формированию дружбы и взаимопомощи;
- Снятия усталости на занятии;
- Развития тренировки внимания, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения.
Внедрением развивающих игр в развитие ребенка мы занимаемся с 2000 года. Вместе со сменщицей Н.А.Савиной, мы обобщили опыт использования развивающих игр при ФЭМП, который был одобрен методистами города Сарова и пользуется спросом у педагогов нашего города. Этот опыт был представлен для рецензирования А.А.Смоленцевой, кандидату педагогических наук, доценту кафедры дошкольного образования, преподавателю Нижегородского педагогического института и рекомендован к печати.
1.3. Психологические особенности детей четырехлетнего возраста
Строя свою работу мы старались учитывать психологические особенности четырехлетнего возраста.
Внимание – базовый психологический процесс, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь. Известный психолог Н.Ф.Добрынин считал, что зачатки произвольного, активного внимания связаны с сознательно – познавательной целью, волевым усилием и возникает только к концу дошкольного возраста.
Вопрос о развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен отечественными психологами А.Н.Леонтьевым и Л.С.Выготским. Они выявили, что развитие внимания тесно связано с условиями жизни.
Исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других психологов показывают, что решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятельности ребенка.
В течение среднего дошкольного возраста внимание является непроизвольным, то есть возникает на основе интереса, заинтересованности и сохраняется, пока не пропадет интерес к предмету или явлению. Учитывая эту особенность детского восприятия, мы старались создать на занятиях атмосферу игры, где в интересной для ребенка обстановке, он решает поставленные задачи. Чем интереснее и ближе для ребенка проблема, тем дольше сохраняется внимание.
Внимание маленьких детей, редко возникает под влиянием какой – либо поставленной цели.
Ученые – психологи А.Н.Лентьев, Д.Б.Эльконин и другие доказали, что появлению произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Для того, чтобы ребенок учился активно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать в слух. В своей работе, учитывая этот прием, мы заметили, что если ребенок постоянно называет вслух свои действия с предметом, он в состоянии произвольно, в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание. Например, раскрашивая бусы в указанной последовательности цветов, Таня, чтобы утвердиться в своей правоте каждый раз смотрит на меня и проговаривает: «Была зеленая, а после зеленой идет красная. Мне красным красить?». Выполняя так задание, Таня не допустила ни одной ошибки. Дима выполняет задание молча, совершая при этом ошибки, поэтому приходилось постоянно давать ему наводящие вопросы, с помощью которых Дима контролировал цвет.
Объем внимания дошкольников не велик и сохраняется на привлекательных картинках обычно 12'' - 20''. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей. Болезненные дети и дети со слабой психикой чаще отвлекаются, чем здоровые. А нашу группу как раз посещают такие дети. Поэтому мы стараемся подобрать больше разнообразных, ярких, интересных игр и упражнений.
Во время занятий мы строго придерживаемся возрастных требований к их продолжительности. Учитываем и то, что сохранению внимания способствует смена видов деятельности. На занятиях мы стремимся, чтобы задания статичного характера чередовались с заданиями, где дети могли бы двигаться.
Например, «Что лишнее» мы проводили в процессе «ходьбы по магазинам». Дети находили «лишний» товар, или проверяли соответствие цифры и количества предметов. А обратный счет мы отрабатывали или в прыжках с кочки на кочку, или в путешествии по длинной дорожке и другие. Рациональное чередование на занятиях разных видов деятельности способствует поддержанию устойчивого внимания и помогает хорошему усвоению материала. Учитывая тот факт, что внимание детей легко ослабевает, мы убираем посторонние игры и предметы, которые могут привлечь внимание детей. У сотрудников детского сада имеются сетки занятий по всем группам, чтобы знать, в какое время дети заняты.
Используя все эти методы и приемы, мы добивались на занятиях максимального внимания детей, что способствует хорошей продуктивности и усвоению материала.
Огромное значение в жизни и деятельности человека имеет память. Память – основа всего обучения. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой цели что – либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания.
Отечественные психологи А.А.Смирнов и П.И.Зинченко установили, что непроизвольное запоминание у детей может быть продуктивнее произвольнее. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. П.И.Зинченко подчеркивал, что «важно не само по себе внимание, а то, что делали дети с предметами». В своих опытах он установил, что качество непроизвольного запоминания зависит как от содержания материала (легче запоминается наглядное, близкое к жизненному опыту ребенка), так и от того, насколько активно ребенок действует с ним.
Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка – это его интерес. И в этом как нельзя лучше помогла сказка, которая помогает поддерживать интерес ребенка к его деятельности на протяжении всего занятия.
Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. З.М.Истомина, изучая особенности произвольной памяти детей, установила, что ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания. Важен также мотив, побуждающий ребенка к деятельности. Лучшим мотивом является игровая деятельность, где цель запомнить и припомнить для ребенка имеет конкретный смысл. Учитывая эту особенность памяти, на занятиях и в повседневной деятельности мы создаем игровые ситуации со сказочными героями, в которых дети, сознательно помогая сказочным героям, стараются запомнить, а потом как можно точнее воспроизвести нужный материал. Например, петушок из сказки «Колосок» попросил мышат купить в магазине все, что нужно для того, чтобы испечь пироги. Дети, из множества картинок, выбирают то, что необходимо, рассказывая при этом для чего нужен тот или иной предмет. Всего было семь картинок. Когда вертлявый Верть своим хвостом уронил картинки, дети, восстанавливая порядок, выкладывали картинки на место, пользуясь словесным описанием своих прежних действий: «сначала была мука. Ее ставил Данил, а Даша ставила кастрюлю. Стола здесь не было, мы его не брали». Из этого примера видно, что дети запомнили картинки, благодаря действию с ними, в которой они поняли цель и мотив запоминания.
В последнее время появились работы, посвященные изучению формирования способов произвольного логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях обучения (З.М.Истомина, А.Н.Белоус, Н.В.Захарюта).
Установлено, что уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе специально – организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка.
Обучение этим приемам требует сложной и последовательной деятельности.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Переход от раннего детства к дошкольному возрасту психологически обусловлен возникновением внутренней позиции. С ее возникновением у ребенка связан переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному.
Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир, главным образом благодаря тем действиям, с помощью которых он с ним общается. Со временем мир представляется ему уже в образах свободных от действий. Постепенно формируется перевод действий и образов в языковое средство, что создает третью систему представлений». Если в раннем возрасте предмет имел огромное значение (отсюда вытекает неизбежность действенного практического мышления), то дошкольном символизм роли имеет под собой не действенную, а образную, предполагаемую основу. Поэтому мышление ребенка выступает как наглядно образное.
Н.Н. Поддьяков и Э.С. Комарова изучали переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному и пришли к выводу, что только на пятом году, с возникновением у ребенка ролевой игры, в которой имеют место распределение, контроль и оценка роли, появляется данный вид мышления. Н.Н.Поддьяков указывает, что при формировании наглядно – образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводится без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представления.
Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями – с моделями. Действуя с моделью, ребенок понимает, что его действия относятся к реальному предмету, и чувствует себя более уверенно в решении поставленных задач.
Развитию всех познавательных процессов, на наш взгляд, способствуют развивающие игры. Поэтому мы отводим им большое место в своей работе.
Полностью текст работы приведен в Приложении 1.