Цели урока:
- Выявить особенности процесса модернизации в Японии во второй половине 19 в ;
- определить причины преобразований в Японии во второй половине XIX в.;
- раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ;
- установить особенности развития Японии в XIX в.;
- продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить развитие картографических умений учащихся.
Основные понятия:
Мейдзи – буржуазная революция в Японии в 1867-1868 гг.; реставрация монархии в Японии с целью низложения сегуната.
Сегунат – своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.
Оборудование урока: карта «Территориально-политический раздел мира 1876-1914»
План урока:
- Опрос учащихся
- Черты традиционных обществ Востока.
- Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.
- Реформы «эпохи Мейдзи». Причины быстрой модернизации Японии.
- Особенности развития Японии в начале XX в.
- Развитие железнодорожных путей сообщения в Японии.
- Закрепление материала, подведение итогов.
Ход урока
1. Опрос учащихся.
А) Фронтальный опрос по знанию исторических терминов (коалиция, континентальная блокада, сегрегация, аболиционизм, промышленный переворот, капитализм, амнистия, хартия, милитаризация).
Б) Индивидуальная работа с карточками.
Карточка 1.
- Охарактеризуйте особенности развития стран Латинской Америки в конце xix-начале xx века.
- Дайте определения терминам: резервация, олигархия, расизм.
Карточка 2.
- Перечислите три основных эшелона капиталистического развития.
- Дайте определения терминам: радикал, атташе, милитаризация.
В) Устный опрос учащихся по знанию домашнего параграфа 21.
- Какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти xix века.
- Почему страны Латинской Америки почти за 100 лет независимости не поднялись до уровня развития европейских государств и США?
- К каким последствиям для стран Латинской Америки привело сохранение пережитков традиционализма?
2. Черты традиционных обществ Востока.
Учитель начинает объяснение нового материала с задания ученикам: с помощью таблицы определить, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?
Работа со статистическими данными.
Территория | Население, млн. |
Азия | 950 |
Европа | 290 |
Россия | 130 |
Африка | 110 |
Северная Америка | 81 |
Латинская Америка | 64 |
Австралия и Океания | 6,8 |
Примерный ответ учащихся.
Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В странах Востока господствуют черты традиционного общества.
Из курса истории 7 класса учащиеся вспоминают сновные черты традиционных обществ Востока:
- Всевластие государства.
- Главное занятие населения - сельское хозяйство, зависимость общества от природной среды.
- Общество разделено на сословия, касты, общины, личность полностью зависит от государства и от социальной группы, к которой принадлежит.
- Господствует коллективная собственность ( государственная, общинная).
3. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.
Объяснение учителя:
Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивался же для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав. Поэтому основная цель урока - выявление особенностей процесса модернизации в Японии.
Как вы видите на карте мира (Приложение 1 – Слайд 2). Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.
Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие (Слайд 4). За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голланцев , которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.
Познавательные задания.
Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?
Примерный ответ учащихся:
- Низкие темпы экономического развития;
- Международное положение страны было нестабильным.
- Военно-техническая отсталость страны.
Объяснение учителя.
Японией как базой для развертывания агрессии в тихоокеанском регионе интересовались США. В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри (Слайд 5). Перри передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами (Слайд 7). 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце xix века превратилась в полуколонию.
«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых, сегун показал свою слабость, он уступил «варварам» (так японцы называли европейцев). Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев (Слайд 8).
Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи:
«Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.» Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора.
4. Реформы «эпохи Мейдзи».
В 1868 г. в Японии произошел военный переворот, в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито (Слайд 9) получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.
6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:
- «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
- Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
- Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
- Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.
- Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».
Учащиеся читают текст программы и выделяют ключевые фразы, приходят к выводу: перед нами программа императора о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.
Объяснение учителя. Новое правительство проводит ряд реформ.
Реформы императора Муцухито.
- Аграрная реформа.
- Административная реформа.
- Военная реформа.
- Судебная реформа.
- Реформа образования.
Учащиеся записывают реформы в тетрадь и охарактеризуют их значение, используя материал учебника.
Познавательное задание.
Каковы последствия этих реформ?
Примерный ответ учащихся: развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны.
5. Особенности развития Японии в начале XX в.
Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.
6. Особенности развития железнодорожного транспорта в Японии.
(Исследование ученика – Приложение 2)
Слова учителя: Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.
- Решительные реформы императора Муцухито.
- Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам ,трудолюбие.
- Использование западного опыта , техники и технологий.
Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно (Слайд 13), внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии (Слайд 14), любования цветением сакуры (Слайд 15).
ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет ,- она применила их настолько , насколько это нужно было для укрепления ее сил.
Япония воспользовалась Европой как лестницей , по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.
7. Закрепление.
ТЕСТ.
-
Причины искусственной изоляции Японии.
а) распространение христианства;
б) увеличение численности европейцев в Японии;
в) усиление положения буржуазии. -
Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
а) решительные реформы, использование западного опыта;
б) сегун Токугаво Кэйк отказался от власти. -
Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией?
а) США;
б) Россия;
в) Франция.
Домашнее задание.
Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу
Направление реформ | Содержание реформы | Значение реформы |
Управление государством | ||
Общественные отношения | ||
Экономические реформы | ||
Реформы образования |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Новая история стран Азии и Африки. «Наука»; М.1982.
- Абдулаев Э.Н., Мендрин В.М. История сегуната в Японии : В 2 т. : Т.1 М.:СПб. 1999.
- Алпатов В.М. История и культура Японии : [Сб.ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения.- М. 2002.
- Еремин В.Н. История Японии : Учеб.пособие : Т.2. 1868-1998/В.Н.Еремин, А.Е.Жуков, И.П.Лебедева.- М.: ИВ РАН, 1998.