Тема урока "Правописание безударных окончаний имен существительных. Р.п, Д.п., П.п."

Разделы: Начальная школа


Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п.

Цели урока:

  • обобщить и закрепить  знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п.
  • отрабатывать умения самостоятельно в комплексе, применять ЗУН и переносить их в новые условия.
  • развивать умение сопоставлять падежные окончания имен  существительных в Р.п., Д.п., П.п., развивать орфографическую зоркость, логическое мышление и речь.
  • воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения, чувство доброты.

Оборудование: карточки с дифференцированным заданием, буквы, алгоритм, рисунок солнышка, музыкальное сопровождение, информационные технологии.

Тип урока: урок первичного закрепления.

Ход урока

Управление учебной деятельностью

I. Организация класса

Цель: создать настрой на самоорганизацию.

Эмоциональный настрой

– Все выше поднимается солнце. В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.
– Кто уже проснулся вместе с солнышком и готов работать?
– Чем лучше вы будете работать на уроке, тем ярче будет наше солнышко согревать землю и всем будет от этого добро и тепло.

II. Элементы минутки чистописания

Приложение, слайд 1

– Что записано у меня на доске?
– При  помощи карточек, которые находятся у вас на парте, вставьте пропущенные буквы.

Приложение, слайд 1

– На какие орфограммы встретились вам слова?

Приложение, слайд 1

– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Проверьте.
– Как вы думаете, какие буквы мы с вами сегодня будем писать на минутке чистописания?
– Посмотрите на минутку чистописания, найдите закономерность и продолжите ряд.

Приложение, слайд 2

– Для чего мы с вами пишем элементы минутки чистописания?
– Запишите в строку буквы чередованием правильно и красиво.
– Составьте предложение с одним из слов.
– А пойдет к доске и запишет свое предложение …
– Какое грамматическое задание вы предлагаете выполнить?

III. Актуализация опорных знаний

– Как вы думаете, что это?
– Что можете предложить?
– Пусть это будет игра «Собери портрет падежа».
– Почему так называются эти падежи?

В латинском языке, родительный падеж   называли падежом родства. Уже во время римлян, да и раньше его применяли в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, дочь своей матери.
Дательный падеж – «Щедрый» падеж называли древние люди кому-нибудь что-либо давать: подарок маме, улыбку бабушке.
Предложный падеж – употребляется всегда с предлогам, поэтому его назвали самый предложный. Родоначальником нашего нынешнего падежа был древний «местный падеж». Летописи так и пестрели ими: во городе во Смоленске, в Вышгороде. Вот мы с вами и посмотрим, как им живется в 21 веке.

IV. Объявление темы урока

– Над какой темой мы сегодня работаем?
– «Правописание окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., и П.п.».

V. Работа над темой урока

– Посмотрите на доску и скажите, что это?
– Объясните смысл.

При матер…… добро, а при солнышк….. тепло.

– Что предлагаете сделать?
– Что надо знать, чтобы вставить окончание?
– Вспомните алгоритм.

Алгоритм:

  1. Определи род.
  2. Определи склонение.
  3. Вспомни окончание.
  4. Правильно напиши окончание.

– Давайте выполним это задание. К доске идет …, а остальные ребята работают в тетради.
– Ребята, почему падежи одинаковые, а окончания разные?
– От чего это зависит?
– Что мы уже знаем по теме?

Знать:

                 1-е скл.           2-е скл.          3-е скл.
Р.п.         -ы, -и               -а, -я                -и
Д.п.        -е,                      -у, -ю              -и
П.п.        -е                       -е                    -е

Уметь:

  • различать склонения;
  • правильно писать падежные окончания;
  • сопоставлять Р.п., Д.п., П.п.;
  • пользоваться алгоритмом.

– От чего зависит правописание падежных окончаний?
– Какое умение главное?
– Если вы обладаете этими знаниями и умениями, где их можно применить?

Физминутка  для глаз

Мы прекрасно загораем
Солнышко ярко светит
Солнышко спряталось за тучу
Появилось снова – тепло.

– Вот мы с вами отдохнули, а теперь я вам предлагаю применить ваши знания на практике. Я вам прочитаю предложения, а вы выпишите существительные с предлогами в Р.п, Д.п., П.п. указывая род, склонение. Идет к доске…

У дороги выросла черемуха. Мы любим, гулять по тропинке. На березе соловей распевал свои песни.

– Какой вывод сделаем?

– А хотите задание посложнее? У вас на парте лежит карточка. Прочитайте ее внимательно. Выберите одно задание и поставьте отметку на которую вы выполните задание, а потом мы с вами посмотрим, оправдался ли ваш прогноз.
– Как мы будем с вами работать? Желаю удачи.

Приложение, слайд 3

– Поднимите руки, кто выбрал карточку желтого цвета?
– Кто справился с заданием на «5»?
– Кто справился с заданием на «4»?
– Кто справился с заданием на «3»?
– Поднимите руки, кто выбрал карточку синего цвета?
– Кто справился с заданием на «5»?
– Кто справился с заданием на «4»?
– Кто справился с заданием на «3»?
– Встаньте те, у кого прогноз оправдался?
– Кому было легко? Сложно?
– Зачем мы с вами выполняли эту работу?

Физминутка

Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимаем руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

– Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно.

Приложение, слайд 4

Берегите эту Землю, эту воду!
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей в нутрии себя.

– О чем это стихотворение?
– Прекрасен мир нашей природы, а люди – часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир ! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле слова.

Приложение, слайд 5

– Послушайте внимательно предложения и выберите только одно предложение, которое вы считаете главным для себя и созвучное вашим чувствам и переживаниям. Спишите, изменяя слова в скобках. Укажите падеж и склонение имен существительных.

– Проверьте.

Приложение, слайд 6

– Кто справился с заданием?
– Молодцы!
– Какие умения отрабатывали?

VI. Итог урока

Приложение, слайд 7

– Какие окончания имеет И.п. в I склонении? Во II склонении? В III склонении?
– Какие окончания имеет Д.п. в I склонении? Во II склонении? В III склонении?
– Какие окончания имеет П.п. в I склонении? Во II склонении? В III склонении?
– Ребята понравился ли вам урок?
– Вы сегодня работали очень хорошо, были активными, внимательными. И наше с вами солнышко стало большим.
– У вас на парте лежат кружки. Возьмите его оцените свою работу  прикрепивши его на наше солнышко.

VII. Домашнее задание

 

Самоорганизация.

 

Музыкальное сопровождение

Рисунок солнца

 

 

 

 

Обратная связь учитель + ученик

 

 

 

 

 

 

 

Комментированное письмо

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

Используй знания падежей

Из истории

Самоосмысление

 

 

 

 

Смотри на доску
Назови тему

 

 

 

 

 

Работа с алгоритмом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над определением падежей

 

 

Дифференцированное задание

 

 

 

 

 

 

 Прогнозирование задания

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

Работа в ППС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированное задание