Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
- Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения;
- Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебное оборудование: Презентация (приложение 1), раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи» (приложение 2), теннисные шарики, корзинки (для проведения рефлексии).
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Разрешите представиться. Меня зовут Масленникова Галина Викторовна, и сегодня урок истории веду я.
Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.
2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.
Слайд 1. Слава победителям!
Учитель: Ребята, как вы считаете, для кого предназначены такие почести в Древней Греции?
Ну что догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Слайд 2. Олимпийская символика.
Учитель: Молодцы!
В рабочей тетради записываются число и тема урока.
Слайд 3. Олимпийские игры в Древней Греции.
Учитель:Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия и любимое занятие – Олимпийские игры. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
Формулируются цели и задачи урока, ученикам предлагается план его проведения.
Слайд 4. Задание на урок.
Учитель: Но прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока.
Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
3. Изучение новой темы.
1. Первые олимпийские игры.
Слайд 5. Задание.
Учитель: Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Просмотр мультфильма.
Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Слайд 6. Первые олимпийские игры (карта).
Учитель: Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции – Элида, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Победителей в спортивных состязаниях называли “олимпиониками”.
Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Но местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения.
Учащиеся выступают с предварительно подготовленными версиями по поводу отцов-основателей Олимпийских игр:
Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.
По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”
Работа по карте: Ребята откройте в учебнике с. 111. Найдите и покажите, где находятся гора Олимп и Олимпия.
Работа по карте: В какой части Греции находится Олимпия? (В южной части Греции на полуострове Пелопонесс.)
Учитель: Молодцы. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции, включая колонии.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).
От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что же послужило причиной их появления?
Слайд 7. Первые олимпийские игры.
Учитель: На ваших рабочих столах лежит фрагмент мифа, с которым вы сейчас будете работать самостоятельно в течение 2–3 минут. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр?
Слайд 8.
Основные причины появления Олимпийских игр:
- поклонение богам;
- стремление показать силу и ловкость жителей Греции.
Слайд 9. Первые олимпийские игры.
Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? Предположения учеников. Чтение текста слайда. Вопрос. Ответы учеников.
В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?(Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)
Слайд 10. Первые олимпийские игры.
Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.
Слайд 11. Правила Олимпийских игр.
Учитель: У любой игры есть правила. Были правила и у Олимпийских игр. Назовите их.
Исключения из правил.
За время существования игр было всего несколько исключений из правил. Одно касалось присутствия женщин. Ференика (Каллипатерия) – женщина, тренировавшая своего сына, тайно проникла в Олимпию. Радостно приветствуя его победу, она разоблачила себя. Однако ей сохранили жизнь, приняв во внимание, что ее отец, муж, брат и сын были олимпиониками. Но в правила внесли изменения: все участники и их тренеры обязаны были являться на игры нагими.
Второе исключение было связано со временем проведения игр. В период римского завоевания Греции император Нерон перенес сроки начала 211 Олимпийских игр на два года. Это был первый и единственный раз в истории Олимпийских игр.
Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа.
Слайд 12. Пять незабываемых дней.
Задание: Прочитав в учебнике с. 150, п. 3, 1–2 абзацы. Заполним пропуски в тексте. Текст на слайде.
- Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
- В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
- Следующие три дня отводились состязаниям.
- В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.
Слайд13. 5 незабываемых дней. (Читаю сама)
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.
Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: “Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы”.
Как вы можете прокомментировать этот факт?
Слайд 14. 5 незабываемых дней (рисунки).
Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, представленные на слайде, прочитав текст учебника на с. 151, п. 3, абзацы 3–4, с. 153 до слов «получали увечья и раны», подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?
Учитель: Давайте проверим, с какими видами состязаний вы познакомились.
Слайды 15–18. (Демонстрируются)
Проведение физкультминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам размяться. Проведём мини-олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и…
Слайд 19.
Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.
Слайд 20.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие? Ученики делают предположения.
Слайд 21.
Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”
Учитель: А что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину?
Слайд 21. Запишите в своей рабочей тетради.
Учитель: В истории Олимпийских игр много интересных случаев, но есть и легенды. Давайте познакомимся с ними.
Слайды 22–23.
Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
Слайд 24.
4. Закрепление изученного материала.
Слайд 25.
Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
- Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.
- Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20/4=5).
Слайд 26.
Учитель: К великому сожалению аналогичный случай произошел и в современной истории Олимпийских игр летом 2008 г. В день открытия Пекинской олимпиады Грузия двинула военную технику на мирных жителей Южной Осетии, как вы думаете, разрешит ли Олимпийский комитет участвовать Грузии в олимпийских играх в Сочи в 2012 г. или поступит также, как поступили со спартанцами.
Самопроверка учащихся (задания на слайдах 27–31).
Учитель: Ребята на ваших столах есть задания для самопроверки, вам необходимо их выполнить.
А теперь поменяйтесь работами с соседом и давайте вместе их проверим. Будьте внимательны.
6. Домашнее задание.
Слайд 32.
5. Подведение итогов урока.
Включаем мелодию: «До свидания, Москва», выносим факел (приложение 3).
Слайд 33.
Эстафета Олимпийского огня прибыла к Вам из седой Греции. Я дарю его Вам в надежде, что в ваших сердцах он зажжет уважение, благородство и надежду на лучшее.
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.
Я приготовила для каждого небольшой сюрприз – шоколадную медальку с изображением флага страны, в которой проходили или будут проходить Олимпийские игры.
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 34.
Сегодня выходя с урока, вам представится возможность принять участие в одном из видов соревнований Олимпийских игр – баскетболе. У меня на столе находится корзина с мячами. Посмотрите внимательно на следующий слайд и выберите тот мяч, который соответствует вашему внутреннему состоянию после нашего урока.