Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с наиболее распространенными видами растений применяемых во флористике;
- продолжить формирование активного словарного запаса;
- научить детей распознавать и называть разные виды растений.
- Развивающие:
- продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;
- продолжить работу по формированию информационной культуры.
- Воспитательные:
- продолжить работу по выработке сознательной дисциплины у учащихся;
- продолжить работу по формированию навыков индивидуальной и групповой работы;
- продолжить работу по формированию эстетического восприятия окружающего мира, чувства прекрасного.
- Здоровьесберегающие: Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, гимнастику для глаз, релаксацию, развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Педагогические задачи:
- продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков;
- инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.
Ключевые понятия: флористика, растение, композиция, симметрия, динамика.
Характеристика урока:
- форма организации: мастер-класс
- тип урока: комбинированный;
- стратегия: исследовательская, развивающая.
Обеспечение урока:
- Книги о флористике .
- Ткань, картон, ножницы, канцелярский нож, бумага, клей.
- Семена растений. Засушенные листья, травы.
План урока:
- Целеполагание, создание положительной мотивации.
- Повторение и систематизация имеющихся у учащихся знаний.
- Физкультминутка.
- Техника безопасности.
- Пальчиковая гимнастика.
- Выполнение практической работы учащимися.
- Гимнастика для глаз.
- Анализ выполненных работ, мини-выставка.
Ход урока
Учитель начинает урок примерно такими словами: Сегодня вам предлагается продолжить работу в стиле флористики, одного из жанров декоративно-прикладного творчества. Это будет небольшое панно, заготовку для которого вы выполнили заранее. Назначение работы - украшение интерьера жилых помещений. Она может служить подарком для дорогих людей, так как несет тепло ваших рук и сердец. Перед тем, как приступить к работе вспомним название растений, плоды и семена которых мы используем не только в качестве украшений, а даже в нашем питании, медицине и косметике:
Арбуз. Родина – Южная Африка, где он растет в диком виде до настоящего времени. В 1 кг содержится 1 г железа. Применяется в различных диетах, лечебном голодании. Растертые семена с молочком служат противоглистным и кровоостанавливающим средством.
Дыня. Содержит много витаминов и минеральных веществ: С, Р. железо, калий, натрий. Хорошо утоляет жажду и успокаивает нервную систему. Является диетическим продуктом. Показана при малокровии, сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях печени и мочевого пузыря. Водный настой применяется при заболеваниях почек. Нельзя только переедать. В косметике применяются маски из мякоти, делающие кожу лица гладкой, придает глазам и волосам блеск, а губам упругость и свежесть.
Тыква. Семена – высокопитательный диетический белковый продукт, богатый витаминами, минеральными солями, вкусовыми веществами. Заготавливают для медицинских целей. Мякоть наиболее эффективна в свежем виде. Применяется для лечения заболеваний почек и печени, лечения кожных заболеваний, ею лечат ожоги, сахарный диабет.
Кабачок. Родина Центральная Америка. Наиболее популярная овощная культура. Содержит углеводы, аскорбиновую кислоту, каротин, комплекс витаминов группы В. У зрелых желтоплодных сортов каротина больше, чем у моркови. Улучшают пищеварение, выводят из организма вредные вещества, образующиеся при переваривании пищи. В семечках содержится большое количество белков, масла, богатого витамином Е. Используют в печеном, жареном, тушеном и консервированном виде, в салатах в сыром виде, делают оладьи, добавляют в тесто при домашней выпечке.
Перец. Родина Мексика, Гватемала. Поливитаминная культура. Витамин Р - прочность капилляров, группа В, калий, кальций, натрий, железо. При хранении витамин С не сохраняется. Плоды используются в свежем виде, тушеном, жареном, маринованном и сушеном виде. Из перца делают кетчупы, соусы, приправы, салаты.
Горох. Родина – Передняя Азия, Восточное Средиземноморье. Высокое содержание белка, калия фосфора, магния. Витамины А, В, РР, С. В народной медицине используют для лечения почечно-каменной болезни, для лечения нарывов и фурункулов. Семена гороха используют в супах, кашах, пюре, консервах. Муку добавляют в тесто при выпечке пшеничного хлеба для повышения калорийности и питательности. В свежем виде в мясные, рыбные, овощные салаты, винегреты.
Фасоль. Родина Америка. Содержит аскорбиновую кислоту, белки. Применяют для лечения диабета, гастритов с пониженной кислотностью, повышенном кровяном давлении, ревматизме, подагре. В быту - в свежем и консервированном виде, для супов, вторых блюд, гарниров.
Бобы. Родина - Средиземноморье. Возделывались в Палестине за тысячу лет до новой эры. Семена содержат провитамин А, группу В, РР, минеральные соли и ферменты. Белка больше, чем в горохе и фасоли. Рекомендуются при лечении, печени, почек, кишечника. Отвар или настой цветков используют как косметическое средство. В кулинарии используются в сыром, консервированном и вареном виде: супы, винегреты, вторые блюда, зимние салаты. Настои и отвары - косметическое средство. Нельзя есть в сыром виде, так как содержат токсические вещества.
В процессе работы используются семена и плоды и других растений: абрикос, слива, кизил, вишня, черешня, кедр, фисташки, кукуруза, апельсин, мандарин, лимон, яблоки, хеномелес, физалис, хурма, кориандр, сирень, ель, сосна, цветы цмина песчаного, анафалиса жемчужного и бессмертника, зонтики расторопши пятнистой. Используются грибы-трутовики, мох, лишайники, перья птиц, яичная скорлупа, отходы телетайпа, гнезда земляных ос и шершней, чешуйки георгин, береста, раковины речных и морских ракушек, улиток.
Сейчас мы разомнём пальчики, выполним несколько упражнений для пальчиков, глаз и примемся за работу.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Правила безопасной работы иглой и ножницами.
Игла - острый предмет. Пользоваться иглой надо осторожно!
- Хранить иглу в определенном месте.
- Не допускать потери иглы.
- Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.
- Сломанную иглу сдать учителю.
- При шитье применять наперсток.
- После работы нельзя откусывать нитку зубами.
Ножницы - острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
- Хранить ножницы в определенном месте.
- Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперед.
- Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
Физкультминутка.
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
(Вращение головой в стороны.)
Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА!
(Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад.)
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Раз, два, три, чеканим шаг.
(Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
(Дети садятся за столы.)
Выполнение практической работы:
Учащиеся, используют заготовки для работы, выполненные заранее. Они самостоятельно выбирают материал, необходимый для работы и наиболее полно соответствующий поставленной задаче.
Гимнастика для глаз.
- И.п. – сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15 с.
- И.п. – сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговые движения глазными яблоками, по 2-3 раза в каждую сторону.
- И.п. – сидя. 1- с напряжением закрыть глаза (зажмурить). 2 – раскрыть глаза и посмотреть в даль. Повторить 3-5 раз. Посидеть с закрытыми глазами 10-15 с.
После завершения работы дети делают анализ и обсуждение. Оценка производится по таким показателям: полное завершение работы, аккуратность исполнения, степень сложности, оригинальность. Приложение.
Завершается урок рефлексией: учащимся предлагается составить букет из цветов. Предлагаются заранее заготовленные из разноцветной бумаги изображения цветов: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, коричневые, черные. В зависимости от преобладающих цветов можно проследить эмоциональное состояние ребенка после занятия, удовлетворение от сделанной работы.